Раздел 1. Под мотивом понимается то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Под мотивом понимается то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. Мотивация занимает веду­щее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил поведения. В роли мотива могут выступать потребности, интере­сы, влечения, эмоции, установки, идеалы. В работах отечествен­ных психологов мотив понимается и как осознанная потребность, и как предмет потребности, и отождествляется с потребностью.

Плодотворным является изучение мотивов в связи с иссле­дованиями структуры человеческой деятельности и сознания. В рассматриваемом подходе мотив определяется как то, что в отра­жаемой человеком реальности побуждает и направляет его дея­тельность. В мотиве конкретизируются, "опредмечиваются" по­требности. Последние не только определяют собой мотив, но из­меняются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению. С другой сторо­ны, одновременно происходит развитие способов удовлетворения потребностей. Особенно отчетлива роль мотивов в формирова­нии человеческих потребностей проявляется при возникновении мотивов, которые не встречаются у животных и впервые появля­ются лишь в сообществе людей.

Понимание предметной и социальной природы мотивов че­ловека позволяет подчеркнуть их относительную независимость

от "глубинных" инстинктивных влечений. Человек не марионет­ка в "руках" инстинктов. Удовлетворение любого влечения все­гда опосредовано каким-либо способом, а он как раз и оказывает­ся социально заданным. По этой же причине не столько субъек­тивные эмоциональные переживания определяют сферу мотива­ции, сколько развитие мотивов человеческой деятельности обо­гащает и перестраивает сами эмоции и чувства.

Если под мотивом понимается опредмеченная потребность, т. е. потребность, нашедшая свой предмет, то первичной формой существования мотивов будут вещественные предметы, отвеча­ющие простейшим материальным потребностям человека. В про­цессе развития мотивами становятся также предметы идеальные, выступающие в форме тех или иных побудительных представле­ний или сознательных целей ("мотивы — цели"). Деятельность человека побуждает обычно несколькими мотивами, одни из ко­торых являются основными, ведущими, а другие —подчиненны­ми, иногда выполняющими лишь функцию дополнительной сти­муляции. Ведущие мотивы наряду с функцией побуждения при­дают деятельности, ее объектам и условиям тот или иной субъек­тивный и личностный смысл.

Мотивы могут находиться в разных отношениях между со­бой. Они способны усиливать или ослаблять друг друга, всту­пать во взаимные противоречия и в противоречия с существую­щими возможностями реализации действия. Мотивация как про­цесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и проступков часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решения. Этот процесс психологически осложняется еще тем, что далеко не все­гда реальные мотивы осознаются человеком актуально. Иначе говоря, при подготовке и выполнении действий часто мотивы обнаруживают себя лишь после того, как соответствующее дей­ствие уже совершено.

Развитие мотивов находит свое выражение не только в их обогащении, но и в установлении определенной иерархии мо-

тивов — в выделении главных жизненных мотивов личности. Пос­ледние придают смысл различным частым проявлениям челове­ческой активности, они определяют основное направление "по­тока" жизни субъекта в разнообразных и постоянно меняющихся условиях. Именно данное обстоятельство и позволяет определить важнейшую характеристику человека — направленность личнос­ти — через понятие мотива. Направленность личности можно рассматривать как совокупность ведущих, устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности и относительно не­зависимы от наличных обстоятельств. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, иде­алами, в которых выражается мировоззрение человека.

Направленность личности определяет инициативное пове­дение человека, побуждает разных индивидов в одной и той же ситуации ставить перед собой различные задачи и формировать неслучайную последовательность целей. В содержании направ­ленности можно выделить два основных образования:

1) потребности и их модификации — мотивы, установки, иде­алы, мечты;

2) отношения личности и их модификации — внутренние позиции, убеждения, социальные оценки и ожидания.

Сложность структуры направленности личности определя­ет многообразие форм и способов диагностики этого важнейше­го образования человеческой психики. Используя разные методы важно помнить, что далеко не все потребности и их модифика­ции входят в структуру направленности личности, а лишь те, ко­торые обрели в процессе становления личности характер само­движения, саморазвития. Именно они побуждают и поддержива­ют инициативность, избирательность человеческого поведения, не все отношения личности к окружающей действительности включены в ее направленность, а лишь отношения, связанные с наиболее обобщенными мотивами деятельности индивида.

Совершенно верно подчеркивают авторы руководства по пси­ходиагностике, что в содержании мотива можно выделить нечто

специфическое, индивидуально-неповторимое, определенное кон­кретной уникальной ситуацией, и нечто устойчивое, для которо­го данный конкретный предмет или явление не более чем одна из возможных форм воплощения. Такое устойчивое предметное со­держание характеризует уже не столько сам предмет потребнос­ти, сколько личность, эту потребность испытывающую. Дж. Аткинсон предлагает рассматривать мотивацию как единство лич­ностных детерминант, т.е. устойчивых мотивов личности и ха­рактеристик непосредственной ситуации (т.е. ситуативных детер­минант).

Мотивы обобщения, относительно устойчивым содержани­ем можно назвать "обобщенными мотивами" в отличие от "конк­ретных мотивов", предметное содержание которых узко специ­фично. "Обобщенные мотивы" выступают в роли устойчивых характеристик личности. Они являются динамическими образо­ваниями и при взаимодействии с ситуационными детерминанта­ми актуализируются, т.е. переходят из латентного состояния в актуальное, реально действующее. Активизация мотива создает определенную тенденцию действия — разворачивается мотивационный процесс, направленный на реализацию определенного мотивационного отношения этого мотивационного отношения. В ходе реализации этого мотивационного отношения человек пре­вращает исходную ситуацию в желательную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: