double arrow

Вопрос 5. как методологическая основа


Теория личности

как методологическая основа

психологического консультирования

1.Теория личности как методологическая основа консультирования

2. Функции теории личности

3. Правила использования теории личности

4. Тенденции развития. Эклектическое консультирование

1. Теория личности в психологическом консультировании и пси­хотерапии — теоретическая основа для работы консультанта (психотерапевта) с проблемой клиента.

2. Теория личности как методологическая основа консультирования выполняет следующие функции:

обобщение всей накопленной информации в русле данного подхо­да в работе, что обеспечивает консультанта максимальным ко­личеством информации по соответствующей проблематике и помогает обобщить опыт его индивидуальной работы с раз­личными клиентами;

разъяснение сложных, глубинных явлений человеческой психики на основе выработанных теоретических конструктов, что позволя­ет консультанту лучше понять проблему клиента и выстроить адекватную гипотезу;

прогнозирование последствий поведения личности на основе по­лученных наблюдений и данных исследований, что позволяет консультанту в большей или меньшей степени предвидеть ре­зультаты процесса консультирования;




поиск и сбор новой информации об особенностях человеческой личности в рамках заданной теории, что позволяет консультанту расширить область знаний и применения конкретной теории личности, а также разработанных в ее русле практических ме­тодов и техник.

3. Использование той или иной теории личности в практике пси­хологического консультирования имеет следующие ограничения и правила:

• работа консультанта (психотерапевта) не может быть успешной без опоры на то или иное теоретическое представление о причи­нах возникшей у клиента проблемы, его глубинных конфлик­тов, проблем в межличностных отношениях и т. п.;

• консультант (психотерапевт) не должен слепо придерживаться объяснительных принципов только одной теоретической концеп­ции личности, так как ни одна, даже самая обширная, теория не в состоянии объяснить все феномены человеческой личности. Консультант должен вырабатывать гибкость мышления и про­фессионального поведения;

• консультант, строя свою работу на той или иной теоретиче­ской основе и используя определенные теоретические конст­рукты для объяснения и понимания личности и проблем клиента в целом, в то же время должен опираться на принцип уникаль­ности каждой личности. Это означает, что в работе с каждым конкретным клиентом должны использоваться те методы и техники, которые подходят именно для этого клиента, а также могут быть хороши на одной стадии и не работать на другой, даже если выбранная техника не будет в должной мере соот­ветствовать теории, на которую опирается консультант. Примером такого стиля работы может служить использование консуль­тантом (психотерапевтом), ориентированным на психодинами­ческое направление, метода самораскрытия, который не свой­ствен данному подходу, но может быть использован для кон­кретного клиента и именно с ним этот метод будет наиболее конгруэнтным (подходящим);



ориентация на ту или иную теоретическую основу должна соот­ветствовать личности самого консультанта (психотерапевта) и индивидуальному стилю его работы. Важно, чтобы консуль­тант, используя определенную теорию, чувствовал себя в про­цессе консультирования и психотерапии уверенно и комфортно.

4. Современные тенденции в использовании теории личности в психотерапии и консультировании подразумевают эклектич­ность. Это означает, что высокопрофессиональный консультант и психотерапевт умеет интегрировать в своей работе с каждым конкретным клиентом различные теоретические позна­ния и обобщать их в свою собственную объяснительную систему.

Эклектическое консультирование и психотерапия означают интеграцию лучших сторон различных теоретических школ и не столько механическое использование методик различных на­правлений, сколько, прежде всего, выработку на основе прак­тических наблюдений гибкой, работоспособной и последова­тельной позиции.

Вопрос 6.Теории личности в различных школах и направлениях



1. Исторические основы современных теорий личности

2. Терапия поведения (бихевиоризм)

3. Рационально - эмотивная терапия

4. Психоаналитическое направление

5. Юнгианское направление

6. Адлерианское направление

7. Гуманистическое направление

8. Экзистенциальное направление

9. Гештальт-терапия

1. Исторически психологическое консультирование возникло из пси­хотерапии, в русле которой и развивались основные теории личности. Большинство теорий личности, существующих в пси­хотерапии на современном этапе, возникли из двух направлений:

психоаналитического, где главный упор делается:

• на эмоциональную сферу как предмет изучения;

• понимание эмоциональных, глубинных основ поведения чело­века;

поиск решения проблемы клиента через рациональный анализ глу­бинных причин;

· бихевиорального, ориентированного:

• на поведение как предмет исследования, без затрагивания глу­бинных слоев психики человека;

переобучение клиента более адаптивным техникам и способам взаимодействия с самим собой и окружающей средой;

поощрение, наказание и информацию как методы формирования правильного адаптивного поведения.

В дальнейшем большинство теорий личности развивались либо как поддерживающие принципы одного их этих направлений, либо как отвергающие. Выделяются следующие психотерапевти­ческие направления, основанные на той или иной теории личности: %/ терапия поведения (бихевиоризм);

• рационально-эмотивная терапия (РЭТ) А. Эллиса;

• психоаналитическое направление;

• юнгианское направление К.Г. Юнга;

• адлерианское направление А. Адлера;

• гуманистическое направление К. Роджерса;

• экзистенциальное направление;

• гештальт-терапия Ф. Перлза.

2. Терапия поведения (бихевиоризм) полностью поддерживает прин­ципы бихевиоралъного подхода к пониманию личности и в кон­сультативной работе ориентируется на коррекцию поведения. Терапия поведения опирается на следующие приншпы:

предметом теоретического изучения и практической работы является поведение человека;

• поведение человека формируется в процессе обучения через положительные и отрицательные подкрепления;

• у личности есть побуждения, обусловленные психологически и складывающиеся в иерархию мотивов в результате социального научения;

в результате прошлого опыта положительного подкрепления у человека формируются ожидания;

неподкрепление или отрицательное подкрепление сформиро­ванных ожиданий может вызывать различного рода психологи­ческие проблемы;

неправильное поведение есть результат плохого, неправильного обучения;

человек формируется в среде, в которой находится, но способен ее изменить, изменяя свое поведение.

Терапия поведения использует в качестве метода психологиче­ской работы, обучающего правильному поведению, подкрепле­ние, которое определяется как воздействие на клиента, в ре­зультате которого формируется условная реакция и повышается или понижается вероятность повторения поведения. Подкрепле­ние может быть:

положительным, когда в результате воздействия стимула пове­дение повторяется, так как стимул соответствует ожиданиям индивида;

отрицательным, когда то или иное поведение исчезает в ре­зультате несоответствия подкрепления ожиданиям индивида или когда индивид не получает никакого подкрепления, что также не соответствует его ожиданиям.

3. Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) А. Эллиса стоит на сты­ке психоаналитического направления, используя принцип анали­за, и бихевиоралъного направления, ориентируясь на поверхност­ные слои психики. Раиионально-эмотивная терапия выдвигает следующие теоретические и практические принципы;.

· предметом исследования и работы в РЭТ являются установки человека;

• человек от рождения склонен к принципу рациональности мыш­ления;

• присутствие у человека также и принципа паралогичности мышления;

• проблема клиента есть результат его ошибочных иррациональ­ных представлений, то есть не объективные события вызывают позитивные или негативные эмоции, а их внутреннее воспри­ятие и оценка; ч

основа нормального адаптивного поведения — это ориентация на рациональное мышление и коррекция решений на основе прин­ципа рациональности, то есть избавление от иррациональных установок.

Метод работы консультанта в РЭТ — опознавание иррацио­нальных установок, стремление к конфронтации с ними, их пересмотру и, наконец, к закреплению функционирования ра­циональных, уже гибких (а не первоначально абсолютистских) установок.

4. Психоаналитическое направление в психотерапий является од­ним из старейших, но ортодоксальный психоанализ, разрабо­танный 3. Фрейдом, используется редко. Внутри психоанали­тического направления развивается много течений, придержи­вающихся его главных принципов. В психоаналитическом направ­лении выделяются следующие теоретические, принципы психотерапии.

· предмет исследования — содержание бессознательного:

вытесненные конфликты;

■ эмоции;

• переживания и т. п.;

бессознательное и его иррациональное содержание являются источником и причинами внешних особенностей поведения, проблем, различного рода патологий, возникающих у клиента;

• сущность человека определяется энергией либидо, составляющей мотивационную сферу, и ранними переживаниями детства;

• основное внимание сосредотачивается на изучении истории жизни клиента, а именно:

• на его психосексуальном развитии;

специфике разрешения соответствующих каждой стадии ком­плексов;

нормальное развитие обусловлено своевременным прохождени­ем всех стадий психосексуального развития и правильным раз­решением комплексов, возникающих на каждой стадии;

анализ защитных механизмов личности, использование которых предохраняет индивида от осознания многих вытесненных в бессознательное конфликтов.

В психоаналитическом консультировании для консультанта ста­вятся следующие задачи:

• не сосредотачивать своего внимания на симптомах (защитных механизмах), а совместно с клиентом осуществлять поиск при­чин такого защитного поведения;

помочь клиенту найти такие способы выражения своих подсоз­нательных стремлений, которые более приемлемы как с соци­альной точки зрения, так и с точки зрения удобства для самого клиента;

• помощь в развитии психологической зрелости клиента через осознание им своих защитных механизмов и бессознательных импульсов и умение справляться с ними приемлемым образом;

ориентация не на глубинную трансформацию личности, а на поиск решений проблем, которые связаны с внутренними кон­фликтами и переживаниями, становящимися более или менее осознаваемыми клиентом в ходе консультационной работы.

В психоаналитической психотерапии выделятся следующие мето­ды работы:

свободные ассоциации, то есть анализ терапевтом тех представ­лений, мыслей, воспоминаний, которые свободно, спонтанно возникают у клиента в ответ на то или иное явление;

интерпретация, когда терапевт, анализируя поведение, действия или мысли клиента, разъясняет скрытые, не вполне осознавае­мые им аспекты переживаний и действий;

· анализ переноса, то есть тех чувств, испытывая которые к дру­гим людям клиент неосознанно переносит на консультанта и думает, что испытывает их к консультанту;

анализ сновидений, то есть попытка понять скрытый смысл тех символов и образов, которые фигурируют в сновидении клиен­та и источник которых — бессознательное самого клиента.

5. Юнгианское направление в психотерапии, основанное К.Г. Юнгом, зародилось в недрах психоаналитического подхода к пониманию личности. Будучи некоторое время учеником 3. Фрейда, Юнг впоследствии из-за ряда разногласий со своим учителем ото­шел от психоаналитического направления, создав свою теорию личности и основанный на ней психотерапевтический подход. Теория личности К. Г. Юнга и основанная на ней психотерапия используют следующие теоретические и практические принципы:

• введение понятия общего коллективного бессознательного, в кото­ром содержатся унаследованные от предков "архетипы", опреде­ляемые как комплекс универсальных мотивов поведения личности, данных ей изначально в качестве обобщенных образов от предков;

• наличие у человека индивидуального бессознательного, представ­ляющего собой вместилище его индивидуальных вытесненных особенностей и характеристик;

· источником и причиной неврозов, внутриличностных конфлик­тов и проблем является раздробленность личности, когда нет согласованности между всеми архетипами, сознанием и бес­сознательным;

задача сохранения целостности личности ставится перед глав­ным архетипом личности — самостью, которая определяется как центр личности, вмещающий в себя все ее составляющие;

психологически здоровая личность — это личность с целостной структурой Я, то есть с развитым архетипом самости;

· подчеркивание уникальности человеческих мотивов и стремле­ние каждого человека к индивидуальности;

· / задача и главная цель психотерапевта — помощь клиенту в вы­страивании его "самости", в прохождении пути к своей "инди-видуацш", то есть пути к "самому себе", а также самореализации своего потенциала независимо от внешних источников, идей и обстоятельств.

Методы работы: метод словесных ассоциаций использование теста словесных ассоциацией, суть которого заключается в том, чтобы пациент

отвечал максимально быстро на слово-стимул первым пришед­шим в голову словом, а цель этого теста — выявление у паци­ента комплексов бессознательного — ассоциаций, имеющих аф­фективную, болезненную природу и мешающих ему двигаться в направлении к самоактуализации;

анализ сновидений с точки зрения представленных в нем архе­типов и образов коллективного бессознательного и подход к сновидению не как к явлению, наполненному вытесненными фактами бытия клиента, но как к сигналу бессознательного о том, что индивид отклонился от пути следования к своей "индивидуации";

анализ переноса, вмещающего в себя не только сексуальные, но и другие эмоции и чувства, которые испытывает клиент по от­ношению к терапевту.

6. Адлерианское направление так же, как и юнгианское, уходит своими корнями в психоаналитический подход. Оно было осно­вано другим учеником 3. Фрейда А. Адлером. Он разработал свою теорию личности, назвав ее индивидуальной психологией, и на основе этой теории разрабатывалась и концепция психоте­рапии, а впоследствии — и консультирования. Адлерианское на­правление в консультировании и психотерапии выдвигает сле­дующие теоретические и практические принципы работы:

· утверждение позитивной природы человека;

главенствующую роль в поведения человека играют мотивы дос­тижения власти и стремление к превосходству, выступающие в качестве компенсаторного механизма чувства, а в патологиче­ском случае и комплекса неполноценности, присущего человеку изначально;

социальный интерес, то есть стремление человека к себе подоб­ным, также детерминирует поведение личности;

• человеку свойственно формирование в раннем детстве своего индивидуального, уникального стиля жизни, основанного на двух главных личностных силах — социальном интересе и стрем­лении к превосходству;

• в структуре индивидуального стиля жизни центральное место занимает целевая система личности — человек имеет опреде­ленные цели, к достижению которых стремится, и эти цели обусловлены уровнем развития социального интереса и стрем­лением к превосходству;

источником невроза и других патологий служат неадекватные цели индивида, построенные на основе неудачно сложившегося индивидуального стиля жизни, сниженный социальный интерес.

В адлерианском направлении перед психотерапевтом ставятся следующие практические задачи:

• помочь клиенту максимально глубоко осознать уникальность своего стиля жизни и использовать собственные ресурсы;

стимулировать социальный интерес клиента, добиваясь разви­тия этой стороны личности и максимально полной адаптации в социуме;

• уменьшить влияние на поведение и личность клиента его стремления к превосходству, подвести к осознанию равенства между всеми людьми;

уменьшить чувство неполноценности клиента;

• анализ и интерпретация жизненных целей и их корректировка.

Психотерапия адлерианского направления использует следующие методы работы:

• анализ ранних детских воспоминаний;

• анализ сновидений и грез;

• изучение семейной истории — порядка рождения ребенка в се­мье и протекания детства.

7. Гуманистическое направление в теории личности и основанная на нем клиент-центрированная психотерапия и клиент-цент-рированное консультирование разработаны Карлом Роджерсом.Гуманистическая психология является антагонистическим на­правлением по отношению к психоанализу и бихевиоризму и всту­пает в жесткую полемику с принципами этих двух направле­ний в теории личности. Гуманистическая теория личности вы­двигает следующие теоретические и практические приниипы:

· человеку свойственно врожденное стремление к самореализации, то есть к развитию своего внутреннего творческого потенциа­ла, силы и ресурсы для преодоления жизненных препятствий и роста заложены в самом человеке, так как его природа изна­чально позитивна, поэтому индивид сам ответствен за проис­ходящие с ним изменения, а ответственность терапевта за­ключается в обеспечении атмосферы для изменений клиента;

· реальность индивида — это в первую очередь то, что он воспри­нимает, и важность внешних событий реальности зависит от того, какую значимость они имеют в непосредственном пере­живании индивида;

в структуре личности существует реальное Я, то есть устойчи­вое представление о самом себе, формирующееся с раннего дет­ства посредством индивидуального опыта, и идеальное Я, то есть тот идеал, то идеальное представление о себе, к которому стремится личность;

источником возникновения психических проблем является вытес­нение некоторых фактов бытия, чувств и опыта в область бес­сознательного, отсутствие конгруэнтности- ощущения соот­ветствия осознаваемого клиентом материала его личности и существующего опыта, а также сильный разрыв либо размытые границы между Я реальным и Я идеальным или разрыв между совершаемыми индивидом действиями и представлением о се­бе — реальном;

здоровая личность определяется как имеющая минимум расхо­ждений между Я реальным и Я идеальным, активно стремящаяся к самореализации, использующая весь свой творческий потен­циал и обладающая качеством спонтанности и конгруэнтности, то есть осознавания того, что выражаются именно те чувства, которые испытываются индивидом;

• человека, обратившегося за помощью к консультанту (психо­терапевту), принято называть клиентом, а не пациентом, так как это демонстрирует равенство позиций и уважение к лично­сти клиента, который сам сделал выбор и обратился за помощью. Клиент-иентрированная психотерапия и консультирование вы­двигают следующие практические задачи в работе с клиентом:

создание в процессе консультирования (психотерапии) такой атмосферы или "взаимоотношений" между клиентом и консуль­тантом, которые способствовали бы развитию творческой силы клиента и его движению по пути самоактуализации;

• проникновение в мир восприятия клиента и принятие его сис­темы ценностей, его внутренних установок через использование эмпатии,то есть сопереживания, — один из важнейших тера­певтических факторов в клиент-центрированной терапии;

• помощь клиенту восознании и переживании важности своего субъективного мира;

• помощь в формировании конгруэнтности клиента, то есть осоз­нании своих чувств и того, насколько они соответствуют ис­пытываемому опыту, и если это не так, то помощь в принятии этого несоответствия;

• помощь клиенту на основе эмпатии и принятия в расширении своей Я-концепции, то есть интегрировании всех частей своей личности и своего опыта, включая и те, что ранее не осознава­лись, отрицались, искажались и т. п.;

• повышение уровня ответственности клиента за себя и свое развитие.

8. Экзистенциальное направление, так же как игуманистическое, явилось "третьей силой", противостоящей теориям личности психодинамического и поведенческого подходов. Идеи и принци­пы экзистенциальной психотерапии базируются на экзистен­циальной философии. Идеологами и пропагандистами экзистен­циального подхода в психотерапии выступают Р. Мей, И. Ялом, Дж. Бюдженталь, В. Франкл.Экзистенииальная психотерапия выдвигает следующие приниипы работы:

упор на "свободную волю", свободное развитие личности;

ведущая способность человека - это способность познавать свой внутренний мир;

исследование проблемы одиночества и отношений личности с другими, проблемы смерти и ее принятия человеком. Согласно экзистенииональному направлению:

основой мотивации личности является экзистенциальная трево­га, которая ставит перед индивидом задачу поиска уникального личностного смысла в бессмысленном мире и обретения лично­стного смысла существования;

существует базисная тревога, основанная на переживании ин­дивидом объективной угрозы существованию (смерь, болезнь, угроза своим ценностям и т. п.), и невротическая тревога, для которой свойственна неадекватная реакция подавления на объ­ективную угрозу;

• человеку свойственно переживание изоляиии. которая может быть:

межличностной, когда человек переживает свое внешнее оди- ' ночество;

внутриличностной, когда у индивида заблокированы некоторые части личности и они не осознаются;

экзистенциальной, когда человек ощущает свою отделенность от мира независимо от наличия у него каких-либо социальных кон­тактов;

основой психического здоровья является уникальность каждого че­ловека;

причиной невроза являются не проблемы прошлого опыта (фиксации либидо, незавершенные стадии развития и т. п.), а те проблемы, которые индивид не может решить в настоящий момент.

Экзистенииальная психотерапия ставит следующие практиче­ские задачи:

• подведение к осознанию человеком ответственности за форми­рование собственного внутреннего мира и выбор своего жиз­ненного пути;

освобождение от невротической тревоги через осознание базис­ной тревоги;

• помощь клиенту в осознании и принятии конечности своего бы­тия, в примирении с неизбежностью смерти;

• развитие творческих сил и потенциала личности;

• помощь в осознании и проживании клиентом своей экзистен­циальной и личностной изоляции, выработка адекватных спосо­бов проживания своей изоляции.

9. Гешталът-терапия как психотерапевтический подход и теория личности ведут свое начало от гештальт-психологии — немец­кого направления в психологии, возникшего в период "откры­того" кризиса, идеологами которого были К. Коффка, В. Келер, М. Вертгеймер, К. Левин, психоанализа, дзен-буддизма, прин­ципы которых применялись Ф. Перлзом —основателем геш-тальт-терапии. Гештальт-терапия имеет тесную связь с экзи­стенциальным направлением в психотерапии. Гештальт-терапия выдвигает следующие теоретические положения:

цель организма — приведение своего существования в состояние покоя, гомеостаза, целостности для избежания напряжения, возникающего из-за дезорганизации и нестабильности;

гешталып (нем.) обозначает целостность и структурность, не­сводимую к частям;

организм определяется как единое целое, единый гештальт, то есть психическая и физическая жизнь индивида взаимозави­симы друг от друга;

мотивационная система личности представлена как цикл воз­никновения и удовлетворения потребности, которая рассматри­вается как гештальт. Если потребность не удовлетворена — геш­тальт не завершен, и это приводит к возникновению напряжения, так как неудовлетворенный гештальт забирает энергию у орга­низма;

фигура и фон — рассматриваются как соотношение актуальной потребности, являющейся для индивида фигурой, и окружающих ее потребностей, составляющих фон, именно эта потребность, выдвинувшись из фона, представляет для индивида наиболь­шую ценность и именно ее он стремится удовлетворить. Удов­летворение потребности ведет за собой завершение гештальта и возвращение его в фон;

· причиной невроза являются незавершенные гештальты, заби­рающие энергию у организма, а также отход от собственной природы, когда индивид живет не в контакте с самим собой и своими чувствами, а ориентируется на внешние указания авто­ритетов;

поле окружающей среды это то пространство, на границе ко­торого происходит контакт индивида со средой и удовлетворе­ние им актуальной потребности; без окружающей среды инди­вид не может удовлетворить потребность;

здоровая личность обладает способностью к аутентичности,которая определяется как обретение самого себя и способ­ность быть самим собой, умение жить полной жизнью и в настоящем, стремление к своему уникальному неповторимо­му стилю жизни, не подражающему и не признающему ника­ких авторитетов и фигур извне;

• условием жизни в настоящем и обретения себя является дове­рие к собственным чувствам и прорыв сквозь блокаду устано­вок и стереотипов;

принцип ответственности личности за себя, свою жизнь и свои выборы, ориентация на установку "Я хочу", вместо "Ядолжен", то, как последний снимает с индивида всякую от­ветственность за поступок;

· ощущение полноты жизни возможно только в том случае, если есть осознание, но не как понимание, а как переживание, чув­ствование;

контакт в терапевтическом пространстве между клиентом и консультантом (психотерапевтом) рассматривается как взаимо­действие двух равных личностей.

Гештальт-терапия выдвигает следующие иели и задачи: 1/ помощь клиенту в осознании, проживании и завершении неза­вершенных в прошлом гешталътов (эмоций, чувств, поступ­ков, потребностей и т. п.);

• помощь клиенту в обретении им аутентичности, обретении самого себя и веры в себя, в свои чувства, в обретении собст­венных границ, в осознании своих потребностей;

• помощь клиенту в расширении своего взгляда на мир и своей жизненной позиции, в открытости всему многообразию жиз­ненных выборов и формированию ответственности за себя самого;

личность терапевта, его поведение, реакции, спонтанность, способность к самораскрытию рассматриваются как ключевой терапевтический фактор;

• ответственность за изменения, происходящие с клиентом, все­гда лежит на нем самом, а задача терапевта - обеспечить усло­вия для развития и изменений и расширить зону осознавания;

• задача гештальт-терапии не в том, чтобы выяснить, "почему" возникает проблема, а в том, чтобы понять, "как" она прожи­вается человеком и как воздействует на него.

Вопрос 7.Личность психолога-консультанта в психологическом консультировании

1. Роль и место консультанта в консультации

2. Модель эффективного психолога - консультанта

3.Личностные качества психолога-консультанта

4. Система ценностей консультанта

1. В психологическом консультировании роль и место психолога-консультанта зависят в первую очередь от его теоретической ориентации и личностных черт характера. Существует несколь­ко позиций консультанта по отношению к клиенту, при этом профессиональный консультант должен уметь находиться при необходимости во всех позициях. Выделяются три позиции кон­сультанта по отношению к клиенту.

позиция равенства, когда и клиент и консультант чувствуют себя в пространстве консультирования полноправными партне­рами со своими установками, ценностями, мировоззрением, при этом консультант не дает оценок клиенту, а клиент не предъявляет к консультанту завышенных ожиданий;

· позиция "сверху", когда консультант является направляющей и ведущей силой в развитии клиента, авторитетом, с которым клиент считается в первую очередь;

позиция "снизу", когда консультант подчеркивает значимость клиента с целью повышения самооценки и авторитета у послед­него, сохраняя недирективную позицию.

Выделяются следующие ролевые функиии психолога-консультанта в пространстве психологического консультирования:

консультант как личность, то есть проявление консультантом себя как личности в процессе консультирования через личное присутствие в этом пространстве, и в этом случае важнейшим терапевтическим фактором являются качества личности тера­певта, его ценности, мировоззрение и т. п.;

консультант как субъект деятельности, то есть осуществление консультантом деятельности, которая обеспечивала бы раскры­тие клиента, в этом случае важны профессиональные умения и навыки консультанта.

2. Модель эффективного психолога-консультанта включает в себя следующие составляющие:

• личностные качества;

• систему ценностей;

• профессиональные установки;

• профессиональные навыки и умения.

3. Психолог-консультант (психотерапевт) должен обладать зрело­стью личности, которая включает в себя два аспекта:

• личностную зрелость;

• социальную зрелость.

Выделяются следующие качества зрелости личности психолога-консультанта. обеспечивающие эффективность терапевтическо­го проиесса:

в области личностной зрелости:

аутентичность, подлинность, когда консультант является са­мим собой и, находясь в процессе общения с собой или с другими, не использует фасады и маски и не играет заданные и придуманные роли, позволяя проявляться подлинным, свой­ственным только данной личности эмоциям, чувствам, пове­дению;

конгруэнтность, то есть соответствие внутреннего мира лично­сти (чувств, эмоций, мыслей и т. п.) его внешним проявлениям и того, что он осознает, тому, каков его опыт;

сила личности и гибкость, умение в нужной ситуации быть твердым в своих убеждениях, знать, чего хочешь, и не подда­ваться влиянию окружения и стереотипов и в то же время уме­ние пересмотреть свои позиции и ценности, гибкость в поведе­нии и понимании окружающих;

позитивность, включающая в себя как способность к позитив­ному восприятию жизни в целом, так и позитивное отношение к людям, в частности к клиентам;

открытость новому опыту, искренность в восприятии собст­венных чувств, эмоций, умение принимать и ассимилировать новый опыт, незацикленность на старых схемах и старом опы­те, отсутствие сильной боязни, страха перед новым опытом;

адекватность, включающая адекватную оценку психотерапев­том себя, своих личностных и профессиональных качеств и способностей, а также способность к постановке реалистичных целей и принятие своей несовершенности;

рефлексия, самопознание — способность к постоянному изуче­нию себя, своего внутреннего мира, высокий уровень самопознания и стремление к анализу себя, своих мотивов, чувств,! эмоций, поступков, умение прорабатывать свои проблемы;

эмпатийность — способность понять эмоциональный мир другого! человека, встав на его место и посмотрев на проблему "его глазами", побыв в его системе ценностей и оставив в стороне свои! собственные предубеждения и не сравнивая ситуацию другого человека со своей собственной;

интернальность — внутренний локус контроля, то есть принятие ответственности за свою жизнь, поступки, действия и себя самого;

чувство юмора, избегание "тотальной" серьезности в отношеннии к различным вещам, умение взглянуть с юмором на ситуацию или проблему;

в области соииальной зрелости:

коммуникабельность, способность к налаживанию контакта с окружающими людьми, в том числе с клиентами, к построению продуктивных отношений, умение воспринимать и прислушиваться к мнению и чувствам других людей;

толерантность к неопределенности, умение быть уверенным в себе, сохранять чувство спокойствия и не испытывать чувства]

тревожности в ситуациях большой неопределенности, неясно­сти, неизвестности, отсутствия четкой структурированности. Ориентация на свою интуицию;

. эмоциональная теплота, предполагающая неотъемлемый инте­рес к другим людям, к их жизни, демонстрация заинтересо­ванности и отсутствие осуждения;

. безусловность, безусловное принятие клиента, стремление ви­деть позитивную природу человека и принимать клиента, неза­висимо от его поведения, мыслей и т. п., безоценочно;

. этническая сензитивность, гибкость и безоценочность по отно­шению к представителям различных этносов, отсутствие на­циональных предубеждений и стереотипов, понимание и принятие других культур и обычаев, ценностей других народов.

Особо вредными чертами для психолога-консультанта (психотерапевта) являются:

авторитарность и снобизм, уверенность в собственной непо­грешимости и идеальности;

нетерпимость к недостаткам других;

пассивность жизненной позиции;

зависимость от стереотипов, установок и авторитетов;

• замкнутость;

• склонность использовать клиента для удовлетворения своих по­требностей;

· невротическая установка в отношении денег, когда деньги — цель существования, а не средство.

4. В ситуации консультирования перед психологом стоит задача нейтрального отношения к ценностям клиента, и в то же время ценностная система консультанта определяет исходные пред­посылки консультирования. Психолог должен иметь собствен­ную систему ценностей, но при этом не навязывать ее клиенту, а уметь обсудить ценностные приоритеты, так как есть про­блемы, корни которых лежат именно в ценностных установках, и помочь клиенту выбрать те ценности, которые подходят именно для него. Ценности консультанта во многом зависят от его теоретической ориентации и оказывают влияние на процесс консультирования. В гуманистической психологии выделяются следующие иенности. необходимые для формирования терапевти­ческого климата в пространстве консультирования:

· человек и его мир как главная ценность;

· оптимизм;

• безусловная любовь;

• вера в потенциал духовного и психического развития, заложенного в каждом человеке;

• уникальность каждого человека;

• позитивность природы человека, то есть любое поведение имеет позитивные намерения, а негативное, социально-нежелательное и тому подобное поведение есть результат неадекватного функционирования личности и ее защитных механизмов;

• каждый человек имеет ресурсы для своего развития и Вселенная также располагает к развитию.







Сейчас читают про: