Нормальные дети, т.е. дети, в принципе способные к обучению в школе по психическим и физическим критериям, - тем не менее, существенно различаются между собой как по физическим, так и особенно по психическим свойствам:
· имеют разные задатки, темперамент, особенности нервной системы и т.д.;
· разный тип мышления, памяти и др.;
· разные личностные особенности: интересы, склонности, нравственные, волевые и эмоциональные характеристики;
· разная обучаемость и разная мотивацияк учебе.
Школа должна не только учитывать индивидуальные особенности детей, но и содействовать их развитию через разные формы дифференцированного обучения и строения самой школы. Наиболее эффективными считаются следующие формы дифференциации.
Межшкольная дифференциация в виде специализации школ. Целесообразно в крупных городах иметь незначительное число специальных школ, главным образом, языкового характера и физико-математических. Опыт создания и деятельности таких школ в нашей стране и нашем регионе имеется.
|
|
Внутришкольная межклассная дифференциация обучения путем фуркации. Создание на младшей ступени обучения классов выравнивания или коррекции для отстающих учащихся и детей с задержкой психического развития оказалось ошибочным направлением (изоляция слабых учеников от сильных не способствует мобилизации у них компенсаторных механизмов преодоления задержки); адаптация характера обучения к сложившейся задержке психики и прочее убивает остатки продуктивного мышления, усиливает застой в развитии, формирование этих классов в публичной ситуации (на глазах у детей) вызывает к ним пренебрежительное и оскорбительное отношение.
Вместо этого можно использовать принцип гомогенного комплектования ученических классов со скольжением. Суть в следующем - приеме детей в школу (на основе внимательного собеседования с ними) они разбиваются на три потока по уровню развития и подготовки:
A. Наиболее сильные дети по уровню развития;
B. Средние по развитию дети;
C. Более слабые, сюда же попадают дети с задержкой психического развития.
Эти потоки образуют соответствующие ученические классы (каждый поток - один или несколько классов - для школ, где прием детей не менее 70 чел.). С каждым классом обучение ведется соответствующим образом:
· в классе А - в достаточно быстром темпе со значительным углублением в содержание;
· в классе B - со средним темпом и без особого углубления в содержание;
· в классе С - с низким темпом и минимумом содержания (на уровне «учебного минимума»).
Каждую четверть все учителя параллельных классов собираются и обсуждают успехи и неудачи своих учеников и решают, кого из них целесообразно перевести в тот или иной класс: при успехах, например, из C в B или даже в А; при отставании - из А в B, или из B в C.
|
|
Перевод производится с согласия родителей. При несогласии родителя вносится предупреждение об ответственности его за судьбу ребенка и снятии ее со школы. Для наиболее одаренных детей, опережающих в своем развитии учащихся класса А, составляется особая индивидуальная программа домашних заданий, по выполнению которых после проверки они переводятся через класс.
После 6-го класса возможна профильная дифференциация по интересам и склонностям учащихся. В зависимости от возможностей школы создается ряд профильных направлений:
· гуманитарное,
· художественное,
· математическое,
· естественное,
· техническое,
· экономическое,
· сельскохозяйственное,
· спортивное.
Седьмой класс является переходным. Ученики 7-го класса могут в течение года менять выбор, но после 7-го класса переходы, как правило, не разрешаются.
Естественная (стихийная) дифференциация. Наряду с достоинствами (учет индивидуальных особенностей детей, их склонностей и интересов) межшкольная и межклассная дифференциация имеют недостатки:
· эти формы не являются строго индивидуализированными для каждого ребенка;
· относительная одинаковость учащихся в одной школе и особенно в одном классе - обедняют межличностное общениеучащихся.
В связи с этим возможна еще одна форма дифференцированного обучения: гетерогенное комплектование ученических классов, т. е. естественная (стихийная) дифференциация внутри ученических классов в зависимости от уровня способностей, темпов обучаемости, интересов. В этом случае необходимо строгое обеспечение процесса через индивидуализацию обучения:
· использование программированного обучения на базе ЭВМ (если есть возможность);
· сочетание индивидуальных и групповых форм учебных занятий.
Воспитательный процесс должен носить и индивидуальный характер:
· проектировка личности каждого школьника с учетом его способностей, дарований, интересов и состояния здоровья;
· развитие самосознания каждого школьника;
· включение в жизнь детского коллектива индивидуально значимых видов деятельности;
· включение ребят в деятельность коллектива в «престижных» ролях, реализация которых оказалась бы для них успешной.
Подробная информация по данной проблеме содержится в книгах:
& Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В. и др. Школа и развитие ребенка. – Курск, 1995.
& Фридман Л.М. Какая школа нам нужна. Методические рекомендации. - М., 1993.