Подготовительный этап включает в себя: приведение инструментария в рабочее состояние, подготовка бланков опроса, представляемых стимульных ситуаций, вызывающих фрустрацию и даже стресс у испытуемых. В начале опроса обязательным является:
а) предупреждение испытуемого об обследовании, разъяснение его цели;
б) просьба о помощи в исследовании (в качестве испытуемого).
Затем проводится инструктаж, в котором сообщается следующее: "Ваше участие в исследовании будет заключаться в ответе на вопрос, который произносит нарисованный на картинке участник ситуации. Поставьте себя на место отвечающего. Подходите к ответу серьезно, шутливый ответ не годится. На каждый из 22 вопросов отвечайте вдумчиво, но быстро. Говорите не то, что Вы сделаете, а то, что ответите второму человеку (какая мысль возникнет у Вас сразу после прочтения вопроса и рассмотрения картинки). Я буду фиксировать Ваш ответ и время, затраченное на него".
Как показывает практика, на ответы затрачивается от 5 до 30-35 мин. Оптимальное время ответа — 15 мин.
|
|
Проводящий обследование должен:
1) обязательно расположить собеседника к себе посредством:
а) правильной, адекватной его оценки в момент знакомства и орга-
низации обследования; б) правильного выбора своего поведения по отношению к конкретному испытуемому. Ни в коем случае не ведите себя однотипно со всеми испытуемыми, чтобы не чувствовалась "игра" в поведении;
2) в момент, предшествующий беседе, необходимо учесть:
пол, возраст, должностное положение, опыт испытуемого, сведения о нем из разных источников (полученные Вами ранее), его настроение, черты характера, замеченные Вами при первом наблюдении за ним;
3) хорошо знать на память содержание и последовательность ситуаций, четко — инструкцию, наизусть — ключ к обработке полученной информации;
4) вести наблюдение за реакциями испытуемого во время ответа на стимульные ситуации.