Вопрос 8. Профессиональные аспекты личности психолога-консультанта

Профессиональные аспекты личности психолога-консультанта

1.Профессиональные установки психолога-консультанта

2. Профессиональные умения психолога-консультанта

3. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта

4. Профессиональная подготовка консультанта

1. Выделяются следующие профессиональные установки в работе

психолога-консультанта:

уникальность и неповторимость каждого консультационного взаимодействия, так как каждый человек и его проблема уникальны;

динамичность, отсутствие статичных ситуаций в процессе консультирования, постоянные изменения и клиента и консультант та сообразно развивающимся между ними терапевтическим отношениям;

доверие к клиенту: клиент является лучшим экспертом свои! проблем и поэтому должен увидеть их сам, а консультант -\ подвести его к этому видению, а не называть проблемы клиента;

безопасность — важнейшим в процессе консультирования является чувство безопасности клиента, и ощущение у него чувства доверия по отношению к консультанту; и консультант должен уметь согласовывать свои требования с созданием атмосферы безопасности;

· ограниченность, несовершенность — консультант в первую оче­редь человек и поэтому не может полностью отвечать за жизнь и трудности своего клиента, но обязан сформировать у клиента чувство ответственности за себя;

· адекватность оценки себя — знание и понимание консультан­том уровня своих профессиональных возможностей и соблю­дение им профессиональной этики;

эклектичность — нет универсальной теории, объясняющей всю феноменологию клиента, поэтому консультанту необходимо использовать различные терапевтические подходы в процессе кон­сультирования;

экзистенциалъность бытия — консультант должен помочь кли­енту в понимании и принятии неразрешимых проблем и противо­речий, экзистенциальных вопросов;

сотрудничество, то есть эффективное психологическое кон­сультирование, — это процесс, который выполняется вместе с клиентом, а не вместо него.

2. Психолог-консультант должен обладать следующими профессио­нальными умениями:

слушать и "слышать" клиента, что включает в себя восприятие как вербальной, так и невербальной информации, ее анализ и интерпретацию. Консультант должен обращать внимание на особенности речи клиента, слова и выражения, которые он ис­пользует, метафоры и образы, к которым прибегает, паралингвистические особенности языка клиента, то есть темп, интона­цию, тембр голоса, "язык тела" — жесты, позы, положение тела в пространстве, общую ориентацию клиента в пространстве, выражение лица;

оптимально строить свою речь, чтобы она была понятна кли­енту и не изобиловала большим количеством профессиональ­ных терминов, но в то же время была профессионально гра­мотной, использование тезауруса клиента;

· понимать психологические особенности и состояния других лю­дей, опираясь при этом не эмпатию и невербальные проявле­ния себя и клиента;

· устанавливать и поддерживать психологический контакт с партнером (клиентом) или группой;

· оказывать поддержку клиенту, выступать в роли сопровож­дающего, оставляя клиенту право самому сделать выбор той стороны, в которую он будет двигаться, и оказывать поддержку независимо от того, соответствует ли выбор клиента ценностям и установкам самого консультанта;

быть жестким в те моменты, когда это действительно необ­ходимо и будет иметь терапевтический эффект, и использова­ние таких психотерапевтических приемов, как фрустрация, то есть отказ терапевта в удовлетворении требований и ожиданий, предъявляемых ему клиентом, или в проигрывании тера­певтом ожидаемых от него ролей, и конфронтация, то есть предъявление терапевтом в форме утверждения неосознаваемых клиентом установок, стереотипов и т. п. с целью их осознания и проработки;

"разговорить" клиента, используя для этого специальные техники и процедуры, чтобы помочь ему вербализовать свои мысли и чувства, а также чтобы лучше понять и прочувствовать про­блему клиента и его самого;

предоставить информацию, необходимую клиенту в данный] момент (например, по вопросам учебы, работы, бизнеса, карь­ерного роста, по личным вопросам — вступление в брак, развод, развитие самосознания), при этом не оказывая давления и] не давая ему советов, а использовать самораскрытие;

выразить свое мнение и отношение к чему-либо без возбуждения негативных эмоций у клиента;

адекватно понимать и оценить себя и свои проявления и психологические особенности;

управлять своим поведением и проявлять свои эмоции адекватно ситуации.

3. В работе психолога-консультанта (психотерапевта) существует множество факторов, оказывающих негативное влияние на его] личность. Возможны следующие аспекты профессиональной деформации личности психолога:

утрата собственной идентичности и полное "растворение" в проблемах клиентов;

отрицательные последствия для личной жизни, семьи, друзей и т. п., связанные с "таинственностью" работы консультанта, та есть соблюдением им этического принципа конфиденциальности, со снижением эмоциональной отдачи близким людям;

возможность возникновения психических нарушений у самого психолога (психотерапевта), обусловленных постоянным кон тактом с проблемами и болезнями других людей, с негативными аспектами жизни;

· синдром больного общества, то есть восприятие всех людей как имеющих различного рода отклонения;

· синдром сгорания, то есть эмоциональное, умственное и физи­ческое истощение из-за длительной эмоциональной нагрузки на психику.

Выделяются следующие причины возникновения "синдрома сгорания":

ощущение монотонности работы и отсутствия в ней всякого смысла;

несоответствие между вкладываемыми в работу ресурсами и получаемой отдачей в виде недостаточного признания и поло­жительной оценки;

временные рамки, ограничивающие творческий процесс;

работа с "немотивированными" клиентами, для которой харак­терны низкие результаты при высокой отдаче консультанта из-за постоянной сопротивляемости клиента воздействию и помощи;

профессиональные конфликты и напряженность с коллегами;

подавление творческих идей, спонтанности и новаций со сторо­ны руководства;

отсутствие возможностей для профессионального роста и со­вершенствования своих профессиональных навыков;

серьезные неразрешимые личностные проблемы и конфликты са­мого психолога-консультанта (психотерапевта).

Существуют следующие способы предотвращения "синдрома сго­рания":

принятие личной ответственности за свою работу и отказ от пассивной позиции, направление усилий и внимания на реа­лизацию уже существующих возможностей и изменение самих условий;

· развитие других профессиональных интересов помимо консуль­тирования — чтение лекций, научная работа, написание статей, учеба и т. п.;

· \ постоянное разнообразие своей работы: создание новых проек­тов, идей и т. п., не требующих вмешательства руководства;

· поддержание профессиональных контактов и обмен опытом с коллегами, посещение семинаров, конференций, супервизор-ских групп, тренингов и т. п.;

· прохождение личной психотерапии, тренингов личностного рос­та и т. п. перед началом профессиональной деятельности и консультативной практики, обращение к специалисту по мере необходимости в процессе своего профессионального и личностного развития;

поддержание своего здоровья, использование медитации и т. п.;

активная социальная жизнь вне работы, наличие друзей и близких, с которыми возможно плодотворное, ресурсное общение, хобби и занятий, не связанных с работой;

открытость новому опыту;

ориентация на собственную адекватную оценку себя и своих профессиональных и личностных возможностей, избавление си невротической потребности в позитивной оценке окружающих;

обдуманные обязательства по отношению к клиентам, руково-1 детву и т. п., которые консультант в состоянии выполнить без! ущерба для себя;

умение организовать свое время, не спешить и давать себе необходимое количество времени для достижения желаемых результатов в профессиональной и личной жизни;

понимание и стремление к тому, чего хочется на самом деле, а не следование ожиданиям окружающих в личной и профессиональной сферах;

проработка и снятие невротической установки на победу любой ценой и ощущение собственного всемогущества, формирования умения проигрывать и быть несовершенным в каких-то вопросах.

4. Выдвигаются следующие требования к профессиональной подготовке психолога-консультанта:

серьезная теоретическая подготовка консультанта и психотерапевта, на основе которой формируются его профессиональные! знания и навыки, теоретические взгляды, профессиональное! мышление, стиль работы и т. п.;

прохождение личной терапии (групповой и/или индивидуальной), которая позволяет:

проработать серьезные личностные конфликты и проблемы, а тем чтобы потом они не проецировались в консультативное поле и психолог не удовлетворял бы за счет клиента свои невротические потребности и т. п.;

. развить необходимые для профессиональной работы навыки и умения;

. осуществить познание себя, продолжить процесс личностного роста и зрелости;

. увидеть процесс консультирования изнутри и, находясь в роли клиента, понять различные чувства, эмоции и состояния, ко­торые он испытывает;

. познакомиться со стилем работы коллег;

· личностная зрелость психолога, означающая наличие у него необ­ходимых для успешной профессиональной работы качеств лич­ности, а также понимание психологом зрелости не как ста­тичного, а как динамичного, постоянно развивающегося процес­са, требующего усилий с его стороны.

Вопрос 9. Этические принципы

психологического консультирования

1. Этические принципы психологического консультирования

2. Границы конфиденциальности в психологическом консультировании

1. Выделяют следующие этические принципы и нормы психологи­ческого консультирования:

адекватная оценка консультантом уровня и пределов своей про­фессиональной компетенции;

запрет на применение диагностических методик и техник, кото­рые еще недостаточно изучены и освоены;

• запрет на использование клиента в качестве испытуемого для проведения научных и практических экспериментов без пред­варительного обсуждения и согласия с его стороны;

запрет на двойные отношения, в частности на вступление кон­сультанта в сексуальную связь с клиентом, супружеские отноше­ния и т. п. в процессе всего консультирования;

· предоставление клиенту во время первой встречи максимально полной информации, касающейся процесса и условий консуль­тирования.

Выделяют следующие моменты, которые необходимо обсудить с клиентом / основные цели консультирования;

квалификация и образование консультанта; оплата консультирования;

приблизительная продолжительность консультирования и гра­фики и время встреч; контактная информация о консультанте;

целесообразность и необходимость проведения консультативных встреч;

возможное временное ухудшение состояния клиента в процессе прохождения психологического консультирования;

возможность применения в процессе консультирования специ­альных процедур: аудио- и видеозаписи, наблюдения за третьим лицом через зеркало Геззела;

• допустимые и возможные границы конфиденциальности, кото­рые может соблюдать консультант.

2. В пространстве психологического консультирования существу­ет два уровня конфиденииальности:

пределы использования консультантом сведений о клиенте, когда консультант имеет право использовать информацию о клиент исключительно в профессиональных (например, обсуждение конкретного случая на супервизорской группе) и ни в каких иным целях, а информация о клиенте должна храниться в недоступных для других лиц местах;

условия использования консультантом информации о клиенте, когда консультанту необходимо поделиться сведениями с окружением клиента — родителями, детьми, учителями, супругом и т. п. Консультанту необходимо предварительно обсудить это с клиентом и обосновать целесообразность таких действий, и только в том случае, если клиент не возражает, консультант может использовать полученную информацию.

Консультант обязан обсудить с клиентом пределы конфиденциальности, которые он может соблюдать, опираясь на правила, определяющие гранииы конфиденииальности:

относительность соблюдения правил конфиденциальности;

• конфиденциальность зависит от характера предоставляемой информации, и в первую очередь консультант должен ориентироваться на построение доверительных отношений с клиентом;

• консультант имеет право не соблюдать правила конфиденциальности, если информация, полученная им от клиента, может! причинить вред последнему;

• та информация, которую консультант может использовать для повышения эффективности терапевтической работы, например консультация по данному случаю с компетентным специали­стом и т. п., не относится к конфиденциальной при условия договоренности с клиентом;

• консультант обязан заботиться в первую очередь о сохранении прав\ и свобод самого клиента и, если полученная информация не является нарушением прав других людей, должен соблюдать правило конфиденциальности и не разглашать данную информацию;

· ограничение пределов конфиденциальности и неразглашения информации консультантом обусловлено и правом самого кон­сультанта на сохранение своей безопасности и достоинства;

· консультант обязан соблюдать безопасность третьих лиц, и в случае если информация, полученная от клиента, каким-то об­разом нарушает это, то правило конфиденциальности переста­ет действовать;

необходимость госпитализации клиента ограничивает пределы соблюдения конфиденциальности;

при совершении клиентом преступных действий, предполагающих уголовную ответственность (насилие, убийство, развращение, инцест и т. п.) и угрожающих чьей-то жизни, консультант обя­зан сообщить эту информацию в соответствующие инстанции, принять меры по соблюдению безопасности потенциальной жертвы, предупредив ее и ее близких, а также сообщить о сво­их намерениях клиенту.

Вопрос 10. Подходы в психологическом консультировании

1. Понятие подхода в психологическом консультировании

2. Проблемно-ориентированное консультирование

3. Личностно-ориентированное консультирование

4. Решение - ориентированное консультирование

5. Духовно-ориентированное консультирование

6. Разрушение полярности оценочной позиции клиента

1. Подход, который выбирает консультант, во многом зависит от предмета и целей работы и того, каким образом, с какой точки зрения будет рассматриваться и решаться проблема клиента. Психолог должен уметь ориентироваться во всех подходах и ис­пользовать каждый из них адекватно клиенту и его проблеме. В психологическом консультировании выделяют следующие подходы:

· проблемно-ориентированный;

· личностно-ориентированный;

• решение-ориентированный;

• духовно-ориентированный;

• разрушение полярности оценочной позиции.

2. Проблемно-ориентированное консультирование подразумевает под собой работу психолога с проблемой клиента с точки зрения ана­лиза ее сущности, внешних причин возникновения, а также поиска и выработки способов и путей разрешения, когда клиент реша­ет проблему сам, а консультант оказывает ему в этом поддерж­ку. Для этого подхода характерно:

• использование методов поведенческой терапии;

подключение семьи клиента к процессу консультирования;

оказание организационной помощи клиенту и членам его семьи.

3. Личностно-ориентированное консультирование понимается как процесс анализа индивидуальных, внутренних, а не внешних при­чин проблемы, а также анализ деструктивных стереотипов лич­ности и их влияния на клиента. Для этого подхода характерно:

• использование методов психодинамической психотерапии;

• локус жалобы в терминах "я слишком" 'или "я недостаточно";

• работа с самооценкой клиента;

отказ от советов и организационной помощи;

• ориентация на предотвращение подобных проблем в будущем.

4. Решение-ориентированное консультирование в первую очередь уделяет внимание поиску и использованию ресурсов личности для решения возникшей проблемы. Для этого подхода характерно:

небольшая длительность консультирования;

сосредоточенность на позитивных моментах,

убеждение клиента:

• в решаемости его проблемы (проблем);

• необходимости уже сегодня (и в дальнейшем) предпринять оп­ределенные действия для решения проблемы (проблем);

поиск ответов на вопросы.

Что я могу сделать для решения моей проблемы уже сегодня?; Чему мне надо научиться?;

Кто может мне помочь?;

. Где я могу взять информацию, необходимую для решения моей проблемы?

5. Духовно-ориентированное консультирование ставит своей зада­чей работу с внутренними и возрастными кризисами человека и сопровождающими эти кризисы проблемами. Для этого подхода характерен синергийный подход, то есть внимание к наличию в человеке духовных сил, включающих, как религиозную, так и светскую духовность, и использование этих ресурсов в преодо­лении кризиса.

6. Разрушение полярности оценочной позиции подразумевает под собой работу с общей моделью мира клиента, для которой харак­терно наличие жестких, крайних оценок действительности. Цель работы психолога при таком подходе — разрушение полярности такой оценочной системы и формирование у клиента гибкости в восприятии и оценке окружающей действительности и его внутреннего мира.

Вопрос 11. Психологическое здоровье

1.Подходы к определению понятия «здоровье»

2. Понятие здоровья

3. Уровни рассмотрения здоровья

4. Критерии психического здоровья

5. Факторы риска нарушения здоровья

1. Существует множество подходов к определению понятия здоро­вья, которые можно разделить на медицинские и психологические.

На медицинском уровне выделяются следующие определения по­нятия здоровья:

определение ВОЗ: здоровье есть отсутствие болезней и физиче­ских дефектов и состояние полного социального и духовного благополучия, когда функции всех органов и систем человека уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болез­ненные изменения;

определение психиатрии: здоровье есть способность индивида реализовать естественный врожденный потенциал человеческо­го призвания.

На психологическом уровне выделяются следующие определения здоровья, которые зависят от теоретической ориентации автора:

· гуманистическая психология (К. Роджерс): здоровый человек — это подвижный, открытый, а не постоянно использующий за­щитные реакции, независимый от внешних влияний и опираю­щийся на себя. Оптимально актуализируясь, такой человек по­стоянно живет в каждый новый момент жизни. Этот человек подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, терпим к другим, эмоционален и рефлексивен;

гештальт-терапия (Ф. Перлз): психическое здоровье связано! со зрелостью личности, проявляющейся в способности к осозА нанию собственных потребностей, конструктивному поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за самого себя. Зрелая и здоровая личность аутентична} спонтанна и внутренне свободна;

психоаналитическое направление (3. Фрейд): психологически здоровый человек — это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности;

· аналитическая психология (К.Г. Юнг): здоровый человек — эта человек, ассимилировавший содержание своего бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом;

телесная психотерапия (В. Райх): невротические и психосоматические нарушения здоровья являются следствием застоя био логической энергии, здоровое состояние характеризуется свободным протеканием энергии.

2. Понятие здоровья включает в себя ключевые характеристики:

интегративность, то есть включает в себя как внутренний мир личности, так и разносторонность взаимоотношений человека со своим окружением;

многоуровневость — наличие физического, психического, соци-1 ального и духовного аспектов здоровья;

состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды;

• осуществление наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.

3. Выделяют три уровня рассмотрения и оиенки здоровья:

биологический (соматический) уровень, предполагающий совершенство саморегуляции в организме и динамическое равновесие всех внутренних органов, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде;

психологический уровень, рассматривающий индивида как психическое целое, включающий гармоничное развитие всех психических сфер личности и подразумевающий наличие у человека общей стратегии жизни человека;

социальный уровень, подразумевающий гармоничное влияние различных социальных связей на личность и наличие способности противостоять негативному влиянию со стороны социума и влиять самому на свое окружение; а также трудоспособность, социальную активность и включенность личности, деятельное отношение человека к миру.

4. Значение выделения критериев психологического здоровья за­ключается в возможности разграничения нормы и патологии.

Анализ и структурирование системы критериев психического здоровья представляют собой трудную задачу, так как, во-первых, не существует единого основания для создания такой классификации и, во-вторых, ни одна классификация не выра­зит в достаточной мере понятие психологического здоровья. Выделение критериев психологического здоровья может прохо­дить на основании:

специфики функционирования организма в целом;

трех существующих видов проявлений психического:. психических свойств;

• психических состояний;

• психических процессов.

На основании специфики функционирования организма выделя­ются следующие критерии психологического здоровья:

критерий психического равновесия, позволяющий судить о ха­рактере и специфике функционирования психики человека в различных ее сферах — эмоциональной, мотивационной, по­знавательной, волевой и др., и выявляющий аномалию как про­явление дисгармонии личности и утраты ею равновесия с окру­жающей средой;

гармоничность организации психики, понимаемая как равномер­ность развития и функционирования всех сфер психики, а также их тесное взаимодействие;

адаптивные возможности организма, под которыми понимает­ся способность личности к адаптации в окружающей среде без нарушения своего внутреннего равновесия.

На основании трех существующих видов проявлений психическо­го выделяются следующие критерии психического здоровья:

· свойства личности:

• оптимизм;

• отсутствие суетливости;

• уравновешенность;

• нравственность;

• адекватный уровень притязаний, чувство долга;

• уверенность в себе;

• необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид);

• трудолюбие;

• независимость;

• непосредственность (естественность);

• ответственность;

· чувство юмора;

. доброжелательность, терпимость;

• самоуважение;

• самоконтроль;

психические состояния:

. самообладание (эмоциональная устойчивость);

. адекватность зрелости чувств и биологического возраста;

. совладание с негативными эмоциями (страх, гнев, жадность и др.);

. свободное, естественное проявление чувств и эмоций;

способность радоваться;

• сохранность привычного оптимального самочувствия;

психические процессы:

. адекватность психического отражения, то есть максимальное; соответствие формируемых у индивида субъективных образов объективной реальности;

. адекватность в восприятии себя и своих особенностей;

. способность концентрировать внимание на предмете;

. способность к удержанию информации в памяти;

. критичность мышления, "научная" форма умственной деятельности, направленной на поиск истины, а не слепая вера в ав­торитеты;

. креативность, способность к творческому самовыражению и поиску новых нестандартных путей решения задач;

. дисциплина ума, способствующая управлению мыслями. Выделяются критерии психологического нездоровья личности:

зависимость от вредных привычек;

• уход, отрицание личной ответственности за себя и свою жизнь;

• пассивность жизненной позиции;

утрата веры в себя, свои возможности;

• неадекватно заниженная или завышенная самооценка;

• ослабленный или гипертрофированный самоконтроль;

• беспричинная злость, вспыльчивость, нервозность, эмоциональ­ная холодность;

· эгоцентризм, враждебность, жестокость, асоциальное поведение;

· гипертрофированное стремление к власти;

· гипертрофированное стремление к покупке вещей;

· ослабленная или гипертрофированная сфера инстинктов;

· повышенная тревожность;

· снижение когнитивной активности, алогичность, неорганизо­ванность мышления;

• жесткая приверженность стереотипам как в мышлении, так и в дру­гих сферах жизни, отсутствие или низкий уровень креативности;

• повышенная внушаемость, некритичность мышления.

5. На возникновение риска различных нарушений здоровья влия­ет множество факторов. Выделяют следующие группы факторов:

биологические факторы, к которым относятся:. возраст матери, когда родился ребенок;

. возраст отца;

. особенности протекания беременности и родов;

. физические характеристики ребенка при рождении;

социальные факторы, включающие в себя:. жилищные условия;

• уровень материального обеспечения и образования;

• состав семьи и т. д.;

психологические факторы как результат действия биологиче­ских и социальных факторов.

К спеиифическим факторам риска нарушения здоровья относятся:

вредные привычки (курение, потребление алкоголя, наркотиков, неправильное питание);

экологические: загрязнение среды обитания, экологические "стрессы";

· "психологическое загрязнение", сильные эмоциональные пережи­вания, дистрессы;

· генетические факторы, наследственность, резусконфликт и т. п.;

· культура, выражающая меру осознания и овладения человеком своими отношениями к самому себе, к обществу, природе.

Выделяют группы факторов, влияющих преимущественно на оп­ределенные составляющие здоровья — физическое, психическое, социальное и духовное здоровье, но рассматриваемых как об­щие для всей системы организма: на физическое здоровье организма влияют:

система питания, дыхания;

. физические нагрузки, занятия спортом, закаливания, общая физическая активность;

• гигиенические процедуры, общая гигиена организма;

на психическое здоровье воздействуют следующие факторы:

• система отношений человека к себе,

• стратегия построения отношений к другим людям;

• отношение к жизни в целом;

• жизненные цели и ценности индивида;

• индивидуальные личностные особенности;

на соииальное здоровье оказывают влияние:

• соответствие личностного и профессионального самоопреде­ления;

• удовлетворенность своим семейным и социальным статусом;

• гибкость жизненных стратегий;

• соответствие установок, стратегий, ценностной системы со­циокультурной ситуации (экономическим, социальным и пси­хологическим условиям);

на духовное здоровье влияют такие факторы, как:

• нравственность;

• осмысленность и наполненность жизни;

• творческие отношения и реализация своего творческого потен­циала;

• гармония с собой и окружающим миром;

• чувство любви;

. наличие веры в ценности, идеалы и т. п.

Вопрос 12. Структура психологического консультирования

1.Понятие структуры психологического консультирования

2.Модели структуры психологического консультирования

Под структурой психологического консультирования понимаете) совокупность технических этапов, которые проходят консуль­тант и клиент в процессе консультирования. Эти технические этапы не имеют жестких границ и представляют собой условное деление, цель которого — понимание всего процесса кон­сультирования, а не указание на точное соблюдение установленного алгоритма действий. Каждый из этапов имеет свои отличительные особенности:

• специфические цели и задачи;

• временные аспекты;

• приемы и техники работы консультанта, особенности его по­ведения;

• особенности поведения и состояния клиента;

• уровень эмоциональной наполняемости и глубина чувств.

Свою структуру имеет как весь процесс консультирования в це­лом, подразумевающую динамику встреч в начале, в середине, и в конце консультирования, так и каждая отдельная сессия внутри консультирования.

2. Существует несколько подходов в определении и структуриро­вании пространства психологического консультирования. Вы­деляются следующие модели структуры психологического кон­сультирования:

• эклектическая модель Р. Кочюнаса;

• четырехступенчатая модель;

• шестишаговая модель А. Блазера.

Эклектическая модель включает в себя следующие технические этапы: \/ этап исследования проблем клиента, предполагающий:

установление контакта с клиентом, или раппорта, который определяется как присоединение консультанта к клиенту через отражение его эмоций, поведения, жестов, особенностей речи и т. п., происходящее, как правило, на интуитивном уровне;

формирование климата обоюдного доверия;

поддержку и эмпатию со стороны консультанта и отсутствие критики;

поощрение клиента на выражение чувств и углубленное рас­смотрение проблемы им самим;

этап двумерного определения проблем, включающий:

уточнение различных аспектов проблемы клиента до понимания сути проблемы консультантом и клиентом с одной точки зрения, то есть консультант должен понять проблему клиента так, как сам клиент воспринимает ее, и не вносить в это понимание сво­их интерпретаций и гипотез;

определение проблемы конкретным понятием, фразой, чтобы клиент согласился с таким определением;

• в случае возникновения трудностей в точном определении про­блемы — возврат на стадию уточнения и прояснения;

этап идентификации альтернатив, включающий:

• обсуждение всех возможных альтернатив решения данной про­блемы совместно с клиентом;

побуждение клиента к самостоятельному продуцированию аль­тернатив, ненавязывание собственных решений проблемы;

этап планирования, содержащий:

• сравнение, анализ и критическую оценку выбранных решений с точки зрения предыдущего опыта клиента и его внутренней, субъективной и объективной готовности к их осуществлению;

. осознание сложности и нерешаемости некоторых проблем;

. составление плана реалистичного решения проблемы;

. разработку способов прогнозирования исхода проблемы при применении того или иного решения;

этап деятельности, включающий:

• последовательную реализацию выбранного плана действий;

. учет и анализ всех возможных факторов, способных оказать влияние на результат действий клиента: различные обстоятель­ства, временные и эмоциональные затраты;

. обсуждение возможности частичной или полной неудачи и спо­собов реагирования и действий клиента в этом случае, подведе­ние клиента к осознанию неудачи как не конечного результата намеченных действий, а возможности получить обратную связь и изменить, скорректировать намеченный план действий;

этап оценки и обратной связи, включающий:

. оценку клиентом совместно с консультантом полученного ре­зультата и уровня достижения поставленной цели;

. обобщение достигнутых результатов;

. анализ текущей ситуации и в результате принятие решения о завершении консультирования либо выявление возможных бо­лее глубоких проблем и возврат на предыдущие стадии работы. Четырехступенчатая модель психологического консультирова­ния включает в себя следующие технические этапы:

установление раппорта, "присоединение" консультанта к клиенту;

• ведение клиента в направлении изучения и кристаллизации про­блемы;

· терапевтическое завершение, то есть формирование у клиента мотивации на решение проблемы.

Шестишаговая модель А. Блазера включает в себя следующие технические этапы:

этап установления раппорта, характеризующийся:

. формированием доверия;

. частичным проигрыванием терапевтом той роли, которой ждет

от него клиент;

. использованием этого приема только на данном этапе;

этап составления жалобы, включающий:

. анализ типа жалобы, предъявляемой клиентом: непонятной, составной (когда можно увидеть отдельную жалобу за общим состоянием "все плохо"), явной, скрытой;

стратегию выявления типа жалобы клиента, включающую:

- отражение консультантом истинного содержания жалобы через различные приемы в речи (резюме, перефразирование, повторение фразы);

- отражение чувств клиента, но не с целью демонстрации эмпатии, а с целью выявления истинной природы жалобы и лежащих в ее основе эмоциональных переживаний (кон­сультант: "Я чувствую, что когда вы это говорите, то ощу­щаете...");

- изучение установок клиента, его мировоззрения, внимание консультанта к тому, как говорит клиент, как объясняет свою проблему, в чем видит ее причины и суть, кого или что винит в возникновении этой проблемы, каково окружение клиента и ситуация в целом;

этап анализа проблемы, включающий:

наличие хорошего раппорта между консультантом и клиентом и атмосферы доверия, а в противном случае клиент вытеснит про­блему и интерпретации консультанта и замкнется в себе;

анализ условий возникновения и протекания проблемы, эмоцио­нальных, поведенческих реакций, когнитивной составляющей клиента;

анализ истории возникновения проблемы, то есть время возник­новения, длительность протекания на данный момент, дина­мика проблемы, как решалась проблема клиентом и решалась ли она вообще до обращения за помощью;

функциональное значение проблемы для клиента, зачем она ему нужна, какая выгода содержится в проблеме, что в ней пози­тивного для клиента;

построение гипотез, их проверка и подтверждение;

• вербальную активность консультанта, использование различ­ных вопросов, техник "разговорения" клиента, побуждение кли­ента к осознанию своей проблемы;

этап формулирования проблемы, включающий:

• подведение клиента к самостоятельному формулированию своей проблемы через присутствие в ней фразы "Я понял", а не к пас­сивному восприятию им интерпретаций консультанта;

выявление актуальной потребности клиента после осознания им истинной сути свой проблемы, использование вопросов типа "Чего ты теперь хочешь?", детализация того, что конкретно хо­чет клиент;

конкретное и четкое формулирование ожидаемого результата, который должен быть в сфере компетенции психолога (напри­мер, покупка новой квартиры как решение конфликтов с ро­дителями не входит в компетенцию психолога);

этап проработки проблемы, включающий:

"движение" клиента в проблеме, расширение взгляда на пробле­му, изменение отношения к проблеме, поиск решения или способа изменений;

использование различных методов и техник, которые подходят для данного конкретного клиента;

перенос результатов в реальность (мотивация клиента на осу­ществление тех действий, которые были задуманы в процессе консультирования);

обратную связь по поводу результатов;

этап завершения, характеризующийся "отсоединением" клиента в случае позитивного для него решения проблемы, когда кон­сультант дает понять клиенту, что он должен теперь быть са­мостоятельным и обходиться без помощи специалиста.

Вопрос 13. Беседа в психологическом консультировании

1.Понятие беседы в психологическом консультировании

2.Схема беседы в психологическом консультировании

1. Беседа основная форма осуществления психологического консультирования. Главное отличие консультационной беседы от обычного разговора в том, что беседа:

• имеет заранее определенную направленность, цели;

• проводится в соответствии с планом, разделенным на техниче­ские этапы, на каждом из которых решается определенная за­дача или группа задач.

2. Во всем множестве моделей структуры процесса психологиче­ского консультирования можно выделить наиболее типичные и универсальные этапы работы. Универсальная и наиболее пол­ная модель структуры процесса психологического консультиро­вания включает в себя следующие технические этапы:

этап эмоционального отреагирования:

• предоставление клиенту возможности выговориться и выразить свои чувства;

помощь в осознании своих целей, мыслей, чувств, эмоций, воз­можности действий;

помощь в интеграции, принятии отторгаемых аспектов личного бытия — "негативных" частей личности, мыслей, чувств и т. п.;

этап 'движения " клиента в проблеме.

• предоставление клиенту эмоциональной поддержки;

• рассмотрение и анализ позитивных (но не "выгодных") аспек­тов проблемной ситуации;

. формирование у клиента ресурсного состояния;

этап переформулирования проблемы.

осознание клиентом причин проблемы;

совместное переформулирование проблемы в альтернативы и цели;

этап заключения динамического контракта:

• обсуждение организационных аспектов консультирования (время, место, количество встреч и т. п.);

. доля ответственности клиента и консультанта: психолог отве­чает за профессионализм своих действий, а клиент - за свои действия и за личный результат;

• выявление и коррекция нереалистичных ожиданий клиента;

этап формирования регистра возможных решений:

. поощрение клиента к самостоятельному продуцированию ре­шений, ненавязывание своей точки зрения и своих решений;

• помощь клиенту в четком формулировании вариантов решений, проговаривании и их анализе;

. критическая оценка каждого решения, прогнозирование даль­нейшего развития ситуации при выборе того или иного спосо­ба решения проблемы;

этап выбора оптимальных решений проблемы характеризуется выбором оптимального, наиболее подходящего решения с точ­ки зрения клиента, а не консультанта;

этап закрепления мотивации представляет собой:

. разработку плана осуществления выбранного способа решения проблемы;

детальное проговаривание всех шагов;

. формирование уверенности в правильности сделанного выбора и ресурсного состояния;

завершающий этап консультирования предполагает:. в завершение одной сессии:

- анализ актуального эмоционального состояния клиента к концу встречи;

- обсуждение и планирование дальнейших действий консуль­танта и клиента (необходимость повторных встреч, органи­зационные вопросы);

- отсоединение;

. при завершении проиесса консультирования:

- подведение клиента к осознанию им своей самостоятельно­сти в решении проблем и личной ответственности за свою жизнь;

- назначение катамнестической встречи (через месяц, год и т. п.) с целью проверки результатов консультирования;

- отсоединение (прекращение тесного общения клиента и консультанта, после чего клиент берет ответственность на себя и начинает самостоятельно решать свои проблемы).

Вопрос 14. Модели психологического консультирования

1. Понятие модели психологического консультирования

2. Консультационная модель

3.Психотерапевтическая модель

1. Под моделью понимается процесс психологического консультиро­вания, имеющий свои отличительные особенности. Критериями отграничения одной модели консультирования от другой являют­ся следующие факторы:

характер жалобы (проблемы) клиента;

цели данного консультирования: долгосрочные, глобальные, на­правленные на изменение структуры личности клиента, или краткосрочные, ситуативные, ориентированные на принятие конкретных решений;

этапы работы консультанта в процессе консультирования и расставляемые им акценты на каждом из этапов;

методы, используемые консультантом в психологической работе;

уровни личности и насколько глубоко они затрагиваются в про­цессе консультирования.

В зависимости от того, с каким личностным уровнем клиента приходится работать консультанту, выделяются следующие мо­дели психологического консультирования:

• консультационная модель;

• психотерапевтическая модель.

2. Консультационная модель психологического консультирования

имеет следующие характерные особенности:

· носит характер информативности, когда необходимо помочь клиенту с выбором образования, профессии, конкретного мес­та работы и т. п., то есть когда клиент нуждается в получении определенной информации;

не требует исследования и проработки глубинных, подсознатель­ных слоев личности, хотя может затрагивать систему мотива­ции и установок личности клиента, в том числе и не вполне им осознаваемых;

• от клиента требуется некоторый уровень способности к осознанию;

целью является принятие конкретного решения по конкретно­му вопросу, с которым обратился к консультанту клиент;

· короткий временной промежуток консультирования (до 2— 3 встреч).

Консультационная модель консультирования включает в себя сле­дующие этапы работы:

установление взаимоотношений доверия между консультантом и клиентом;

формулировка и проработка консультантом проблемы, с которой обратился клиент, оценивание того, насколько адекватен запрос клиента той модели, которую собирается применить консультант;

заключение динамического контракта между консультантом и клиентом;

обсуждение и анализ проблемы на основе беседы, сбора данных, изучения истории клиента, проведение тестирования, анкети­рования, использование опросников;

анализ результатов тестирования и общая оценка клиента;

изучение клиентом информации о профессии, учебе и др.;

обсуждение и анализ данных тестирования клиента и информа­ции о профессиях, учебе, учебных заведениях и т. п., получен­ных клиентом;

постановка целей: совместная с клиентом разработка плана действий, основанного на полученных в ходе тестирования и информирования клиента сведениях;

совместное с клиентом обсуждение действий, необходимых для выполнения намеченного плана;

проведение уточняющих процедур, предполагающих либо по­вторное тестирование с целью проработки выявленных в ходе планирования проблем, либо изменение целей, плана действий и проработка нового плана.

3. Психотерапевтическая модель психологического консультирова­ния имеет следующие отличительные особенности:

большая по сравнению с консультативной моделью эмоциональ­ная составляющая и более пристальное внимание консультанта к чувствам, эмоциям, ощущениям клиента;

меньшая четкость, ясность, логичность и структурированность процесса;

большое разнообразие проблем и индивидуальностей клиентов;

меньшая жесткость в следовании техническим этапам кон­сультирования;

• отсутствие или минимизация информативной составляющей;

• ориентация на проработку глубинных слоев психики, неосоз­наваемых проблем и конфликтов клиента и на относительную структурную перестройку личности в целом;

• более длительный процесс консультирования (от 5 и более встреч);

• целью является не решение конкретной проблемы, а личност­ный рост самого клиента.

Психотерапевтическая модель психологического консультирова­ния имеет следующие этапы работы:

индивидуальная внутренняя работа клиента по осознанию на­личия у него некоторой проблемы или симптома и оснований для обращения за помощью;

· установление взаимоотношений между клиентом и консультан­том на основе доверия, обеспечение консультантом безопасно­сти в пространстве консультирования;

первичное выражение чувств, понимание клиентом собственно­го состояния, начальная проработка проблемы, прояснение консультантом запроса;

• анализ консультантом проблем и чувств клиента и определение их глубины;

структурирование консультативного пространства, заключение динамического контракта;

выражение клиентом глубоких, ранее подавленных чувств, эмо­ций и т. п., работа с символическими образами, метафорами клиента, отражающими суть проблемы и помогающими кон­сультанту и самому клиенту понять и прожить ее. Прохожде­ние этого этапа зависит от того, какие цели ставит психотера­пия и какие уровни бессознательного прорабатываются);

· проработка чувств;

· движение клиента к инсайту, постановка целей, разработка дейст­вий по разрешению проблемы;

ассимиляция опыта, работа по осуществлению целей или при необходимости коррекции плана действий или поставленных целей, завершение взаимоотношений.

Консультант должен понимать необходимость использования психотерапевтической модели консультирования и осознавать всю меру ответственности за состояние клиента, а также за ре­зультат консультирования, знать ресурсные возможности кли­ента для структурной перестройки личности, а также понимать потребности клиента в этом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: