Физическая помощь – это физическое воздействие на занимающегося, оказываемое педагогом или управляемыми им техническими средствами и компенсирующее недостающую подготовленность занимающегося с целью обеспечения безопасного решения осваиваемой им двигательной задачи, под страховкой будем понимать готовность педагога осуществить самые разнообразные приемы физической помощи для обеспечения безопасности в процессе выполнения занимающимся двигательного действия. В. Н. Морозов (1979) выделил следующие основные приёмы физической помощи:
1) Проводка – действие педагога, сопровождения ученика по всему упражнению или отдельной его фазе.
2) Фиксация – длительная задержка ученика в определённой части движения.
3) Поддержка – кратковременная помощь при перемещении ученика сверху вниз.
4) Подталкивание - кратковременная помощь при перемещении ученика снизу вверх.
5) Подкрутка – кратковременная помощь ученику при выполнении поворотов.
В зависимости от величины усилий, развиваемых педагогом в процессе оказания помощи, все приёмы условно делятся на три группы:
|
|
1) Приемы, выполняемые с минимальной величиной усилий.
2) Приемы, выполняемые со значительной величиной усилий.
3) Приемы, выполняемые с максимальной величиной усилий.
Такой классификационный признак, как скорость выполнения приёма, даёт основания для выделения:
1) Медленных,
2) Быстрых,
3) Взрывных действий педагога.
Наличие сложных комбинированных приемов, различным образом все приемы помощи разделены на четыре группы, в которых усилия педагога направлены:
1) Против действия силы тяжести;
2) Перпендикулярно или под углом к плоскости движения занимающегося;
3) С изменением направления усилий.