Умственное развитие ребенка. Психодиагностика умственного развития учащихся

Умственное развитие ребенка заключается в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, сенсорных и перцептивных процессов, мышления и воображения), накоплении опыта (что необходимо для осуществления познавательной деятельности), развитии речи. Развитие познавательных процессов идет в направлении овладения собственным поведением и собственной психикой посредством особых психологических орудий. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства.

Становление высших психических функций (по выражению Л.С. Выготского) идет через процесс интериоризации. К высшим психическим функциям относятся: произвольное запоминание и воспроизведение, произвольное внимание, логическое мышлениеи т.п. Специфика этих функций заключается в том, что они социальны, произвольны, опосредованы. В процессе психического развития психологические орудия-знаки переходят из внешней формы во внутреннюю, то есть становятся умственными средствами.

Итак, умственное развитие ребенка идет по пути усвоения (или присвоения) общественно исторического опыта человечества и формирования на этой основе специфически человеческих особенностей психики.

С точки зрения практической задача измерения различий по интеллекту представляется весьма привлекательной, особенно для профессионального отбора, осуществления дифференциации и индивидуализации в обучении, для построения прогноза психического развития. В психологии для этого используются методики, которые предназначены не для исследования, а для испытания, т.е. для выяснения того, насколько психологические качества испытуемого соответствуют уже выявленным нормам и стандартам. Цель этих применения этих методик заключается в том, чтобы фиксировать и использовать в упорядоченном виде психологические различия между людьми. Это и есть сфера применения психодиагностики: если бы не было различий, то не нужны были бы и тесты. Большинство тестов измеряют степень выраженности (количественные различия) небольшого числа общих черт психики.

Типичными задачами, решаемыми психодиагностикой, являются:

· установление наличия у человека того или иного психического свойства или особенности поведения;

· определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях;

· описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей;

· сравнение степени развитости изучаемых психических свойств у разных людей.

Для психологической диагностики умственного развития применяются тесты интеллекта, которые являются одной из разновидностей тестов и представляют собой совокупность заданий. Посредством таких тестов изучаются те проявления индивидуальности, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям. Это – мышление, память и другие психические функции, обеспечивающие познание. Первые тесты подобного типа были созданы Ф. Гальтоном, понятие «тест интеллекта» («mental test») ввел в научный обиход и начал широко применять Д. Кеттел. Сначала тесты интеллекта были относительно простыми, эмпирически созданными методиками исследования логического мышления, памяти, счета и т.д.

Тесты интеллекта современного типа появляются в начале 20 века. Французские психологи А. Бине и Т. Симон создали шкалу умственного развития с целью выявления умственно неполноценных детей, не способных учиться в обычных школах. Эта шкала содержит тридцать заданий, расположенных по степени возрастания трудности. Слабоумные дети не могли решить задачи определенного уровня трудности, что это было использовано как основа для дифференциации в обучении, выделения уровней умственного развития. Постепенно шкала была доведена до взрослого возраста, были выделены уровни умственного развития для испытуемых разных возрастов. Немецкий психолог В. Штерн предложил, обратив внимание на недостатки определения умственного возраста в шкале умственного развития Бине – Симона, предложил ввести коэффициент интеллектуальности IQ[14]. В. Штерн предложил вычислять IQ по формуле:

  , где

MA – умственный возраст,

CA – хронологический возраст.

Считается, что IQ, используемый практически во всех тестах интеллекта, измеряет общий интеллект, «всестороннюю умственную одаренность», который иногда именуют фактором «g»[15].

Позже эта шкала была модифицирована в Станфордском университете США и в наше время используется под названием шкала умственного развития Станфорд-Бине. Она позволяет изучить широкий диапазон психических функций у людей (от простого манипулирования до абстрактного суждения) в возрасте от двух лет до двадцати двух лет десяти месяцев. Это один из наиболее часто используемых тестов интеллекта в Западной Европе и США.

Целая серия шкал интеллекта была разработана Д. Векслером. Она охватывает возрастной диапазон от четырех до шестидесяти четырех лет. Позволяет изучить как вербальный, так и невербальный интеллект. Три различные формы теста Векслера, предназначенные для измерения интеллекта у представителей различных возрастных групп, широко применяются в нашей стране.

Другое направление в изучении умственного развития детей – это свободные от культуры тесты. Они предназначены для измерения интеллекта вне зависимости от факторов культуры (образования, культурной среды), так называемого «чистого интеллекта». Эти тесты предназначены для изучения невербального интеллекта.

Наиболее известные из них – культурно-свободный тест интеллектаР. Кеттела, тест Ф. Гудинаф «Нарисуй человека» и его модификация – тест рисования Гудинаф – Харрис. Уровень интеллектуального развития в последнем из этих тестов оценивается на основе того, как испытуемый изобразил части тела и детали одежды, как учтены пропорции и перспектива и т.д.

Еще один широко распространенный тест изучения невербального интеллекта - тест Д. Равена (прогрессивные матрицы Равена). Замысел разработчиков теста состоял в том, чтобы изучить выраженность фактора «g» через выявление отношений между абстрактными фигурами, представленными в виде матриц. «Прогрессивность» теста заключается в том, что предшествующие задания готовят к выполнению последующих (как бы обучает). Этот тест может использоваться и как тест скорости, и как тест результативности.

В нашей стране широко применяется ШТУР (школьный тест умственного развития), предназначенный для изучения интеллекта школьников шестого-восьмого классов и соотнесенный со школьной программой. Тест разработан отечественными психологами на основе следующих положений:

· IQ существенно зависит от социальных и культурных условий (доход семьи, образование и профессия родителей, доступность образования, возможности приобщения к культуре);

· в интеллекте многое зависит от тех требований, которые к человеку в разные годы жизни предъявляет общество;

· переменные, измеряемые тестами интеллекта не устойчивы, а изменчивы, т.е. делать на основе тестов интеллекта долговременный прогноз трудно.

Тест позволяет измерить и уровень развития отдельных свойств интеллекта, и осведомленность испытуемых по отдельным дисциплинам школьной программы. Поэтому ШТУР относится к группе критериально-ориентрованных тестов интеллекта.

Важно отметить и ограничения, которые присущи тестам интеллекта. Количественные показатели интеллекта (в частности IQ) в действительности выявляют наличие знаний, умений и навыков, степень подготовленности испытуемого.

Динамику психических изменений, способности, одаренность при помощи теста измерить нельзя. Для решения этой проблемы Л.С. Выготский предложил тестирование проводить дважды: первый раз ребенок выполняет задания самостоятельно (так выявляется зона актуального развития), второй раз ребенок выполняет задание вместе с взрослым (так выявляется зона ближайшего развития, на которую и следует ориентироваться в обучении).

Подробная информация по данной проблеме содержится в книгах:

& Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев: «Наукова думка», 1989.

& Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

& Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: «Просвещение», 1995.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: