double arrow

Психологические состояния, определяющие особенности поведения личности в опасной ситуации

Выделяют ряд состояний, которые при влиянии на индивида, его личность формируют специфическое поведение последнего в опасных ситуациях. Под состоянием мы будем понимать определенное сочетание личностных структур и входящих в них элементов, обеспечивающих активность взаимодействия личности со средой на данный момент. Они могут, как способствовать решению сложных задач, так и мешать их успешному завершению. Например, состояние тревоги обычно способствует более быстрому обнаружению опасности, состояние же утомления, наоборот, снижает возможности человека по обнаружению опасности и противодействию ей. Наиболее укрупненными модулями личностной структуры формирующих ее состояние является то или иное сочетание на данный отрезок времени параметров когнитивной, эмоциональной и волевой сфер. Исходя из этого, состояние по выраженности реакции, можно располагать по шкале, где - на одном полюсе располагается состояние с ускоренным течением когнитивной, эмоциональной и волевой сфер, что соответствует возбужденному состоянию - ажитированным, а на другом – состояние с замедленным проявлением параметров сфер, что соответствует состоянию заторможенности, которое в одних случаях может проявлять как ступор, а в других - как депрессивность. Крайние выражения состояний в контексте определения безопасности оказывают дестабилизирующее влияние на личность.

Психическое состояние заключается в переживании человеком отражения общего фона психической деятельности и выступает общим функциональным уровнем психической деятельности, на фоне которого развиваются психические процессы. Среди психических состояний отдельной категорией выступают эмоциональные состояния. Эмоции возникли и развивались в процессе эволюции. Эмоциональное реагирование способствовало прогрессу приспособительной деятельности живых организмов (П.К. Анохин), это связь между окружающим миром и самим собой (К.К. Платонов).

Эмоциональное состояние это «длительное изменение нервного тонуса со сдвигами отношения человека к окружающему и к самому себе» А.В. Вальдман, оно «трансформирует нормальное поведение и течение мотиваций, меняет объем и характер ответных реакций» – Г.Ю. Волынкина, Н.Ф. Суворов. Эмоциональные состояния придают окраску психическим состояниям, регулируют их динамику (скорость, темп, интенсивность, переключаемость). В эмоциональном состоянии отражается целостная психофизиологическая деятельность в виде определенною уровня функционирования физиологических процессов и определенного уровня психической деятельности за некоторый относительно длительный промежуток времени. Изменение эмоциональною состояния связано с изменениями психической деятельности и с изменениями в физиологических процессах.

Среди многочисленных эмоционально-негативных состоянии выделяются прежде всего такие, как тревога, эмоциональная напряженность, утомление, депрессия, враждебность, фрустрация, эмоциональный стресс.

Общими характеристиками всех психических состояний, по которым проводится их классификация, являются

1. активационные (отражающие интенсивность психических процессов),

2. тонические (отражающие тонус, ресурс сил индивида),

3. тензионные (отражающие степень напряжения),

4. временные (отражающие продолжительность, устойчивость состояний) параметры. По временному параметру все состояния делятся на долговременные и кратковременные. По качеству (модальности), ведущему признаку, выделяются эмоциональные, активационные, тонические и тензионные. Признаком эмоционального состояния является доминирование той или иной определенной эмоции (Л. В. Куликов, 2000).

1. активационная характеристика — уровень мотивации, полное включение в ситуацию, поглощенность происходящим, либо, напротив, отстраненность, отчужденность, отгороженность от жизненных событий. В нейрофизиологии активация обозначает уровень функционирования центральной нервной системы. На психологическом уровне повышенная активация проявляется в ясности сознания, скорости действий, движений и психомоторных реакций, в энергичном поведении, в желании находить решения, в стремлении изменять ситуацию в желаемую сторону и преодолевать трудности. В большинстве случаев уровень активации обусловлен силой актуализированных потребностей и мотивов, оптимистическим отношением к жизненной ситуации, верой в свои возможности. В шкале активации на одном полюсе находятся возбуждение, подъем, повышение интенсивности психических процессов, темпа действий и движений, в то время как на другом тонусе — торможение, спад, снижение интенсивности и темпа.

2. тонус организма, его энергетические ресурсы за определенный промежуток времени также могут обуславливать ведущие параметры психических состояний. Тонус, в свою очередь, зависит от состояния здоровья субъекта в данный временной интервал, от характера выполняемой деятельности, интенсивности процессов общения, внешних (социальных) условий, составляющих микро- и макросоциальную ситуацию развития.

В физиологии термин «тонус» обозначает постоянную (фиксированную) активность нервных центров, некоторых тканей и органов, обеспечивающую готовность к действию. Тонус, как и активация, — стержневая характеристика состояния. На психологическом уровне состояния тонус ощущается как наличие или отсутствие энергии, большой или малый ресурс сил, возможность двигаться к поставленным целям, активно реагировать на возникающие трудности и преодолевать их. Для повышенного тонуса свойственна повышенная готовность к работе, субъективные ощущения внутренней собранности. Пониженному тонусу свойственна низкая работоспособность, усталость, несобранность, вялость, инертность, склонность обнаруживать реакции астенического типа на трудные жизненные ситуации.

3. Уровень напряжения может формироваться под воздействием внутренних (психологических) факторов, таких как повышенный уровень требований, предъявляемых к собственной личности; не уверенность в себе в трудной жизненной ситуации с опасениями и страхами перед лицом возможных неудач. Напряжение может быть связано и с воздействием факторов внешних: с особенностями актуальной ситуации (условиями деятельности и общения), с условиями конкурентности и соревновательности.

Напряжение является одной из важнейших характеристик состояния, которую обычно обозначают термином «тензионная». При организации любого поведения и деятельности в той или иной мере необходимо волевое регулирование, роль которого — преодоление конкурирующих ценностных ориентации, мотивов, целей, ценностей; эмоционального притяжения к различным объектам. Без освобождения приоритетных побудителей и сдерживания остальных целенаправленная поведенческая активность невозможна. Чем больше конкурирующих побудителей, чем ближе они по силе к ведущей ценностной ориентации, мотиву, цели, эмоциональному притяжению, тем больше нагрузка на волевую регуляцию, тем выше напряжение и все связанные с ним психологические проявления.

В шкале напряжения на одном полюсе находятся раскрепощенность, раскованность, расслабленность, внутренний психологический комфорт, непринужденность в действиях и поведении, а на другом полюсе — закрепощенность, зажатость, внутренний психологический дискомфорт, вынужденность поведения, переживания скованности и несвободы.

Если активация детерминирована потребностно-мотивационной сферой личности, то напряжение — актуальными характеристиками эмоциональной и волевой сфер.

В словаре психологии Дж. Древера (1974) напряжение определяется как чувство натяжения, общее ощущение нарушения равновесия и готовности изменить поведение при встрече с каким-либо yгрожающим ситуативным фактором. В. И. Медведев и А. М. Парачем (1971) определяют напряжение в контексте инженерной психологии как величину усилия, направленного на выполнение профессиональных функций. В соответствии с преобладанием тех или иных психических функций, которые вовлечены в текущую деятельность, авторы выделяют физическое, сенсорное, эмоциональное, интеллектуальное напряжение, напряжение ожидания, монотонии и политонии (вызванное необходимостью частого переключения внимания).

При любом виде напряжения возрастает сила и глубина эмоциональных реакций, интенсивность переживаний. В каждом психическом состоянии В. Вундт выделял две основные дихотомические характеристики: напряжение-расслабление, возбуждение-успокоение. Та или иная степень напряжения часто является фоном многих других психических состояний, что дает основание говорить о напряжении как стержневой характеристике состояния. Напряжение является обязательным признаком экстремальных (эксквизитных) психических состояний. Неблагоприятным фактором, повышающим уровень напряжения, является как перегрузка информацией, так и недогрузка информацией (Зинченко и др., 1974).

4. Временные характеристики психического состояния. Временные характеристики психических состояний рассматривались многими авторами в связи с проблемой формирования разнообразных патологических явлений, в частности, изучались, например, явления персеверации, которые характеризуются инертностью в переживаниях, неподатливостью изменениям, трудностью переключения (Н. Д. Левитов). По мнению К. К. Платонова (1984), психические состояния по параметру продолжительности занимают промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности: «Психические состояния достаточно продолжительны (могут продолжаться месяцами), хотя при изменении условий или вследствие адаптации могут и быстро изменяться». По степени постоянства В. Л. Марищук (1974) выделяет доминирующие (наиболее характерные для субъекта) и промежуточные (переходные) состояния. К. Е. Сосновикова (1975) описывает продолжительные, относительно малопродолжительные и кратковременные состояния. Е.П. Ильин (1980) выделяет мимолетные (неустойчивые), длительные и хронические состояния. Л.С. Соловьева (2003) разделяет эмоциональные состояния на текущие и преобладающие, доминирующие.

Текущие (актуальные) состояния более изменчивы, динамичны, они относятся к одному участку временной шкалы психических состояний. Доминирующие состояния характерны для личности в протяженном диапазоне ее настоящего, то есть в более широком масштабе времени, чем актуальный момент, определенный особенностями данной ситуации. Они в меньшей степени обусловливаются обстоятельствами актуальной, текущей ситуации с достаточно определенно очерченными временными рамками и в большей степени — факторами социально-психологического уровня личности. При таком ракурсе рассмотрения в структуре психического состояния необходимо выделять не только «доминирующую», но и ситуативную («текущую») составляющую. Доминирующие состояния являются фоном, на котором формируются и существуют актуальные (текущие) состояние (Л. В. Куликов, 2000).

Из числа хронических состояний в наибольшей степени изучено состояние хронического утомления, которое является психологическим эквивалентом астении. Причиной подобного рода затяжных психических состояний может являться эффект суммации: суммация эмоционального напряжения, накопление утомления, развитие хронического утомления. Существует представление о хроническом (эндемическом) стрессе, под которым понимают состояния психического напряжения разной степени выраженности, вызываемые у современного человека комплексом повседневно действующих разнообразных отрицательных факторов. Последствия подобных длительных состояний в течение длительного времени могут оставаться скрытыми.

Состояния, нарушающие равновесие личности со средой, могут возникать под воздействием чрезвычайных ситуаций. Среди таких состояний в первую очередь следует выделить утомление — комплекс физиологических сдвигов в организме, понижающих работоспособность и создающих конфликт между внешними требованиями и снизившимися возможностями человека (В.В. Розенблат). Для разрешения этого конфликта организм мобилизует внутренние ресурсы, переходит на более высокий энергетический уровень функционирования, что переживается в виде состояния усталости. Утомление развивается неравномерно и особенно сказывается в конце дня, недели. В периоды пика утомления частота несчастных случаев выше. Еще большую угрозу для безопасности деятельности представляет состояние переутомления. Если утомление является для человека нормальным, естественным состоянием, которое устраняется обычным отдыхом, то переутомление — патологическое состояние. Для устранения переутомления требуется медицинское вмешательство.

Развитие состояния усталости в значительной мере обусловлено психологическими факторами — потребностью в работе, мотивацией, интересом. Увеличение внешней нагрузки приводит к стрессу. Стресс может возникать, когда интенсивная работа и ограничения во времени вынуждают человека предельно напрягать силы и мобилизовать внутренние резервы. Экстремальность такой деятельности повышается из-за сильных внешних воздействий (шумы, сутолока), которые увеличивают информационную нагрузку, нарушают нормальные условия деятельности. Другой тип ситуации, при которой возникает стресс это однородность поступающей информации, недостаток межличностных контактов, низкая двигательная активность (P. Braton, 1970). В таких условиях, у человека возникает состояние монотонии, при котором необходимый уровень бодрствования, внимания приходится поддерживать за счет волевых усилий, что так же приводит к истощению ресурсов.

Одним из факторов, вызывающих у нас изменение психического состояния является стресс. Стресс рассматривается и с точки зрения фактора, влияющего на изменение психического состояния и с точки зрения непосредственно самого состояния. В широком смысле слова стресс определяется как неспецифический ответ организма на любое изменение условий, требующее приспособления (В.Г. Ромек, В.А.Конторович, Е.И.Крукович). Г. Селье выделил три основных стадии развития стресса:

Первая стадия – аларм-стадия, или стадия тревоги. На этой стадии происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Эта стадия длится от нескольких часов до двух суток и включает в себя две фазы:

1. фаза «шока» – общее расстройство функций организма вследствие психического потрясения или физического повреждения;

2. фаза «противошока» - мобилизация защитных реакций организма.

На этой стадии часто проходят психосоматические заболевания: гастриты, аллергии, язвы, мигрень и т.п.

Вторая стадия – стадия резистентности, или сопротивления. Она возникает в том случае, если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие. На этой стадии практически исчезает тревога, повышается уровень сопротивляемости организма, осуществляется сбалансированное расходование адаптационных ресурсов. Если стрессогенный фактор является чрезвычайно сильным или действует длительно, развивается стадия истощения.

Третья стадия – стадия истощения. На этой стадии происходит утрата резистентности, истощение психических и физических ресурсов организма, вновь появляются признаки тревоги.

Помимо стадий развития стресса, выделяют пять фаз адаптации при стрессе (С.Л. Петров, 2000):

1. Разрушение привычного функционирования организма. На данной фазе происходит активизация адаптационных форм реагирования. Продолжительной фазы – минуты, часы. Наблюдаются стенические эмоции, повышение работоспособности.

2. Фаза становления нового функционирования организма. Здесь происходит перестройка организма на максимально возможное реагирование в ситуации продолжающего воздействие стресса. Снижается работоспособность, проявляются болезненные состояния.

3. Фаза неустойчивой адаптации предполагает частичную адаптацию к жизнедеятельности в новых условиях.

4. Фаза устойчивой адаптации соответствует стадии резистентности.

5. Фаза разрушения систем функционирования организма (истощение). Человеческий организм не в состоянии функционировать в новых условиях, ввиду истощения адаптационных возможностей.

Стресс можно рассматривать в 2-х видах – как некий факт внешней реальности, вызывающий неспецифическую реакцию организма (Селье) и как процесс, предполагающий усилия по преодолению и совладанию с некой травмирующей ситуацией (Абабков, Перре). Совладание предполагает выработку стратегий поведения (копинг) или формирование механизма защиты.

6. Фаза неустойчивой адаптации предполагает частичную адаптацию к жизнедеятельности в новых условиях.

7. Фаза устойчивой адаптации соответствует стадии резистентности.

8. Фаза разрушения систем функционирования организма (истощение). Человеческий организм не в состоянии функционировать в новых условиях, ввиду истощения адаптационных возможностей.

(Пере, Брауман. Клиническая психология):

· Стресс как событие, несущее дополнительную нагрузку, в результате мы получаем ситуативный стресс, раздражающий, он отягощает и усложняет течение события.

· Стресс как реакция на определенное событие – связан с эмоциональной реакцией и предполагает некий процесс - стрессовое переживание

· Стресс как промежуточная переменная – это промежуточный процесс между раздражителем и реакцией на него.

· Стресс как трансактный процесс – столкновение индивида с окружающим миром. Он начинается со специфической оценки какого-либо события и собственных ресурсов по его преодолению.

Для того чтобы определить факторы, оказывающие влияние на формирование психосоциального стресса, надо изучить следующие обстоятельства жизни:

1. Систему и особенности его отношений:

ü супружеские (как брачные, так и внебрачные связи) отношения, например помолвку, брак, конфликт, развод, смерть одного из супругов: родительские отношения, например, является ли больной родителем, конфликты с ребенком, болезни ребенка;

ü межличностные отношения: переживания, связанные с отношениями с друзьями, соседями, коллегами, другими членами семьи (кроме супругов), например болезнь лучшего друга, конфликтные взаимоотношения с начальством;

ü профессиональные отношения включают работу, школу, домашний труд, например безработица, уход на пенсию, неприятности в школе.

2. Условия жизни, например смена квартиры, угроза, опасности, иммиграция.

3. Материальные затруднения, например недостаточный уровень материального благосостояния, изменения финансового статуса.

4. Юридический статус, например арест, заключение в тюрьму, тяжба, суд.

5. Особенности развития: фазы жизненного цикла, например пубертатный, переход к взрослому состоянию. Менопауза, <приближение к 50 годам>.

6. Физические заболевания или травмы, например болезни, несчастные случаи, операции, аборты.

7. Другие психосоциальные стрессовые факторы, например стихийные бедствия или причиненные людьми страдания, нежелаемая беременность, внебрачный ребенок, изнасилования.

8. Семейные факторы (для детей и подростков): кроме вышеприведенных, для детей и подростков могут иметь значение следующие родителями или по отношению к ребенку, физическое или психическое заболевание у кого - либо из членов семьи, отсутствие родительской ласки или грубое обращение с ребенком, недостаточное внимание со стороны родителей; стрессовые факторы: холод, враждебность, вмешательство, оскорбления, конфликты или непримиримые противоречия между недостаточная, избыточная или запутанная социальная или когнитивная информация, ненормальные отношения в семье, например смена лиц, опекающих больного, приготовления к частым визитам, воспитание больного в семье приемных родителей, воспитание в специальных учреждениях, потеря наиболее значимых для больного членов семьи.

Перечисленные обстоятельства жизни включают в себя и психосоциальные ресурсы личности, при обращении к которым индивид может снизить силу воздействия стрессовой реакции.

Ресурсы личности – способности, которые позволяют индивиду поддерживать чувство стабильности и целостности в разных ситуациях и в разное время.

ü Способность переживать, переносить и интегрировать сильные воздействия;

ü Способность сохранять ощущение жизненной силы, позитивного настроя, уверенности в том, что ты достоин любви;

ü Способность поддерживать чувство связи с другими людьми. Ресурсы Ego (способности, позволяющие индивиду реализовать свои потребности и взаимодействовать с другими людьми)

ü Навыки самоосознавания: интеллект, способность к интроспекции, сила воли и инициативность, нацеленность на личностный рост, осознание собственных потребностей, способность видеть перспективы;

ü Навыки межличностного взаимодействия и самопомощи: способность предвидеть последствия, способность устанавливать зрелые отношения с другими, способность устанавливать границы в межличностных отношениях. Психологические потребности и когнитивные схемы

ü Безопасность: чувство защищенности себя и своих близких;

ü Уважение: ощущение собственной ценности и умение ценить других;

ü Доверие/зависимость: способность быть уверенным в себе и реализовать свои потребности; признавать право другого человека иметь собственное мнение и реализовывать свои потребности;

ü Контроль: способность управлять своими чувствами и поведением в межличностных отношениях, а также влиять на других людей;

ü Близость: умение находиться в контакте с самим собой и чувствовать связь с другими.

Истощение адаптационных возможностей приводит к появлению негативных изменений в психическом состоянии человека.

Стресс, в зависимости от его уровня, порождает различные результаты. Он проявляется в адаптационном синдроме как полезная, вегетативная и соматическая реакция организма на резкое увеличение общей внешней нагрузки. Он состоит в росте биоэлектрической активности мозга, в повышении частоты сердцебиений, росте систолического давления крови, расширении кровеносных сосудов, увеличении содержания лейкоцитов в крови, т.е. в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Ем не менее, стресс оказывает положительное влияние на деятельность до определенного критического уровня. При превышении этого уровня развивается процесс гипермобилизации, который влечет нарушение саморегуляции и снижение результатов деятельности. Превышающий критический уровень стресс называют дистрессом, так называемый стресс со знаком минус. Проявление активации в проблемной или опасной ситуации индивидуальны и взаимосвязаны с ростом активации нервной системы, что экспериментально подтверждено Р.Иерксом и Дж.Додсон. Люди с сильной нервной системой под воздействием активации повышают продуктивность. Люди со слабой нервной системой и более тревожные отвечают высокой активацией уже на простые задачи; задачи, которые у людей более сильного типа вызывают небольшой стресс, у слабых порождают дистресс.

Страх перед несчастным случаем или тревога могут порождать стрессовое состояние. Состояние страха является эмоциональной реакцией на неизбежность состояние тревоги — это реакция на отрицательное событие, которое, еще можно предотвратить. Реакция страха будет заключаться в направленности организма на самосохранение, реакция тревоги — на мобилизацию внутренних ресурсов с целью предупреждения возникновения нежелательного события.

Страх ведет к нарушению процессов саморегуляции и возникновению дистресса. Состояние тревоги способствует целесообразной мобилизации ресурсов организма на предупреждение отрицательных событий. Тревога целесообразное иполезное состояние в деятельности, страх перед опасностью в условие деятельности вреден.

Но важно отличать временные состояния тревоги от тревожности как устойчивого свойства личности, которое является показателем ее потенциальной предрасположенности к чрезмерным эмоциональным реакциям на угрозы и трудности. У людей с устойчиво и ярко выраженным свойством тревожности состояние тревоги, возникает легче. Уровень тревоги в этом случае уже не является оптимальным.

В состояниях напряженности поведение в значительной мере характеризуется преобладанием стереотипных ответов, неадекватных ситуаций. В первую очередь страдают сложные формы целенаправленной деятельности, ее планирование и оценка. Возникающие при этом нарушения происходят на разных уровнях. В. Л. Марищук и сотр. (1987) отмечают общую тенденцию к понижению устойчивости психических процессов, что может выражаться в «блокаде» восприятия и мышления, памяти и практических действий субъекта; это, в свою очередь, может привести к физическому распаду деятельности, самоустранению человека от продолжения работы.

Выраженная личная тревожность так же оказывает большое влияние на способность к адекватным действиям в стрессовой ситуации, и соответственно на особенности возникновения ПТСР.

Высокий уровень развитости креативных способностей человека, позволяет сформировать систему совладания со стрессом в самых разнообразных и неожиданных ситуациях.

Типы отношения человека к самому себе влияют и на его поведение в стрессе.

В. И. Медведев (Медведев В.И., Парачев А.М. Терминология ипнжинерной психологии.Л., 1971) выделяет три типа отношений человека к самому себе в ситуации стресса.

· отношение к себе как к «жертве» экстремальной ситуации, фиксация на подобном отношении усугубляет стресс, можно назвать это отношение «примитивно-эгоистическим»;

· сочетание отношения к себе как к «жертве» с пониманием себя как «ценности», доверенной себе же, такое отношение можно назвать объективно-индивидуалистическим, оно способствует самосохранению личности;

· отношение к себе как к одному из ряда людей, этот тип отношения больше всего способствует сохранению эффективной деятельности при стрессе.

Завышенная самооценка снижает способность адаптации в стрессе (Я. Рейковский), недостаточная уверенность в себе и своих силах так же влияет на выраженность эмоционального стресса (В.Л. Марищук). Таким образом, можно говорить о том, что неадекватная самооценка влияет на развитие ПТСР.

Кроме перечисленных состояний, в контексте поведения личности в чрезвычайной ситуации описывают такие состояния, как психогении и постстрессовые психические состояния, проявляющиеся в последствии у людей, переживших различные чрезвычайные ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: