double arrow

Предисловие к психологическому портфолио


Можно говорить об индивидуально-психологических ресурсах, к которым относятся характеристики и свойства личности.

Очень большое значение имеют социальные навыки: в частности, экстраверты, обладающие более развитыми социальными навыками, счастливее благодаря уверенности в себе. Было установлено также, что счастье связано с готовностью к сотрудничеству, лидерскими качествами. Они позволяют вступать в предпочитаемые отношения с другими людьми, в то время как индивиды, испытывающие в общении трудности или недостаток социальных навыков, часто живут в социальной изоляции и одиночестве. Физическая привлекательность как ресурс может быть также значима, особенно для молодых женщин, поскольку она способствует популярности у противоположного пола, у работодателей, что способствует карьерному росту.

Акцент ставится на ту субъективную реальность, которую каждый человек формирует в своем жизненном пространстве с опорой на собственную систему значимых ценностей, выступающих в качестве своеобразной системы координат, по отношению к которым и интерпретируются внешние события.

Стремясь поддерживать позитивные представления о себе, люди игнорируют неблагоприятную информацию о себе, стараются дискредитировать источник информации, понимающий их самооценку, в том числе, тесты.




Когда человек пытается справиться с теми или иными жизненными трудностями, его активность может быть направлена как на внешние обстоятельства, подлежащие изменению, так и на самого себя. Включаются механизмы психической саморегуляции и механизмы психической адаптации: механизмы психологической защиты. То, какой именно путь преодоления жизненных трудностей выберет та или иная личность, определяется, в частности, ее резервами и ресурсами.

Люди, предпочитающие конструктивно преобразующие стратегии, оказываются личностями с оптимистическим мировоззрением, устойчивой положительной самооценкой, реалистическим подходом к жизни и сильно выраженной мотивацией достижения. Люди же, уходящие от трудных ситуаций, прибегающие к механизмам психологической защиты, склонные к «идущему вниз социальному сравнению», воспринимают мир как источник опасностей, у них невысокая самооценка, а мировоззрение окрашено пессимизмом.

Психологические особенности человека составляют его личностный адаптационный потенциал, который включает следующие характеристики:

· нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу;

· самооценку личности, являющуюся ядром саморегуляции и определяющую степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей;

· ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих;



· уровень конфликтности личности;

· опыт социального общения.

Все перечисленные характеристики человек считает значимыми при оценке и прогнозе успешности адаптации к трудным и экстремальным ситуациям, а также при оценке скорости восстановления психического равновесия.

Личностный потенциал является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости, отражает меру преодоления личностьюнеблагоприятных условий ее развития. Эти неблагоприятные условия могут быть заданы генетическими особенностями, соматическими заболеваниями, а могут – внешними неблагоприятными условиями.

Смысловая и целевая ориентация человека, понимание, что жизни свойственно меняться и что изменения – это двигатель прогресса и личностного развития. Опасность воспринимается как сложная задача, знаменующая собой очередной поворот изменчивой жизни, побуждающий человека к непрерывному росту. Любое событие переживается в качестве стимула для развития собственных возможностей. Основная мысль заключается в том, что нужно воспринимать изменения как вызов, а не как угрозу.Этот компонент помогает человеку оставаться открытым окружающей среде и обществу. Он состоит в восприятии личностью события жизни как вызова и испытания лично себе.



Пугливые, с недостаточно развитыми процессами когнитивного оценивания, такие личности считают себя неспособными контролировать окружающий мир. Они предпочитают уходить от тяжелых ситуаций или покорно их переносить, не пытаясь изменить. Не удивительно, что мировоззрение робких, отстраняющихся от мира людей часто окрашено пессимизмом. Избегая вступать в контакты с людьми, многие из них уходят в мир фантазий. Пожалуй, одна из главных характеристик, которая мешает им успешно жить в реальном мире, – это низкая мотивация достижения, которую они сами нередко интерпретируют как отсутствие способностей. К этому типу нестойких, слабых людей относятся, несомненно, люди с приобретенной (выученной) беспомощностью. Свойство беспомощности формируется обычно в раннем детстве, когда ребенок не имеет необходимой ему социальной поддержки, участия и одобрения.

В последнее время проблематика психологических ресурсов активно освещается в литературе, начиная с механизмов психологической защиты, и заканчивая такими понятиями, как личностный адаптационный потенциал, личностный потенциал, а также стрессоустойчивость и жизнестойкость. Жизнестойкость является некоторым интегративным психологическим качеством человека, включающим в себя и способность принимать вызов судьбы, и внутренний (интернальный) локус контроля с принятием ответственности за происходящие события, и целенаправленность, целеустремленность действий (вовлеченность в происходящие события). В определенной степени свойство жизнестойкости можно формировать в процессе воспитания личности, стимулируя самостоятельность, предприимчивость, обучая владению своими эмоциями и умению мобилизоваться в трудных жизненных ситуациях.

В процессе выполнения задания «Психологическое портфолио» каждый студент обязательно использует для личностной характеристики все выполненные тесты по трём домашним заданиям.

Цель – связать результаты итогов тестирования с личностным психологическим портретом, выявить личностные ресурсы.

Личностные ресурсы – это система способностей человека к устранению противоречий личности с жизненной средой.

Личностные ресурсы включают в себя такие способности,

· как самоуважение;

· активную жизненную установку;

· способность к адаптации;

· способность преодолевать трудные жизненные ситуации;

· отношение к стрессу как к возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста;

· эмоционально-волевые качества;

· позитивность и рациональность мышления;

· физическое здоровье как ценность;

· способность к саморегуляции, самоконтролю собственной психики.

Реализация этих способностей позволяет сохранять психическое и телесное здоровье, а так же социальное благополучие, что позволяет познать свою уникальность и успешно реализовывать себя в этом мире.







Сейчас читают про: