double arrow

Психологические основы применения ТСО. Использование ЭВМ в учебном процессе


В основе обучения и воспитания лежит целенаправленная передача опыта человечества (в форме знаний, умений, навыков) от поколения к поколению, что является основой прогрессивного развития человечества. В ходе обучения человек воспроизводит и присваивает (усваивает) общечеловеческий опыт и вырабатывает свой индивидуальный опыт. До появления первых технических средств обучения (ТСО) человечество знало следующие формы обучения:

· игровое подражание действиям и поступкам взрослых;

· действия с реальными предметами;

· овладение орудиями труда под руководством мастера в сопровождении его устной речи;

· устная речь;

· демонстрация действий и движений в качестве образца.

Первым средством технического опосредования обучения считается письменная речь, т.е. опыт воспринимаемый визуально в знаке. По сравнению с устной речью, использование письменной речи в обучении дает возможность фиксировать ход мыслей, исходные и промежуточные данные, промежуточные и конечные результаты. Появляется возможность хранить информацию не только в памяти учителя. С изобретением книгопечатания появилась возможность размножать, тиражировать и распространять информацию.




Следующее ТСО – это учебный рисунок, учебная картина как средство наглядности. Благодаря нему слово учителя подкрепляется адекватным образом, что особенно важно для прикладных знаний (например, профессиональных). «Дидактическая картинка» – совсем не то, что картина или рисунок как произведение искусства (которые, как известно, созданы как объект эстетической потребности и не является специальным средством обучения). Она изготовлена специально для целей обучения, является носителем учебной информации. Это два вида ТСО используются уже очень давно.

Принципиально новые ТСО появляются в XIX и XX веках – фотография, кино, звукозапись, телевидение. Их новизна заключается в том, что они позволяют по-новому хранить и воспроизводить другие формы информации, появляется новая информационная среда. Как считают психологи, особенно сильным оказалось воздействие телевидения:

· мир расширяется далеко за пределы непосредственного восприятия;

· человек многое познает, специально не обучаясь;

· многие знания ребенок сначала получает, а только затем осознает (феномен «латентного научения»).

И, наконец, появление компьютеров, которые дают возможность комбинировать все ТСО, интегрировать их со средствами телекоммуникаций[13] и вести обучение в режиме диалога «человек – машина».

С точки зрения использования ТСО в учебном процессе и по той позиции, которую занимает учитель, выделяют две группы технических средств обучения. К первой группе относят средства статической проекции (использование диафильмов, слайдов, транспарантов кодоскопа, фрагментов кинофильмов) и средства звукозаписи (использование магнитной записи, грамзаписи). Эти ТСО являются средствами наглядности в руках учителя(инструментами), учитель может подтвердить ими свою мысль, он планирует, в какой момент урока, в связи с чем их использовать.



Ко второй группе относятся аудиовизуальные средства изложения знаний(использование телепередач, видеофильмов, кинофильмов, компьютеров). По сравнению с ТСО первой группы учитель при использовании ТСО второй группы занимает новую позицию. Он уступает на определенную часть урока свою информационную функцию техническому средству. Компьютеру учитель может уступать также функции обобщения, контроля и упражнения.

В сравнении с первой группой вторая группа ТСО обладает рядом мощных средств. К ним относятся кино-пространство (экранное пространство) и кино-время (экранное время). Благодаря экранному пространству становится возможным показать объект общим, средним или крупным планом, выделить ту или иную деталь. Объект может быть показан с различных сторон, в разных ракурсах. Благодаря этим средствам можно выделить в объекте главное, существенное. Кроме того, на имеющееся изображение можно наложить схему, рисунок, мультипликацию для того, чтобы показать невидимые процессы, раскрыть закономерности. Благодаря тому, что экранное время отличается от реального времени, появляется возможность показать как длительные, так и кратковременные процессы (непосредственное восприятие которых не доступно человеку). Используя эту группы ТСО, мы как бы оперируем пространством и временем.



Особое место в этой группе занимают компьютеры. Прежде всего, в силу того, что они объединяют возможности всех других ТСО, кроме того, их использование возможно практически на всех этапах педагогической деятельности: на этапе разработки целей и содержания обучения (для накопления, передачи и сохранения информации); на этапе установления имеющихся знаний и умений учащихся (использование диагностических программ и тестов), подбор учебных заданий и упражнений различной степени трудности и различной направленности (при наличии соответствующих программ); на этапе обеспечения мотивации (использование компьютера на уроке вызывает повышенный интерес учащихся); на этапе отработки навыков и умений (компьютер легко обеспечивает нужное число повторений, в индивидуальном темпе, с возможностью вернуться); на этапе итогового контроля над усвоением знаний, умений и навыков. Лишь на этапе выработки ориентировочной основы учебных действий компьютер мало применим.

Все эти виды действий обеспечиваются при помощи обучающих компьютерных программ– таких средств обучения, которые являются носителем предметного содержания и направлены на организацию деятельности учителя и учащихся. Они может быть реализовано только при помощи компьютера. Выделяют различные типы таких программ: репетиторские, справочно-информационные, демонстрационные, моделирующие, контролирующие и т.д.

Несомненно, в плане доступности информации, ее увлекательности компьютерные технологии обучения имеют ряд привлекательных моментов:

· во-первых, доступность, наглядность содержания, при котором нет нужды долго о чем-то думать и что-то осмысливать. Сюжет примитивен, и все понятно.

· во-вторых, сильные эмоции. Необычная ситуация держит зрителя в постоянном напряжении.

· в-третьих, облегченность осуществления диалогового режима взаимодействия с компьютером (или с компьютерами в сети).

Информатизация российского общества, интеграция средств массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, средств телефонного, телеграфного и почтового сообщения) с глобальными компьютерными сетями (например, Internet) многократно усиливают эффект «латентного научения» у подрастающего поколения.

Однако использование компьютеров порождает и ряд проблем: сужение поля творческой активности человека (привычка действовать на основе алгоритма), уменьшение удельного веса образного мышления, чрезмерное увлечение компьютерными играми, гигиенические ограничения (утомление зрения и электромагнитные излучения). Американские психологи М. Коул и П. Гриффин указывают, что в школах США, где компьютеры используются достаточно давно, столкнулись с рядом других психологических проблеми фактов.

Прежде всего, большое количество компьютеров еще не обеспечивает успеха, так как компьютер более доступен для детей из хорошо обеспеченных и средних семей, которые используют его для «когнитивного развития». Дети же из бедных семей менее благополучны в этом отношении, и даже в школе используют компьютер в основном для овладения рутинными навыками и повторения пройденного. Вне зависимости от классовой и этнической принадлежности девочки оказались менее вовлеченными в работу с компьютерами. Важная проблема при работе с компьютерами – это формирование социальной ответственности, особенно когда компьютер используется для выполнения ответственных заданий и принятия важных решений.

Очень важным является вопрос о позиции учителя при использовании компьютеров в обучении. Какой она должна быть? Оказывается, наиболее продуктивной позицией в плане формирования у школьников знаний, умений и навыков является позиция «эксперта по работе с компьютерами». Учитель оказывает помощь детям в той мере, в которой они в ней нуждаются, разбирает схемы операций, советует, как использовать компьютер в том или ином случае. Учитель, таким образом, остается главной фигурой учебного процесса.

Подробная информация по данной проблеме содержится в книгах:

&Информатизация образования - 98. Тезисы докладов шестой всероссийской конференции: в 2 ч. - Курск, 1998

&Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А.И. Щербакова. - М.: «Просвещение», 1987.

&Солпитер Дж. Дети и компьютеры: настольная книга родителей. - М.: «Бином», 1996.

&Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула. - М.: «Педагогика», 1989.







Сейчас читают про: