double arrow

Основная задача психодиагностики

Согласно определению Ю.М.Забродина, предметная область психодиагностики включает в себя два типа задач: научно-исследовательские; научно-практические.

1. Научно – исследовательские задачи подразделяются на следующие классы:

• методологические, включающие фундаментальные принципы, определение предмета, категориальную базу, общую теорию метода:

• теоретические, включающие разработку теории и построение указанных выше трех групп моделей; теорию измерения психических явлений с вопросами сбора, анализа и психологической интерпретации данных, и т.п.

• экспериментальные, связанные с эмпирическим исследованием новых закономерностей и механизмов психической регуляции поведения и
механизмов развития психики субъекта, а также с отработкой и апробацией новых методов и техник психодиагностики.

2. Практические задачи включают классы задач:

• информационные (измерительные) связанные с определением параметров психодиагностической модели соответствующей психологической структуры модели личности, модели интеллекта, модели способностей «черт», «признаков» и т.п.

• технологические (инструктивные), включающие вопросы анализа оценки, конструирования психодиагностического метода;

• интерпретационные (прогнозно-ориентированные), включающие процедуру и порядок составления психодиагностического заключения;

• корректирующие (психологического воздействия), включающие технику психологической беседы, сопровождения и поддержки, консультационные методы, техники личностной защиты, медитации, тренинги разного рода, техники развития и т.п.

• в этом контексте самостоятельным основанием традиционное выделение психодиагностических задач в узком (прагматическом) смысле, которое задает различия по целям и практическим задачам деятельности психодиагноста и определяет весь комплекс (план) его профессиональной деятельности, Частными примерами здесь являются задачи:

• профессиональной ориентации, сопровождения профессиональной карьеры и личностною выбора.

• профессионального отбора и распределения, профессиональной адаптации и рекреации, профподготовки, управления состоянием, управления развитием и др.

• психологического консультирования и помощи в решении социальных и личностных проблем

2.

Психодиагностика тесно связана с дифференциальной психологией – наукой о существенных различиях в психических функциях и свойствах, а также с психометрикой, которая направлена на количественное определение психических явлений.

Выявление индивидуальных особенностей человека с помощью психодиагностики стало возможным после возникновения в психологии ряда необходимых предпосылок. Можно говорить о четырех наиболее важных источниках становления психодиагностики: экспериментальная психология, дифференциальная психология, прикладная психология и тестология.

Психодиагностика и дифференциальная психология не противостоят, а дополняют друг друга, образуя единое целое. Они являются двумя ветвями психологической науки, имеющими общую специфическую область исследования: изучение степени выраженности и взаимодействия психических свойств личности в ходе отражения действительности и регуляции поведения, которые они исследуют в разных (дифференциальном или индивидуальном) аспектах.

Тестология. Тестология оказала на психодиагностику наиболее сильное влияние, поскольку ею были разработаны такие способы объективного выявления психических свойств, которые частично сохранили свое значение до настоящего времени. Основателем тестовой диагностики единодушно считается известный американский психолог Дж. М. Кеттел (1890), Его статья “Умственные тесты и измерения” оказала решающее влияние на

разработку точных методов диагностики. Кеттел, который ввел и сам термин “тест”,ставил перед собой задачу изучения целостной личности. С этой целью им было проведено 10 простых экспериментов (измерение силы левой и правой рук с помощью динамометра, скорости реакции на звуковой раздражитель, скорости запоминания 10 названных цветов и т. д.). Эти и многие другие исследования, проведенные его учениками, оказались малоплодотворными, так как в их основе лежало весьма примитивное.

3.

Можно выделить две функции психологической диагностики — научную и практическую.

Первая характеризует ее как научно-исследовательскую область и представляет собой деятельность по конструированию психодиагностических методик. Поскольку их используют в практических целях, к ним предъявляются особые требования, связанные с повышением точности и объективности показателей, они разрабатываются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев. В первую очередь это делается для того, чтобы оценить их качество и практическую полезность, пригодность для решения прикладных задач.

Психодиагностические методики — это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей.

Вторая функция психодиагностики реализуется практическими психологами, использующими диагностические методики. Психодиагносты-практики измеряют, анализируют, оценивают индивидуальные особенности человека или выявляют различия между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Эти виды деятельности практических психологов называются постановкой диагноза и осуществляются ради решения определенных прикладных задач. Слово «диагноз» (от греч. diagnosis) означает распознавание, обнаружение.

В разных жизненных сферах и видах деятельности возникают практические задачи, успешность решения которых зависит от учета индивидуальных или групповых психологических особенностей людей. Так, в практике образования и воспитания необходимо выявление психологических различий между детьми для осуществления индивидуального подхода к ним. Для обеспечения эффективной профессиональной деятельности иногда требуется отбор по психологическим и психофизиологическим качествам.

4.

Рядом исследователей диагностика в самом общем виде понимается как особый вид познавательного процесса, как особая деятельность распознавания в отличие от научного познания, с одной стороны, и от узнавания или опознавания, с другой [54, 169 и др. ]. Научное познание представляет собой эвристическую, исследовательскую деятельность, целью которой является получение нового знания. Распознавание в отличие от нее не связано с обнаружением неизвестных науке фактов и законов, конструированием нового знания.
Сказанное не означает, что в диагностической деятельности в качестве побочного продукта не может быть получено новое знание. Отсутствие, например, во врачебной диагностике цели открытия ранее неизвестного обществу знания не исключает того, что результаты отдельных диагностических актов могут внести вклад в медицинскую науку. Однако познавательный процесс в этом случае, строго говоря, уже выходит за пределы диагностических задач, поскольку результат диагностической деятельности выступает в качестве средства развития науки. При постановке же диагноза главной целью является распознавание частного случая заболевания, а научное знание используется в качестве средства достижения этой цели [161. С. 10].
Несмотря на то, что распознавание и научное познание имеют общие черты (движение дознания от явления к сущности, сложность), распознавание неправомерно отождествлять с научным познанием. Однако нельзя не замечать и их взаимообусловленности. Предварительным условием научного (эвристического) познания является распознавание изучаемых явлений в самых различных вариантах и модификациях, но, с другой стороны, новые данные, полученные в эвристической деятельности,
сразу же берутся человечеством на службу распознавания нового явления в практических целях. О влиянии эвристической деятельности на диагностику говорит и то, что фактически все методы научного исследования, возникшие в различных областях естествознания, используются не только в целях чисто научного познания, но и в целях распознавания. В связи с этим в научной литературе отмечается как неслучайный факт то, что в сфере распознавания тех или иных необходимых обществу явлений, а также в связанных с ней областях науки занято наибольшее число ученых [169. С. 5].
Узнавание, частным видом которого является опознавание, представляет собой элементарный акт познания. Узнавание ограничивается воспроизведением целостного образа объекта по одному или нескольким признакам [54. С. 27]. Оно относится к сфере чувственного эмпирического познания, к области обыденного сознания.

Сложность
диагностической деятельности заключается в том, что один и тот же набор признаков может вызываться различными причинами. Другая специфическая особенность диагностики заключается в том, что в процессе диагностического познания осуществляется определение состояния единичного объекта.

5.

Задачи закрытого типа- тип задач тестовых, предусматривающих различные варианты ответа на поставленный вопрос, задание. Из набора предлагаемых вариантов испытуемый выбирает один или несколько правильных, по его мнению, ответов.

Выделяют- альтернативные задачи(наличие двух вариантов ответа). Достоинство- простота процедуры регистрации и обработки данных. Их использование связано с повышенным риском возникновения ошибочных ответов и воздействия различных факторов, мешающих проведению обследования.

Задачи с множественным выбором предусматривают большее количество возможных ответов. В них не может быть правильных и неправильных ответов. Ответ носит характер вербальной шкалы с указанием степени выраженности признака, меры согласия с содержанием пункта. Вероятность угадывания ниже, чем в альтернативных задачах.

Задачи, построенные по принципу восстановления соответствия частей, являются модификацией задач с множественным выбором. Здесь в блок объединяются ряд задач и ответов на них, при этом количество задач и решений может совпадать или число ответов может быть больше, чем число задач данного блока.

Задачи с переструктурированием данных требуют восстановления правильной комбинации элементов какой-либо конструкции. Эти задачи чаще всего применяются в практических тестах, а также методиках, носящих предметный характер. Основным преимуществом данного вида задач является возможность фиксации последовательности и хода их решения, а также качественного анализа.

Задачи открытого типа – тип задач тестовых, предусматривающих свободные ответы испытуемого по существу задания без предлагаемых вариантов ответов. Испытуемый должен выполнять задание по своему устроению. Они позволяют получить разностороннюю развернутую информацию об испытуемом, существенно расширяют возможности качественного анализа данных обследований. Такая форма ответов чаще всего применяется при анкетировании, интервью, проективных методиках.

Задачи тестовые- отдельные задачи методики, служащие в совокупности для моделирования исследуемой деятельности, актуализации изучаемых психологических качеств, анализа установок и отношений личности.

6.

Психологический диагноз - это структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, мотивов, устойчивых особенностей личности.

Психологический диагноз - это не заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию. В современной психодиагностике психологический диагноз не сводится к фиксации и не связан с прогнозом возможных психических заболеваний. Он может быть поставлен любому здоровому человеку и означает структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, стилевых черт и мотивов личности.

Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм. Один из простейших вариантов "диагностограммы" - психодиагностический профиль.

Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния, что необходимо для выбора оптимального метода взаимодействия с человеком в этом состоянии).

7.

Для понимания возможностей психодиагностики, на наш взгляд, имеет принципиальное значение то, какие методы использует психолог в своей работе - тестовые или экспертные (см. Основы психодиагностики, 1996). Остановимся на этом несколько подробнее.

Тестовые методы предполагают использование тестов как относительно кратких стандартизованных испытаний, позволяющих дать количественную и качественную оценку психологических особенностей человека. Стандартизованное испытание подразумевает наличие стандарта процедуры проведения тестирования, обработки его результатов и их содержательной оценки, который задается разработчиком теста, а от пользователя требуется строгое его соблюдение. Только при соблюдении стандарта пользователь сможет "воспользоваться плодами труда" разработчика, т.е. оценить своего клиента с помощью тестовых норм и данных по содержательной интерпретации. Основными атрибуты качественного теста являются: стандартный тестовый материал, ключи для обработки, тестовые нормы, сведения об основных характеристиках теста - валидности и надежности, которые позволят пользователю оценить качество теста и его соответствие задачам исследования, а также основы интерпретации, пользуясь которыми можно "перевести" количественный показатель испытуемого в описание его психологических особенностей.

В отличие от тестовых методов, экспертные (клинические) методы не предполагают стандартизации. Процедура их проведения и анализа задана не так жестко, как для тестов, и может быть изменена психологом, если он сочтет это целесообразным. Их результатом является качественная оценка психологических особенностей испытуемого. Как правило, экспертные методы предполагают развернутое взаимодействие между психологом и испытуемым. Они позволяют дать углубленное целостное описание психики человека, дают возможность гибко адаптировать процедуру психодиагностического исследования к индивидуальным особенностям конкретного клиента. Однако при работе с экспертными методами следует учитывать, что они как правило не имеют жесткой схемы анализа и интерпретации результатов, и поэтому эффективность их применения зависит от опыта и интуиции психолога. Чем меньше опыт применения методики, тем меньше информации она дает психологу, тем больше вероятность неправильных выводов.

Таким образом, работа психолога в рамках тестового или экспертного подхода приципиально различается по своей "идеологии". Оба они могут дать богатую информацию практическому психологу, для чего необходимо четко представлять, с каким методом - тестовым или экспертным - и с помощью какого подхода психолог работает. Однако на практике это происходит далеко не всегда, и поэтому с тестами работают как с экспертными методами, произвольно меняя процедуры и не заботясь о проверке качества теста, а от экспертных методов ожидают строгости и однозначности результатов, реально возможных только при работе с тестами.

8.
2. история психодиагностики как науки. Выделилась из общей психологии на рубеже 19 и 20 веков под воздействием требований практики.
Возникновение подготовлено несколькими источниками.
а) экспериментальная психология - экспериментальный метод лижет в основе большинства психодиагностических методик. Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии, которая сама возникла в 50-70 годы, что связано с физиологизацией психологии.
Развитие физиологии органов чувств показало, что психическое включено в работу физиологических систем. Методы психологии заимствованы у других естественных наук.
1878 год - год появления экспериментальной психологии. Вильгельм Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге.
Наметил 2 направления: естественнонаучное, культурно-историческое.
Экспериментальные методы можно применять только в рамках естественнонаучного направления, для изучения моторики и сенсорики - низшие уровни психики.
Душу так изучать нельзя, единственный метод - интроспекция. Вунд измерял скорости реакций на разные стимулы.
Позже стали проявляться и другие лаборатории (Голландия, Англия, Франция). Постепенно стали измерять и другие психологические явления.
Фр.Гальтон - создатель ассоциативного эксперимента: изучал особенности мышления. В 1879 году опубликовал результаты. Списки несвязанных слов между собой, слова ассоциации - время их возникновения.
Метод хронометрии для изучения мыслительных процессов.
Первый психологический экспериментальный метод - Г.Эббингауз: изучал законы памяти с помощью бессмысленных слогов (сочетание звуков, не имеющих конкретного значения)
Джеймс Кеттел - изучал законы внимания и навыков чтения с помощью объективных методов фиксации времени.
Во второй половине 19 века стала складываться экспериментальная психология. Стало возможным зарождение знания об индивидуальных различиях людей.
б) дифференциальная психология - исследования индивидуально-психологических различий. Их диагностика невозможна. Описывают их природу.
Толчком для возникновения психодиагностики были требования практики:
1. медицинская практика (исследование и лечение умственной отсталости - дифференцировка уровней отсталости).
Э.Сеген - один из методов диагностики умственной отсталости (тест воспроизведения прежнего порядка на доске).
История психодиагностики - еще и история теоретического обоснования ее методов.
Теоретическим обоснованием тестового метода является бихевиоризм: между организмом и средой есть детерминируемые отношения. В среде есть стимул, на который должен отвечать организм.
Единственное, что поддается объяснению - это поведение. Тестовые методы фиксируют внешнее поведение человека, внешнюю реакцию на стимулы.

9.

Истоки проективной техники следует искать в исследованиях Ф. Гальтона, изучавшего ассоциативный процесс. Позднее К.Г. Юнг, также обратившийся к ассоциациям, создает тест, позволяющий актуализировать переживания — комплексы личности. В конце XIX — начале XX вв., стремясь исследовать воображение, Ф.Е. Рыбаков в России, А. Бине во Франции, а также и другие психологи экспериментировали с аморфными цветными и монохромными чернильными пятнами, которые, как и облака, напоминали людей, животных, разные события жизни. В этом же ряду стоят и работы, в которых фантазия стимулировалась специально подобранными сюжетными картинками. Психологам и психиатрам было хорошо известно, что рассказы их подопечных по «пятнам», сюжетным картинкам дают возможность судить о потребностях, интересах личности, их патологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: