Психологическая характеристика (дошкольный возраст).
Ф.И.О. ребенка ________________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________
Адрес________________________________________________________________________
Сведения о родителях: _________________________________________________________
1.Сроки пребывания в ДОУ (в каком возрасте поступил, откуда поступил: из семьи, из другого ДОУ (причина перевода), оценка адаптации ребенка в группе).
2.Общее впечатление о ребенке (внешний вид; контактность; эмоционально-поведенческие особенности).
3.Представление об окружающем (фамилия, имя, отчество; возраст; адрес; понимание близкородственных связей; социально-бытовая ориентировка).
4.Особенности психофизического развития (особенности общей и мелкой моторики; ведущая рука)
5.Характеристика познавательного развития:
· Особенности восприятия (усвоение сенсорных эталонов цвета, формы, величины, целостное восприятие объектов, пространственные и временные представления)
· Особенности внимания (устойчивость; концентрация; объем; избирательность; распределение; переключаемость).
· Особенности памяти (преобладающая модальность; запоминание и воспроизведение, объем запоминания, продуктивность).
· Особенности мышления (форма мыслительной деятельности, операции анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения, умение устанавливать причинно-следственные связи).
· Особенности воображения (репродуктивное, творческое)
6. Характеристика личностно-эмоционального развития:
7. Особенности личности ( личностная активность, направленность, самооценка, самосознание, преобладающие мотивы, уровень притязаний,).
8. Индивидуально-типологические особенности (темп деятельности, работоспособность)
9. Особенности эмоционально-волевой сферы (эмоциональный фон, эмоциональная лабильность, факторы эмоционального напряжения, распознавание эмоций, произвольность, целенаправленность деятельности)
10. Особенности коммуникативного развития (особенности общения с родителями, педагогами, сверстниками, социальный статус в группе, поведение в конфликтной ситуации).
11. Особенности игровой деятельности (соответствие игры физиологическому возрасту; любимые игры).
Комплекс психолого-педагогических мероприятий.
Предварительное заключение.
««____________________20_____г
Педагог-психолог:_______________________________подпись
Руководитель:______________________________________подпись
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТРИСТИКИ РЕБЕНКА (по данным диагностического обследования)
Педагог-психолог либо составляет комплексную психологическую характеристику ребенка, включающую все разделы данной схемы, либо характеризует отдельные стороны психического развития, выбирая из схемы необходимые разделы по запросу.
1. Личность (интегративные качества: любознательный, активный; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, свойственные возрасту; способный управлять своим поведением).
1.1. Адаптация к условиям детского сада:
- адаптирован (жизнерадостен, активен, инициативен, любознателен);
- не адаптирован (эмоционально напряженно переносит переход из домашних условий к условиям детского сада и длительное отсутствие матери, неохотно контактирует с педагогами и детьми, отказывается принимать участие в общей деятельности, с трудом выполняет режим дня в детском саду, часто болеет).
1.2. Мотивы поведения и деятельности:
- преобладающие мотивы (игровые, соревновательные, познавательные, личностные, вещественные, нравственные, достижения, избегания неудач);
- наличие системы, соподчинения мотивов;
- способность сдерживать непосредственные побуждения;
- сформированность общественных мотивов, их влияние на деятельность;
- выраженность интересов, их направленность на определенную деятельность (чем больше всего любит заниматься, может ли сам занять себя).
1.3. Самосознание:
- особенности самооценки (устойчивая, неустойчивая, завышенная, заниженная, адекватная; наличие самооценки по результату, предвосхищающей самооценки);
- уровень притязаний (завышен, занижен, адекватный);
- представления о себе (информативные или неинформативные, реалистические или нереалистические, адекватные или неадекватные);
- ориентация на нравственные нормы (отражает в речи, выполняет, оценивает свое поведение и поведение другого: сам или с помощью взрослого).
2. Эмоционально-волевая сфера (интегративные качества: эмоционально отзывчивый; способный управлять своим поведением).
- Выраженность способности к целенаправленной деятельности, сформированность функции планирования;
-устойчивость или резкая смена настроения;
- общий эмоциональный фон (повышенный, пониженный, адекватный);
- разнообразие переживаний и способы их выражения (вербальные и невербальные);
- характер эмоционального реагирования на похвалу и порицание;
- проявления высших чувств.
3. Познавательные процессы (интегративные качества: способный решать интеллектуальные и личностные задачи, свойственные возрасту; любознательный, активный).
3.1. Мышление.
Установление причинно-следственных связей:
- (не) правильно устанавливает;
- (не) правильно объясняет;
- (не) замечает ошибки.
Аналитико-синтетические умения:
- (не) устанавливает соотношение «целое - часть»;
- (не) делает умозаключения на основе анализа, прогнозирует;
- (не) устанавливает взаимосвязь частей объектов;
- (не) проявляет наблюдательность, (не) отражает результаты наблюдения в речи.
3.2. Свойства и виды внимания:
- (не) легко привлекается внимание;
- (не) может сосредотачиваться при выполнении задания;
- (не) отвлекается, (не) проявляет рассеянность;
- (не) легко переключается с одной деятельности на другую;
- (не) проявляет элементы произвольного и послепроизвольного внимания (после 5 лет).
3.3. Зрительное внимание и восприятие:
- (не) называет предметные картинки;
- (не) узнает предмет по контуру;
- (не) узнает неполный рисунок;
- (не) узнает перечеркнутые фигуры;
- (не) узнает наложенные друг на друга изображения, предметы;
- (не) устанавливает сходство и различие предметов;
- (не) правильно отражает сходство и различие в речи.
3.4. Слуховое внимание и восприятие:
- (не) различает на слух речевые и неречевые звуки, ритмически организованные последовательности.
3.5. Зрительная память:
- (не) запоминает последовательность предметов (количество по возрасту);
- (не) находит изменения в ряду предметов;
- (не) правильно отражает наблюдения в речи.
3.6. Слуховая память.
- (не) запоминает количество слов (по возрасту);
- (не) запоминает ритмически организованные последовательности (по возрасту).
3.7. Произвольность памяти (после 5 лет):
- (не) принимает цель запомнить; (не) принимает цель припомнить;
- (не) применяет логические приемы для запоминания, предложенные взрослым (сам, с помощью взрослого);
- (не) применяет самостоятельно выработанные логические приемы для запоминания;
- (не) осуществляет самоконтроль в мнемической деятельности (сам, с помощью взрослого).
3.8. Воображение:
- активность;
- эмоциональность, оригинальность, детализированность образов;
- выраженность в разных видах деятельности;
- произвольность, способность к целенаправленному фантазированию (после 5 лет).
4. Общение со сверстниками, педагогами, родителями (интегративное качество: овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, свойственные возрасту; эмоционально отзывчивый).
- Активность и инициативность в общении;
- владение коммуникативными средствами;
- содержательность общения;
- продолжительность общения;
- эмоциональность общения;
способы поведения в конфликтах и их разрешение.
5. Индивидуально-психологические особенности, их проявления в разных видах деятельности.
5.1. Темперамент (спокойный, уравновешенный, медлительный, импульсивный, порывистый, чувствительный и т. д.; отмечается устойчивость (неустойчивость) проявлений темперамента).
5.2. Характер (проявления познавательных, эмоционально-волевых, нравственных черт характера).
5.3. Склонности и способности (направленность интересов, увлеченность, эмоциональное отношение к разным видам деятельности, продуктивность).
6. Выводы (сформированность интегративных качеств, особенности их формирования, проблемы и перспективы в их становлении).