Показатели и интерпретация

Положение рисунка на листе. В норме рисунок располо­жен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянце­вый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фло­мастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем бли­же, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвиже­ние и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция:

неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нере­шительность, незаинтересованность в своем положении в социу­ме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или заме­щающая ее деталь). Голова повернута вправо —устойчивая тен­денция к деятельности, действенности: почти все, что обдумыва­ется, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начи­нает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испы­туемый активно переходит к реализации своих планов, наклон­ностей.

Голова повернута влево —тенденция к рефлексии, к размыш­лениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть за­мыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Неред­ко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активно­сти — следует решить дополнительно).

Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены дета­ли, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза. Значение детали "уши" — прямое: заинтересованность в информации, зна­чимость мнения окружающих о себе.

Дополнительно по другим показателям и их сочетанию оп­ределяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завое­вания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. При­открытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, осо­бенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрес-

сия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен ри­сунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревож­ность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего че­ловеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы —также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одевать­ся, придание этому большого значения.

Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер голо­вы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также иногда располагаются дополнительные де­тали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с дру­гими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья—тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Гри­ва, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент). Рассматривается основательность этой части по от­ношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность приня­тия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и нео­сновательность суждений, иногда импульсивность принятия ре­шения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом:

точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соеди­нены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, вывода­ми, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иног­да даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, допол­нительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любозна­тельность, желание соучаствовать как можно в большем чис­ле дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, ув­леченность своей деятельностью, смелость предприятий (со­ответственно значению Детали-символа — крылья или щу­пальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манер­ность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хво­сты повернуты вправо — отношение к своим действиям и пове­дению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упу­щенным возможностям, к собственной нерешительности. Поло­жительная или отрицательная окраска этого отношения выраже-

на направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раская­ние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из несколь­ких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвос­ты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсут­ствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и за­темнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессив­ная — если она выполнена в острых углах; со страхом и трево­гой — если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность такой защи­ты — соответственно пространственному расположению: верх­ний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имею­щих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учите­лей, начальников, руководителей; нижний контур — защита про­тив насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоя­щих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые конту­ры — недифференцированная опасливость и готовность к само­защите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в про­цессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать пред­ставление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполнен­ным контуром, без штриховки и дополнительных линий и час­тей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое

изображение не только необходимых, но усложняющих конструк­цию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше со­ставных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае —экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не являет­ся полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обрат­ной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, не­аккуратность соединений, "островки" из находящих друг на дру­га линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклоне­ние от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улит­ки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к соб­ственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рису­емое животное — представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с по­становки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в

человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), вклю­чая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположе­нием и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на пробле­ме секса.

Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) симво­лизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестирова­нию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" — постановка животного на поста­мент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикреп­ление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электро­лампы, в тело и конечности животного —рукояток, клавиш и ан­тенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существую­щего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к кото­рому лишь приделывается "готовая" существующая деталь, что­бы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Ориги-

нальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смыс­ловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Дру­гой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда ла­тинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Пер­вое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная глав­ным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всяко­го осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знамену­ющие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учи­тывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в ос­нове мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) — при соответственно ироничес­ки-снисходительном отношении к окружающим. Инфантиль­ные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", лю-лю", "кус-кус" и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными на­званиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклета-миешиния" и т.п.).

ТЕСТ "ДОМ. ДЕРЕВО. ЧЕЛОВЕК"

Эта проективная методика исследования личности была пред­ложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.

Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану.

Р. Берне при использовании теста ДДЧ просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если при­вести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека — жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом ме­сте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

Интерпретация признаков в тесте "Дом. Дерево. Человек"

Дом

Дом старый, развалившийся — иногда субъект таким об­разом может выразить отношение к самому себе.

Дом вдали — чувство отвергнутости (отверженности).

Дом вблизи — открытость, доступность и (или) чувство теп­лоты и гостеприимства.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома — серь­езный конфликт.

Разные постройки — агрессия направлена против факти­ческого хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.

Ставни закрыты — субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) — отра­жение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оцен­ке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может же­лать свободного сердечного общения).

Стены

Задняя стена, расположенная необычно — сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вмес­те с тем, есть сильные враждебные тенденции.

Контур задней стены значительно ярче (толще) по срав­нению с другими деталями — субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью.

Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт с реально­стью (если рисунок помещен внизу).

Стена с акцентированным контуром основы — субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает труд­ности, тревогу.

Стена с акцентированным горизонтальным измерением — плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект чувствителен к давлению среды.

Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен — предчувствие (угроза) катастрофы.

Стена: контуры линии слишком акцентированы — со­знательное стремление сохранить контроль.

Стена: одномерная перспектива — изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.

Прозрачные стены — неосознаваемое влечение, потреб­ность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

Стена с акцентированным вертикальным измерением — субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели жела­тельно.

Двери

Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Двери (одна или несколько), задние или боковые — от­ступление, отрешенность, избегание.

Двери открыты — первый признак откровенности, дости­жимости.

Двери открытые. Если дом жилой — это сильная потреб­ность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).

Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уеди­нение, неприятие реальности. Значительная неприступность.

Двери очень большие — чрезмерная зависимость от дру­гих или стремление удивить своей социальной коммуникабель­ностью.

Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое "Я". Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в со­циальных ситуациях.

Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Дым

Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоцио­нальной теплоты дома.

Окна

Первый этаж нарисован в конце — отвращение к межпер­сональным отношениям. Тенденция к изоляции от действитель­ности.

Окна сильно открытые — субъект ведет себя несколько раз­вязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок—отсутствие стремления скры­вать свои чувства.

Окна закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимо­действием со средой (если это значимо для субъекта).

 

Окна без стекол — враждебность, отчужденность. Отсут­ствие окон на первом этаже — враждебность, отчужденность.

Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем эта­же — пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

Крыша

Крыша — сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные вет­ром, символически выражают чувства субъекта, что им повелева­ют, независимо от собственной силы воли.

Крыша, жирный контур, несвойственный рисунку, — фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно со­провождаемая тревогой.

Крыша, тонкий контур края — переживание ослабления контроля фантазии.

Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом — плохая лич­ностная организация.

Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены — усиленно защитная (обычно с мни­тельностью) установка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: