Структура, психологическое содержание и стимульный материал

В структуру методики Розенцвейга входят: стимульный ма­териал, теоретическое обоснование и описание содержания ме­тодики, две интерпретационные таблицы (общая и для подсчета выраженности коэффициента конформности), бланк регистрации ответов и математических подсчетов результатов опроса.

Стимульный материал включает в себя инструкцию по про­цедуре исследования и 22 рисуночные ситуации, отражающие проблемы бытового общения, вызывающие фрустрацию и даже стресс (см. приложение 1).

Психологическое содержание методики Розенцвейга состав­ляют те факторы личностного поведения, которые измеряются по данной методике. Последняя определяет поведенческие ре­акции личности в стрессовых и фрустрирующих ситуациях (то есть ситуациях, вызывающих психологическую напряженность, переживания, ощущения субъективной непреодолимости барь­ера). По этой методике выявляются следующие психологичес­кие характеристики: 3 типа реакций, 3 направленности, коэф­фициент конформности, "формула" поведения в стрессовых си­туациях, тенденции развития поведения с течением времени. Для типов направленности реакций, СОК есть стандарты (см. при­ложение 2).

Доминантный тип реагирования (OD) определяет степень внутреннего напряжения личности, возникающего в стрессовых фрустрирующих ситуациях. Чем выше, по сравнению со стандар­тной величиной, величина OD, тем более у человека развиты впе­чатлительность, склонность к сочувствию и сопереживанию (эмпатии), тем сильнее фрустрирован испытуемый.

Самозащитный тип реагирования (ED) определяет степень умения сдерживать эмоциональное напряжение, выявляет силу и слабость личности. Чем выше этот показатель (ED), тем слабее личность: сильнее ее неуверенность в себе, ниже уровень само­обладания, чаще колебания в принятии решений и эмоциональ­ные срывы. У лиц с высоким ED зачастую проявляются агрессив­ность, бестактность, грубость в отношениях с окружающими. Субъекты, обладающие низким ED, характеризуются противопо­ложными качествами.

Упорствующий тип реагирования (NP) это степень адек­ватности реагирования и самостоятельность разрешения стрес­совой, фрустрирующей ситуации. Чем выше этот показатель, по сравнению со стандартным, тем чаще субъект проявляет само­стоятельность и тем адекватнее воспринимает ситуацию, реаги­рует на раздражители.

Экстрапунитивная направленность (Е) — это направ­ленность реакций личности вовне, на окружающих. Субъект, обладающий высокой Е, требователен к окружающим, стремит­ся подключить к разрешению ситуации других, зачастую аг­рессивен. Сочетание высоких Е и ED означает явное домини­рование негативных тенденций в отношениях к людям. Поло­жительным в преобладании развития Е (да и ED) является уме­ние побудить окружающих к развитию сложной ситуации, вы­полнению того или иного задания. Однако, чрезвычайное раз­витие Е (как и ED) несет в себе значительный негативный "за­ряд" в отношениях.

Интропунитивная направленность (I) означает направ­ленность поведенческих реакций на себя, стремление самостоя-

тельно разрешить ситуацию. Высокой I соответствует самокри­тичность. Низкая I, наоборот, соответствует демонстрации своей "непогрешимости" (или сознательному сокрытию неувереннос­ти), низкой требовательности к себе.

Импунитивная направленность (М) выражает степень стремления разрешить ситуацию "без жертв" (чужих или своих), сглаживание остроты ситуации, деление вины на всех участни­ков ситуации. Зачастую М показывает либеральную тенденцию в поведении или выжидательную тактику ("Время, ход событий раз­решат проблемы"), избегание конфликтов.

Коэффициент конформности (CGR) означает степень под­верженности личности влиянию (или давлению) группы и, по методике Розенцвейга, является мерой социальной адаптации. Чем выше CGR, тем более конформен субъект, зависим от дру­гих, менее самостоятелен, неоригинален в принятии решений и их выполнении. Чем ниже CGR, тем сильнее развиты противо­положные качества — независимость, самостоятельность, ори­гинальность. Следует отметить, что для благоприятной,.эффек-тивной адаптации в зависимости от вида, специфики деятель­ности требуются и в разной степени развитые качества (см. табл.).

Полный образец поведения представляет собой "формулу" поведения личности в стрессовых и фрустрирующих ситуациях, состоящую из символов, обозначающих эти реакции, записанных в порядке убывания их количественного выражения. Нет двух оди­наковых "образцов поведения", как нет двух совершенно одина­ковых людей.

Тенденции поведения количественно отражают динамику изменения показателей методики с течением времени. Они отра­жают усиление или ослабление той или иной психологической характеристики, выраженное в процентах.

Психологическое содержание методики Розенцвейга позво­ляет выявить особенности личностного поведения в стрессовых и фрустрирующих ситуациях через определение:

а) выраженности его типов;

б) направленности;

в) подверженности влиянию и давлению других людей (кон­формности);

г) сформированности волевой саморегуляции;

д) степени и характера эмоциональных проявлений в стрес­совых и фрустрирующих ситуациях бытового общения;

е) степени самостоятельности и адекватности реагирования;

ж) изменения всех этих показателей с течением времени.

"Общая таблица CGR для здоровых лиц (по Н.В. Тарабриной)

№ рисунка OD ED NP
  M'E'    
    I  
       
       
  1   i
      е
    Е  
       
       
    Е  
       
    Е m
      е
       
  Е'    
    EI  
       
  Е'    
    I  
       
       
  М'    

Методика Розенцвейга дает возможность также прогнозиро­вать поведение личности в стрессовых, фрустрирующих ситуа­циях, так как выявляет типичные для этой личности тенденции поведения и коммуникации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: