Методы и методики оценки состояния опорно-двигательного аппарата в АФК

При оценке состояния опорно-двигательной системы придерживаются определенной схемы, включающей:

1. Осмотр - должен носить характер сравнения симметричных участков тела с учетом возрастных особенностей пациента. Порядок проведения: общий осмотр —» затем область деформации (если есть) —» осмотр остальных сегментов тела. Определяются: - положение тела (активное, пассивное, вынужденное) и его поза; - форма и размеры грудной клетки, дефекты осанки (усиление физиологических изгибов, асимметрия грудной клетки и плечевого пояса и др.); - форма конечностей, состояние сводов стопы; - наличие неподвижности / патологической подвижности; - в движении: встать, сесть, пройти по палате - возможное прихрамывание, возникновение болей во время смены положения тела в конечности или части тела. Обратить внимание на: жалобы (наличие деформаций, припухлости, асимметрии болезненность в конечности, усиление болей при движении).

2. Пальпация (ощупывание), перкуссия - обращается внимание на изменение кожной температуры, местную болезненность, состояние кожных покровов (отека мягких тканей, «хруст» при заболеваниях сухожилий и др.), послеоперационных рубцов.

3. Измерение длины и окружности конечности - проводиться сантиметровой лентой на симметричных уровнях (опознавательные точки - костные выступы). (При наличии контрактуры / вынужденного положения - здоровую конечность; устанавливают в аналогичное положение.) Определение: укорочения конечности, наличие отека и др.

4. Гониометрия (угломер) - определяется объем активных (производимых самим больным) и пассивных (производимых врачом) движений в суставах. Нарушения: контрактура (ограничения движений в суставе), анкилоз (полное отсутствие движений в суставе), ригидность, избыточная или патологическая подвижность.

5. Оценка силы мышц: а) динамометрия (динамометр) - позволяет определить силу различных групп мышц, б) активные движения с сопротивлением, оказываемым рукой исследователя (оценка по 5-балъной шкале, по активному сопротивлению, оказываемому больным: 5 - норма, полностью сохранен объем движений при значительной нагрузке, без асимметрии при двустороннем исследовании, 4_ - понижена, движения сохранены в полном объеме, но могут выполняться только при незначительной нагрузке, ^ - резко снижена, при сохранности движений в полном объеме мышечная сила может преодолеть только собственную массу конечности, а не сопротивление исследователя; 2- пальпаторно определяется напряжение мышечных волокон без двигательного эффекта, но активное движение возможно в облегченных исходных положениях, 7 - слабое напряжение мышечных волокон при пальпации, но видимых движений нет, 0 - не ощущается напряжение мышц у больного при пальпации, паралич.

I Методы дополнительного обследования: рентгенологические, электрофизиологические, биомеханические, функциональные, лабораторные и т.д.

Биоиомеханические методы исследования - диагностические компьютерные комплексы, позволяющие осуществлять комплексный анализ параметров ходьбы, пространственный и временные характеристики движения, анализ фаз шага, положение ОЦМ: ходьба по следовой дорожке с соблюдением ритма, направления движения и т.д.

Статическая стабилография - стоя на неподвижной платформе, выполняются тесты на овесие; в протоколе исследования фиксируются колебания центра масс тела и распределения давления под стопами.

Оценка мышечного тонуса - путем регистрации биоэлектрической активности мышц в покое и при функциональных нагрузках (метод электромиографии, тензотонография, тензотонометрия, миотонометрш).

Рентгенография.

Компьютерная томография - рентгенологическое исследование (снимки), производимое в виде срезов 0,5-1 см толщиной, точность диагностики - 95%.

Ядерно-магнитно-резонансная томография метод основан на принципе преломления электромагнитных волн на границе различных по консистенции сред организма (кость, вещество мозга, спинномозговая жидкость, кровь). Информативен. Дорогой.

Также определяются: гибкость, сила, быстрота, ловкость и др.

Билет № 23

1.Отечественный и зарубежный опыт организации физкультурно-спортивной работы с инвалидами на современном этапе.

2.Организационно-методическая база уроков физической культуры учащихся с нарушением интеллекта (врачебно-педагогический контроль, методика оценки психофункциональных качеств).

3.Врачебно-педагогический контроль за лицами, занимающимися АФК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: