Функции и структура общения. Пути оптимизации общения. Педагогическое общение

Социальное бытие человека включает не только отношение к природе и созидательное отношение человека к миру. Его важной составляющей являются прямые или опосредованные контакты с другими людьми. Общение необходимо и для совместной деятельности людей, и для овладения опытом человечества. Именно в общении проявляются психические качества человека.

Специфика общения хорошо раскрывается через сопоставление его с деятельностью. В деятельности, как правило, можно выделить одного субъекта и один объект; в общении - субъектов всегда два или более. Результат деятельности - это преобразованный предмет, результат общения - изменение отношений с другим человеком (другими людьми). Различаются они и по строению: в процессе общения каждый из субъектов руководствуется своим мотивом, конкретная же деятельность побуждается одним мотивом. Общение не может быть сведено ни к одному из трех видов деятельности (труд, игра, учение), но присутствует в каждом из них. Общение и деятельность, таким образом, есть две различающихся стороны социального бытия человека.

Общение - это многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и познания. Обычно выделяют три стороны общения: коммуникативную (общениекак обмен информацией между индивидами), интерактивную (организация взаимодействия, обмен действиями в процессе общения) и перцептивную (процесс восприятия и понимания друг друга партнерами по общению).

При анализе коммуникативной стороны общения важно обратить внимание на то, что информация в процессе общения не просто передается и принимается, но и формируется, уточняется, развивается. Индивиды в процессе общения являются активными субъектами, поэтому информация должна быть не только принята, но и понята, осмыслена. Коммуникация всегда предполагает воздействие на партнера по общению, на некоторое изменение типа отношений посредством знаков. В процессе общения используются различные знаковые системы (средства коммуникации), которые объединяют в две большие группы: вербальная коммуникация (использование речевых знаковых систем) и невербальная коммуникация (использование неречевых знаковых систем). Однако общениекоммуникацией не исчерпывается, и это хорошо доказывается наличием особых коммуникативных барьеров общения, связанных с возрастом, профессией, образованием и т. п.

Интерактивная сторона общения - это термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с организацией ими совместной деятельности. Выделяют два основных типа взаимодействия:

· кооперация[16] (все то, что способствует организации совместной деятельности);

· конкуренция[17] (все то, что расшатывает совместную деятельность, составляет препятствия для нее).

Ни один из этих двух типов взаимодействия нельзя абсолютизировать. Конфликт может иметь положительное содержание, а сотрудничество - отрицательное.

Перцептивная сторона общения раскрывает, как в процессе общения происходит восприятие человека человеком, их взаимное познание и понимание. В процессе межличностной перцепции можно выделить ряд самостоятельных процессов: эмоциональная оценка другого человека; попытка понять строй его поступков и стратегию его поведения; построение своего поведения на основе перцепции. Посредством перцептивной стороны общения в общении раскрывается субъективный мир одного человека для другого человека, преодолевается недоступность чужого ощущения и восприятия.

Работы отечественных психологов В.М. Бехтерева и Б.Ф. Ломова показали, что изучение общения важно не только само по себе, но и в связи с влиянием общения на другие психические процессы (в особенности на познавательные: восприятие, ощущение, память, память, мышление). Это влияние распространяется как на динамику познавательных процессов, так и на их продуктивность.

Педагогическое общение - это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося. Учитель, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила, законы, но ученики у которого перегружены, скованы, имеют заниженную самооценку. В этом смысле педагогическое общениеважнее педагогической технологии. Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:

· взаимообмен информацией между учителем и учащимися;

· взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению;

· мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя;

· взаимодействие и организация совместной деятельности;

· разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и учащихся;

· взаимная удовлетворенность участников общения.

Такой широкий спектр задач требует оптимизации педагогического общения - по задачам, по средствам, по результату.

Подробная информация по данной проблеме содержится в книгах:

& Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 1988.

& Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: «Наука», 1984.

& Петровский А.В. Введение в психологию. – М, 1995.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: