Длина штрихов

Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет —удлиняются.

Прямые штрихи — упрямство, настойчивость, упорство. Короткие штрихи — импульсивное поведение. Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, раскованность.

Короткие, эскизные штрихи — тревога, неуверенность. Штрихи угловатые, скованные — напряженность, замк­нутость.

Горизонтальные штрихи — подчеркивание воображения, женственность, слабость.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи —незащи­щенность, недостаток упорства, настойчивости.

Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, ре­шительность, гиперактивность.

Штриховка справа налево — интраверсия, изоляция. Штриховка слева направо — наличие мотивации. Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия. Стирания — тревожность, опасливость. Частые стирания — нерешительность, недовольство собой. Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) — это хороший знак.

Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка—

наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта.

Стирание без попытки перерисовать (т.е. поправить) — внутренний конфликт или конфликт собственно этой деталью (или с тем, что она символизирует).

Большой рисунок — экспансивность, склонность к тщес­лавию, высокомерию.

Маленькие фигуры — тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.

Очень маленькая фигура с тонким контуром — скован­ность, чувство собственной малоценности и незначительности.

Недостаток симметрии — незащищенность.

Рисунок у самого края листа — зависимость, неуверенность в себе.

Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя в воображении.

Детали

Здесь важно их знание, способность оперировать ими и при­способиться к конкретным практическим условиям жизни. Ис­следователь должен заметить степень заинтересованности субъек­та такими вещами, степень реализма, с которым он их восприни­мает; относительную значимость, которую он им придает; спо­соб соединения этих деталей в совокупность.

Детали существенные — отсутствие существенных дета­лей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в неда­леком прошлом характеризовался средним или более высоким ин­теллектом, чаще показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.

Избыток деталей — "неизбежность телесности" (неуме­ние ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или стран-

ные) может послужить для более точного определения специфич­ности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей — субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Недостаточная детализация — тенденции к замкнутости. Особо щепетильная детализация — скованность, педан­тичность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: