ТЕРРИТОРИЙ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ
ЛЕКЦИЯ № 5
Учебная цель: рассмотреть теоретические основы существующей практики территориального выделения особо охраняемых природных территорий, а также эколого-географический подход к их организации.
План:
5.1 Теоретические принципы пространственного формирования сетей природных охраняемых территорий.
5.2 Репрезентативность сети охраняемых объектов Украины.
5.3 Эколого-географический подход к организации системы охраняемых природных территорий.
Литература:
1. Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые природные территории. - М: Мысль, 1978.
2. Реймерс Н.Ф. Природопользование. - М: Мысль, 1990.
3. Вронский В.А. Прикладная экология. - Ростов-на Дону: Феникс, 1996.
Распределение охраняемых природных территорий в пространстве складывается в результате необходимости удовлетворения многих разнородных потребностей. Среди них доминируют тенденции:
- сохранить нечто редкостное - виды, объекты, их сочетания, законсервировать то, что в прошлом было широко распространенно, а теперь исчезает;
- представить типичное, которому угрожает повсеместное уничтожение, деградация, изменение;
- сохранить какие-то ресурсы то ли путем охраны на месте, то ли с помощью переноса с одного места на другое (акклиматизация), то ли путем консервации среды;
- обеспечить неизменность климатических и других условий жизни человека;
- отвести территории для отдыха.
Заповедование, как одна из форм землепользования, - такова теоретико-практическая основа сложения сети охраняемых природных территорий мира. Однако, землепользование понимается в данном случае несколько иначе, чем в сельском, лесном или иной хозяйстве.
Другой подход, особенно характерный для заповедной сети нашей страны, заключается в изъятии территорий заповедников из традиционного хозяйственного оборота в научных целях. Эксплуатация угодий исследовательскими учреждениями - тоже форма землепользования, но особого рода. Она сходна с созданием научного музейного фонда, в данном случае из ландшафтных эталонов. В связи с тем, что ландшафтная сфера распадается на региональные участки, число эталонов должно быть велико и соответствовать числу природных разностей.
Дополнительный критерий выделения заповедников - создание условий для жизни редких, исчезающих видов живого, а выделения национальных парков – еще и для удовлетворения потребности в рекреационных площадях.
Поскольку рекреационные территории с развитием транспортных связей могут располагаться вдалеке от городов, а редкие виды всегда входят в какие-то типичные экосистемы или физико-географические подразделения земной поверхности, указанные дополнительные критерии не определяют сети охраняемых природных территорий.
Как правило, их число уравнивают с количеством ландшафтных разностей в пределах географических районов или крупных экосистем, т.е. исповедуется принцип «каждому типичному подразделению природы - свой заповедник».
Предполагается, что уже в силу неукоснительного выполнения этого принципа, проблема охраны природы в ее пассивном виде будет автоматически решена. При этом, размер территориального подразделения земной поверхности, которое должно обладать собственным заповедником, определяется различными исследователями по-разному. В основу кладется принцип природоохранного районирования, т.е. деления земной поверхности на более или менее значительные территории со сходными природными условиями. Основные его единицы:
- зоогеографическая область
- биом
- биотическая провинция
На территории бывшего СССР выделяется физико-географическая область, называемая Палеарктикой. В ее пределах выделяются 9 типов биомов и 43 биотические провинции:
1) тундровый (1 провинция)
2) приокеанический луговой (2)
3) таежный (4)
4) летнезеленых широколиственных лесов (10)
5) вечнозеленых жестколиственных лесов (6)
6) степной (6)
7) пустынный (7)
8) высокогорный (3)
9) озерный (4)
Согласно рассмотренному принципу, на территории каждой биотической провинции должен находиться заповедник или несколько заповедников (национальных парков). Обеспеченность их заповедниками выражается определениями:
- не обеспечена
- слабо обеспечена
- удовлетворительно обеспечена.
Однако принцип «каждому региону - свой заповедник» в теоретическом отношении недостаточно обоснован. Его недостатки:
1) Наличие заповедника еще не означает сохранения даже флоры и фауны, т.к. это условие выполнимо лишь при очень значительных площадях охраняемых территорий.
2) Заповедник должен находиться в пределах зональных природных образований, типичных для региона, а он нередко занимает интразональные участки.
3) Не всегда можно найти в пределах выделенного типичного региона нетронутый участок, а иногда его выделение весьма проблематично.
4) Биотические образования суши и континентальных водоемов составляют единство, обычно не учитываемое при выделении охраняемой природной территории.
5) Не дополнив заповедник охраняемыми участками, где зимуют животные, характерные для данного региона, трудно ожидать полной охраны всего природного комплекса.
6) При регистрационно-статистическом принципе «один регион – один или несколько заповедников» не учитывается степень влияния хозяйства на выделенные охраняемые участки.
7) Нет единого мнения о границах регионов, а, следовательно, о числе заповедников.
Что касается районирования акваторий мира для целей выделения природных охраняемых участков, то, как таковое, оно не существует. Обычно заповедные акватории выделяются по принципу соседства с каким-либо заповедником. Образование отдельных заповедных участков, охватывающих небольшие континентальные водоемы, в мировой практике не редкий случай, однако теоретическая основа подобных мероприятий недостаточно ясна. Просто заповедуется что-то интересное.
Приблизительно таковы же основы создания национальных морских парков: есть какой-то залив или иной участок моря, имеющий познавательный или эстетический интерес, и это считается достаточным поводом для выделения акватории в морской национальный парк. Интерес у людей к жизни моря огромен, поэтому такие парки быстро оправдывают себя как коммерческие предприятия. Природоохранная их роль в целом не так велика.
Несмотря на то, что в большинстве случаев говорят о системе природных территорий или акваторий, изъятых для целей охраны экосистем, большинство специалистов, серьезно занимающихся проблемами заповедания, отмечают, что это всего лишь сети, а не системы. Сам подход к выделению охраняемых природных территорий и акваторий, в особенности заповедно-эталонного типа, основанный на выборе сегментов ландшафтов суши и моря, наименее подвергшихся влиянию человека, не позволяет создать более или менее стройной функциональной системы.
Другой подход к этой проблеме рассматривает естественную среду, в том числе охраняемые природные территории, в качестве необходимого компонента окружающей человека природы. Основная его мысль: урбанизированным районам необходима в качестве экологического противовеса естественная среда.
Для построения логико-математической модели эта среда условно делится на две градации:
- городская, развитая среда, требующая искусственных вложений энергии и капитала для ее поддержания;
- естественная среда, в таких вложениях не нуждающаяся.
В естественную среду включаются все экосистемы, от слабо освоенных участков природы до умеренно эксплуатируемых лесов, лугов, полей, рек, океанов, производящих полезную человеку продукцию и усваивающих отходы цивилизации без ощутимых экономических затрат со стороны человека. То есть в данном случае рассматриваются саморегулирующиеся экосистемы, с одной стороны, и регулируемые - с другой, причем критерием разделения служит экономический показатель достаточно высоких затрат на регуляцию.
В основу рекомендаций по выделению участков охраняемых природных территорий легли математический аппарат и практический опыт природопользования. По мнению отдельных авторов, для всех стран мира не менее 20 % земельных фондов должны составлять резерваты, сохранившиеся в состоянии, близком к природным режимам. Общим недостатком этих исследований является подход к проблеме без учета факторов социального порядка, т.е. факторов, являющихся следствием государственной политики в области природопользования, а она может быть различной.
Исследования, проведенные для территории бывшего СССР, также различны по своему характеру и применяемым методикам. Их анализ сводится к следующему варианту рекомендаций по соотношению интенсивно и экстенсивно эксплуатируемых площадей:
- арктическая и тундровая зоны: преобразованные участки - не более 2 %, естественные экосистемы (в том числе оленьи пастбища) – 98 %, а в некоторых случаях и наиболее уязвимых местах практически 100 %;
- северная часть зоны тайги и горные таежные районы: преобразованные участки - не более 20 %, с сохраненным природным режимом - 80-90 % площади;
- южная тайга: преобразованные участки - до 50 % площадей, естественные экосистемы - другая их половина;
- полоса широколиственных лесов должна иметь не менее 30-35 % естественных экосистем;
- лесостепь: соотношение между интенсивно и экстенсивно используемыми площадями примерно 2:1; как показывают исследования, выход за пределы 20 % площади естественных экосистем приводит к нарушению оптимального экологического равновесия;
- степная зона требует сохранения 35-40 % естественных экосистем, но местами допустимо распахивать до 80 % территории;
- полупустыни и пустыни требуют очень осторожного отношения. В них преобразование естественных экосистем в агрокомплексы нередко приводит к потере землями продуктивности. Без ирригации здесь практически всю территорию можно использовать лишь экстенсивно в щадящем режиме эксплуатации.
В настоящее время заповедные территории Украины оставляют около 4 % территории страны. Таким образом, сеть охраняемых природных территорий Украины нуждается в дальнейшем развитии. В этой связи, наша страна сейчас прилагает значительные усилия для сохранения своего биологического и ландшафтного разнообразия. Сложное экологическое состояние страны не позволяет внедрять природоохранные меры в полном объеме. В последнее время все усилия сконцентрированы на усовершенствовании законодательной базы Украины.
Однако, формирование сети природно-заповедных объектов Украины также в центре внимания страны. При этом, самым распространенным положением является: «для каждой физико-географической провинции – один заповедник». Таким образом, главный объект охраны большинства природно-заповедных территорий является ландшафт. Отдельные же виды охраняются существующими природно-заповедными объектами в случае, когда эти виды характерны для ландшафта.
При таком подходе большая часть видов выпадает из поля зрения природоохранных учреждений. Поэтому, необходимо изменить концепцию построения сети ПЗФ. I шаг – принятие «Программы финансирования национальной экосети Украины на 2000-2012 г.г (1999 г.)».
Создание экосети является логичным развитием природоохраны в Европе и Украине. Она рассматривается как единая территориальная система объектов, которые находятся под особой охраной, с целью сохранения всего биологического и ландшафтного разнообразия. Безусловно, система территорий ПЗФ является основной для создания экосистем. Однако, необходимо позаботиться о пополнении экосети территориями, которые обеспечивают существование популяций видов, мало или совсем не охраняемых в границах современных территорий ПЗФ.
Причем, создать природоохранный объект это еще не означает сохранить экологическую ценность территории. Территории нужен уход. Без него велика вероятность того, что со временем она потеряет свою экологическую ценность для видов, которые раньше поддерживала. Остаются только номинальные объекты без функционального наполнения. А ситуация в Украине складывается таким образом, что большинство природно-заповедных объектов, которые не имеют администрации (ранг заказника и ниже), со временем утратили свое охранное значение и нуждаются в ревизии.
Сложное экономическое состояние в стране обусловило невозможность государственных природоохранных учреждений наладить менеджмент, мониторинг и охрану объектов сети ПЗФ.
Негосударственный сектор общественных природоохранных организаций пока еще недостаточно развит для того, чтобы взять на себя эти функции. Несмотря на это, необходимо развивать государственные и общественные учреждения и организации в деле охраны окружающей среды.
Эффективность природоохранной работы зависит от выполнения или невыполнения нескольких главных составляющих. Это:
1. Инвентаризация территорий, которые имеют большое значение для сохранения биологического разнообразия в целом и отдельных видов в частности.
2. Придание им охранного статуса.
3. Мониторинг состояния территорий и популяций.
4. Менеджмент территорий.
5. Образовательные программы по формированию позитивного отношения местного населения к природоохранным объектам.
6. Поиск источников финансирования для внедрения всех перечисленных действий.
Наибольший эффект – от внедрения всех составляющих. С невыполнением каждого последующего элемента эффективность работы уменьшается. На современном этапе развития природоохраны в Украине наибольшие внимание уделяется внедрению первых двух составляющих. А в результате, мы имеем разветвленную сеть природоохранных объектов, большинство из которых потеряло или теряет свою экологическую ценность и существует лишь юридически.
На реализацию остальных составляющих государственные учреждения не имеют средств. Это обуславливает низкую эффективность сохранения видов животных и растений.