Введение. Характерной чертой развития современного общества явля­ется постоянно возрастающий интерес к человеческой индиви­дуальности

Характерной чертой развития современного общества явля­ется постоянно возрастающий интерес к человеческой индиви­дуальности. Люди хотят знать свои возможности и ограничения, и их внимание привлекают как особенности собственной лично­сти, так и закономерные проявления внутреннего мира окружаю­щих. Человек на пороге третьего тысячелетия ощутил острую по­требность не только в познании самого себя, но и в понимании других. Искусство жить в сложном и динамическом мире конца XX столетия требует от нас умения заглянуть за грань очевидно­го и прикоснуться к глубинам человеческой психики. Именно эту задачу позволяет решить своими средствами психологическое тестирование.

В настоящее время тестирование достаточно широко исполь­зуется в различных сферах общественной практики. Это обстоя­тельство хорошо отражает отчетливо обозначившуюся тенденцию признания ведущей роли человека в любых системах деятельнос­ти. Именно интеллектуальные, эмоциональные и личностные осо­бенности определяют успех или неуспех субъекта в конкретных жизненных ситуациях. Тесты и иные психодиагностические про­цедуры позволяют быстро и довольно точно определить, какими именно качествами обладает данный человек. Полученные таким способом знания дают возможность понять многое из уже слу­чившегося в судьбе индивида, спрогнозировать вероятные буду­щие достижения и успешно обойти многие препятствия на пути к личной цели.

Главная задача психологических тестов состоит в измере­нии различий между людьми или между реакциями одного че­ловека в разных условиях. Считается, что первоначально тес­ты были созданы для выявления умственно отсталых индиви­дов. В итоге они получили распространение в клинике при

дифференцировании типа нервной системы человека, обследова­нии правонарушителей, лиц с эмоциональными и другими вида­ми расстройств.

Сегодня тестирование прочно вошло в практику работы школьного психолога. Готовность к обучению, уровень сформи­рованное™ различных познавательных процессов и ряд других характеристик развития ребенка определяются уже на подсту­пах к школе — во время приема в первый класс. Выявление ин­теллектуально отсталых и особо одаренных детей, оценка при­чин академической неуспеваемости, проблемы межличностных отношений в классе, профессиональное консультирование уча­щихся — все это лишь несколько примеров из области использо­вания тестов в образовании.

Прием на работу и распределение персонала внутри пред­приятия или организации по рабочим местам — одна из сфер пси­хологического тестирования. Многие виды профессий предпола­гают наличие у человека, овладевающего ими, тех или иных пси­хологических качеств. К сожалению, не все они поддаются раз­витию или коррекции, поэтому и существуют ограничения на за­нятие рядом видов деятельности. Тесты позволяют вовремя об­наружить упомянутые ограничения и тем самым предотвратить лишние затраты на обучение, возможные будущие аварии и веро­ятные личностные проблемы в связи с неудачно выбранной про­фессией. Многие тестовые процедуры выявляют скрытые потен­ции человека, обнаруживая перспективные направления его про­фессионального роста.

Практика психологического консультирования открывает широкое поле для применения тестов. В процессе консультации специалист затрагивает очень многие аспекты жизни человека. Предметом беседы с клиентом могут становиться и его эмоци­ональные состояния, различные стороны межличностных от­ношений и трудности в принятии решений. Все чаще люди об­ращаются к тестам как средству самопознания и изменения своей личности. Это порождает особый класс тестовых проце-

дур: от популярных, нередко шуточных опросников до специфи­чески структурированных проективных методов, затрагивающих глубины человеческой психики.

В каждой из областей общественной практики существуют специфические условия применения психодиагностические зада­чи и методы. Все это предполагает наличие у пользователя опре­деленного объема соответствующих занятий. В настоящее время издано уже несколько фундаментальных руководств по психоди­агностике. По этой причине мы не будем затрагивать данную тему и отсылаем интересующегося читателя к соответствующей лите­ратуре.

Различные методики психодиагностики, в том числе и сугу­бо профессиональные, уже опубликованы большими тиражами. Процесс этот остановить вряд ли возможно. Однако во многих публикациях тексты опросников, тестовые нормы и ключи при­водятся с ошибками. Вследствие этого одной из задач является издание неискаженных текстов опросников и других атрибутов тестового исследования. Именно данные соображения и побуди­ли составителей принять участие в подготовке предлагаемого из­дания.

Ст. препод. каф. психологии СГУ А.А. Карелин


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: