Предварительное заключение

Психологическая характеристика (дошкольный возраст).

Ф.И.О. ребенка ________________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________________

Адрес________________________________________________________________________

Сведения о родителях: _________________________________________________________

1.Сроки пребывания в ДОУ (в каком возрасте поступил, откуда поступил: из семьи, из другого ДОУ (причина перевода), оценка адаптации ребенка в группе).

2.Общее впечатление о ребенке (внешний вид; контактность; эмоционально-поведенческие особенности).

3.Представление об окружающем (фамилия, имя, отчество; возраст; адрес; понимание близкородственных связей; социально-бытовая ориентировка).

4.Особенности психофизического развития (особенности общей и мелкой моторики; ведущая рука)

5.Характеристика познавательного развития:

· Особенности восприятия (усвоение сенсорных эталонов цвета, формы, величины, целостное восприятие объектов, пространственные и временные представления)

· Особенности внимания (устойчивость; концентрация; объем; избирательность; распределение; переключаемость).

· Особенности памяти (преобладающая модальность; запоминание и воспроизведение, объем запоминания, продуктивность).

· Особенности мышления (форма мыслительной деятельности, операции анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения, умение устанавливать причинно-следственные связи).

· Особенности воображения (репродуктивное, творческое)

6. Характеристика личностно-эмоционального развития:

7. Особенности личности ( личностная активность, направленность, самооценка, самосознание, преобладающие мотивы, уровень притязаний,).

8. Индивидуально-типологические особенности (темп деятельности, работоспособность)

9. Особенности эмоционально-волевой сферы (эмоциональный фон, эмоциональная лабильность, факторы эмоционального напряжения, распознавание эмоций, произвольность, целенаправленность деятельности)

10. Особенности коммуникативного развития (особенности общения с родителями, педагогами, сверстниками, социальный статус в группе, поведение в конфликтной ситуации).

11. Особенности игровой деятельности (соответствие игры физиологическому возрасту; любимые игры).

Комплекс психолого-педагогических мероприятий.

Предварительное заключение.

««____________________20_____г

Педагог-психолог:_______________________________подпись

Руководитель:______________________________________подпись

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТРИСТИКИ РЕБЕНКА (по данным диагностического обследования)

Педагог-психолог либо составляет комплексную психологическую характеристику ребенка, включающую все разделы данной схемы, либо характеризует отдельные стороны психического развития, выбирая из схемы необходимые разделы по запросу.

1. Личность (интегративные качества: любознательный, активный; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, свойственные возрасту; способный управлять своим поведением).

1.1. Адаптация к условиям детского сада:

- адаптирован (жизнерадостен, активен, инициативен, любознателен);

- не адаптирован (эмоционально напряженно переносит переход из домашних условий к ус­ловиям детского сада и длительное отсутствие матери, неохотно контактирует с педагогами и детьми, отказывается принимать участие в общей деятельности, с трудом выполняет режим дня в детском саду, часто болеет).

1.2. Мотивы поведения и деятельности:

- преобладающие мотивы (игровые, соревновательные, познавательные, личностные, веще­ственные, нравственные, достижения, избегания неудач);

- наличие системы, соподчинения мотивов;

- способность сдерживать непосредственные побуждения;

- сформированность общественных мотивов, их влияние на деятельность;

- выраженность интересов, их направленность на определенную деятельность (чем больше всего любит заниматься, может ли сам занять себя).

1.3. Самосознание:

- особенности самооценки (устойчивая, неустойчивая, завышенная, заниженная, адекватная; наличие самооценки по результату, предвосхищающей самооценки);

- уровень притязаний (завышен, занижен, адекватный);

- представления о себе (информативные или неинформативные, реалистические или нереа­листические, адекватные или неадекватные);

- ориентация на нравственные нормы (отражает в речи, выполняет, оценивает свое поведение и поведение другого: сам или с помощью взрослого).

2. Эмоционально-волевая сфера (интегративные качества: эмоционально отзывчивый; способный управлять своим поведением).

- Выраженность способности к целенаправленной деятельности, сформированность функции планирования;

-устойчивость или резкая смена настроения;

- общий эмоциональный фон (повышенный, пониженный, адекватный);

- разнообразие переживаний и способы их выражения (вербальные и невербальные);

- характер эмоционального реагирования на похвалу и порицание;

- проявления высших чувств.

3. Познавательные процессы (интегративные качества: способный решать интеллекту­альные и личностные задачи, свойственные возрасту; любознательный, активный).

3.1. Мышление.

Установление причинно-следственных связей:

- (не) правильно устанавливает;

- (не) правильно объясняет;

- (не) замечает ошибки.

Аналитико-синтетические умения:

- (не) устанавливает соотношение «целое - часть»;

- (не) делает умозаключения на основе анализа, прогнозирует;

- (не) устанавливает взаимосвязь частей объектов;

- (не) проявляет наблюдательность, (не) отражает результаты наблюдения в речи.

3.2. Свойства и виды внимания:

- (не) легко привлекается внимание;

- (не) может сосредотачиваться при выполнении задания;

- (не) отвлекается, (не) проявляет рассеянность;

- (не) легко переключается с одной деятельности на другую;

- (не) проявляет элементы произвольного и послепроизвольного внимания (после 5 лет).

3.3. Зрительное внимание и восприятие:

- (не) называет предметные картинки;

- (не) узнает предмет по контуру;

- (не) узнает неполный рисунок;

- (не) узнает перечеркнутые фигуры;

- (не) узнает наложенные друг на друга изображения, предметы;

- (не) устанавливает сходство и различие предметов;

- (не) правильно отражает сходство и различие в речи.

3.4. Слуховое внимание и восприятие:

- (не) различает на слух речевые и неречевые звуки, ритмически организованные последова­тельности.

3.5. Зрительная память:

- (не) запоминает последовательность предметов (количество по возрасту);

- (не) находит изменения в ряду предметов;

- (не) правильно отражает наблюдения в речи.

3.6. Слуховая память.

- (не) запоминает количество слов (по возрасту);

- (не) запоминает ритмически организованные последовательности (по возрасту).

3.7. Произвольность памяти (после 5 лет):

- (не) принимает цель запомнить; (не) принимает цель припомнить;

- (не) применяет логические приемы для запоминания, предложенные взрослым (сам, с по­мощью взрослого);

- (не) применяет самостоятельно выработанные логические приемы для запоминания;

- (не) осуществляет самоконтроль в мнемической деятельности (сам, с помощью взрослого).

3.8. Воображение:

- активность;

- эмоциональность, оригинальность, детализированность образов;

- выраженность в разных видах деятельности;

- произвольность, способность к целенаправленному фантазированию (после 5 лет).

4. Общение со сверстниками, педагогами, родителями (интегративное качество: овла­девший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, свойственные возрасту; эмо­ционально отзывчивый).

- Активность и инициативность в общении;

- владение коммуникативными средствами;

- содержательность общения;

- продолжительность общения;

- эмоциональность общения;

способы поведения в конфликтах и их разрешение.

5. Индивидуально-психологические особенности, их проявления в разных видах дея­тельности.

5.1. Темперамент (спокойный, уравновешенный, медлительный, импульсивный, порывистый, чувствительный и т. д.; отмечается устойчивость (неустойчивость) проявлений темперамента).

5.2. Характер (проявления познавательных, эмоционально-волевых, нравственных черт ха­рактера).

5.3. Склонности и способности (направленность интересов, увлеченность, эмоциональное от­ношение к разным видам деятельности, продуктивность).

6. Выводы (сформированность интегративных качеств, особенности их формирования, проблемы и перспективы в их становлении).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: