Содержание дисциплины

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах )

Номер раздела Название раздела Л ПЗ ЛР КП (КР) СРС
  Психофизиологические основы регуляции психики специалиста МЧС России.     - -  
  Психология риска.     - -  

4.2 Содержание разделов дисциплины

Раздел №I. Психофизиологические основы регуляции

психики специалиста МЧС России

Лекция №1. Проблема нормы психического развития личности

Статистически-адаптационный, культурологический, экзистенциональ-ный, описательный и другие подходы к проблеме нормы психического развития. Границы действия нормы. Норма и проблемные ситуации различной степени сложности. Идеальная норма как возможный источник психотравмирования.

Психическое здоровье как многоуровневое качество жизнедеятельности, характеризующееся адекватностью психического развития, реагирования, ориентирования в чрезвычайной ситуации. Духовный, индивидуально-психологический, психосоматический, биоэнергетический уровни психического здоровья. Проблема целостности психического здоровья человека. (2)

Лекция №2.Психическая устойчивость личности

Факторы профессиональной деятельности, травмирующие психику специалиста МЧС России. Психическая и психологическая стрессоустойчивость. Психическая устойчивость как подготовленность к профессиональной деятельности.

Трудная ситуация, задачи различного класса сложности и устойчивости специалиста. Приемы и способы формирования, поддержания и восстановления психической устойчивости личности. (2)

Лекция №3. Психофизиологические основы регуляции психического состояния

Психическое состояние как интегральное проявление психики в конкретных ситуациях. Классификация, способы предупреждения проявления пассивных и активных отрицательных состояний. Прогнозирование и использование отрицательных психических состояний.

Приемы и техника саморегуляции психического состояния. Аналого-знаковая и психомышечная регуляция психического состояния. (2)

Лекция №4. Профессиональное наблюдение, запоминание и

оценка чрезвычайной ситуации

Сущность, структура профессиональной наблюдательности и памяти. Схемы профессиональной тренировки необходимых качеств. Принципы и приемы развития рационального восприятия, концентрации, воспроизведения информации.

Правила мнемотехники. Возможности нейтралингвистики и эйдетики как произвольного запоминания. Гештальтистические техники. Возможности ассоциативных техник развития памяти.

Профессиональная память специалиста МЧС России. Основные психологические приемы развития памяти.

Профессиональное мышление специалиста МЧС России. Основные психологические приемы развития профессионального мышления: уяснение профессиональной задачи; организация поиска решения. Приемы рефлексивного мышления. Приемы активизации самоконтроля. Техники построения мысленной картины события или предстоящих действий. (2)

Лекция №5. Идентифицирование личности и составление

психологического портрета

Понятие о признаках внешности. Единство внешнего выражения и внутреннего мира человека. Характеристика анатомического и диагностических признаков. Виды анаболических и функциональных аномалий (особых примет).

Правила описания личности. Величина, форма, положение, цвет. Фас. Профиль. Основные трудности идентификации. Психологически-информативные признаки человека. Основные ошибки, допускаемые в ходе идентификации.

Приемы идентификации, допускаемые в ходе идентификации. Приемы идентификации личности по фотографии. Приемы проверки сомнений. (4)

Раздел №II. Психология риска

Лекция №6. Социально-психическая дезаптированность личности

Социально-психическая дезадаптированность как процесс нарушения адекватности деятельности (реагирования) личности в социальной среде. Дезадаптированность к собственным потребностям, притязаниям и групповым (референтным) ожиданиям, требованиям, социальным нормам. Переживание конфликта как признак дезадаптированности.

Уровни дезадаптированности: временная, устойчивая ситуативная, общая устойчивая. Общая устойчивая дезадаптированность и нервозо-психозные комплексы. Дезадаптированность как патологическая адаптированность.

Дезадаптированность и чрезвычайная ситуация. Экстремальность условий, характера жизнедеятельности и дезадаптированность. Механизмы социализации. Диагностика социально-психической дезадаптированности личности. (2)

Лекция №7. Посттравматические стрессовые расстройства

Посстравматические стрессовые растройства (ПТСР) как отсроченное проявление последствий психотравмирующих ситуаций. Органическая картина ПТСР. ПТСР и девиантное поведение. ПТСР и удовлетворенность условиями жизнедеятельности.

Классификация ПТСР: острые, хронические, отсроченные. Механизмы их протекания. Факторы запуска отсроченных расстройств: гиперпроблемная ситуация жизнедеятельности, провоцирующие обстоятельства личностно значимой ситуации прежней экстремальности, нервно-психическая истощаемость и др.

Симптоматика ПТСР: соматические расстройства, нарушения сна, размывание личностно-смысловой сферы, повышенная наркозависимость, негативизм, экстрачувствительность и возбудимость и т.д.

Специфика катастрофических ПТСР. Зарубежные и отечественные исследования. Особенности диагностики посттравматиков. Проблема их психической реабилитации. (2)

Лекция №8. Причины, механизмы и динамика социально-психических отклонений в чрезвычайных ситуациях

Уровни рассмотрения причин социальных отклонений: общий, категориальный (видовой), конкретных поступков. Причина и детерминанта в социальном отклонении. Механизмы взаимосвязи различных факторов в структуре отклонений: социальной нормы психического здоровья, особенностей конкретной ситуации. Конкретно-видовые и типичные механизмы. Роль индивидуальных и социально-психических особенностей человека в структуре механизма: психологический тип, степень социализации, духовность, истощенность психического ресурса, продолжительность и личностная значимость проблемной ситуации. Самооправдание и психическая защита в структуре социальных отклонений.

Психическая типология и взаимосвязь социальных отклонений. Подходы к классификации. Опыт психологического, социально-психологического исследования различных видов социальных отклонений. Соотнесенность процесса и результата исследований с данными других научных дисциплин. (2)

Лекция №9. Психология риска. Психофизиологические основы преодоления тревоги, боязни, страха

Особенности деятельности специалиста МЧС России в условиях ожидаемого неблагополучия, при неуспехе в деятельности. Риск как ситуация выбора между возможными вариантами действия. Формирование навыков принятия рискованных решений.

Психофизические основы тревоги, боязни, страха. Технология вытеснения страхов, навязчивых состояний.

Психологическая релаксация и методы активизации резервов организма. Личностный резерв. Пантомимическое регулирование.

Техники внушения и самовнушения в ходе статистической саморегуля-ции. Спецсредства статистической гимнастики для психофизической саморегу-ляции специалиста в ходе выполнения профессиональных задач. Противопока-зания и ограничения их применения. (2)

Лекция №10. Психологические особенности профессиональной деятельности специалиста МЧС России в чрезвычайных ситуациях

Социально-психическая дезадаптированность личности как процесс нарушения адекватности деятельности (реагирования) личности к социальным нормам. Переживание конфликта как признак дезадаптированности.

Уровни дезадаптированности: временная, устойчивая ситуативная, общая устойчивая дезадаптированность и неврозо-психозные комплексы. Дезадаптированность как патологическая адаптированность. Дезадаптированность и проблемная ситуация.

Экстремальные воздействия в профессиональной деятельности специалиста МЧС России и их классификация.

Рефрейминг смысла и содержания как метод управления людьми и саморегуляции в чрезвычайных ситуациях. Принципы и приемы рационального действия специалиста в условиях паники. (4)

5 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Номер раздела дисциплины Наименование практического занятия
  Задачи различного класса сложности и устойчивости специалиста. Приемы и способы формирования, поддержания и восстановления психической устойчивости личности в трудной ситуации. (2)
  Приемы и техника саморегуляции психического состояния. Аналого-знаковая и психомышечная регуляция психического состояния. (2)
  Приемы рефлексивного мышления. Приемы активизации самоконтроля. Техники построения мысленной картины события или предстоящих действий. (2)
  Приемы идентификации, допускаемые в ходе идентификации. Приемы идентификации личности по фотографии. Приемы проверки сомнений. (2)
  Диагностика социально-психической дезадаптированности личности. (2)
  Посттравматические стрессовые расстройства и социально- психические отклонения в чрезвычайных ситуациях. (2)
  Техники внушения и самовнушения в ходе статистической саморегуляции. Спецсредства статистической гимнастики для психофизической саморегуляции специалиста в ходе выполнения профессиональных задач. (2)
  Влияние факторов чрезвычайной ситуации на психику человека, способы снижения их негативных последствий. Принципы и приемы рационального действия специалиста в условиях паники. (2)

6 Примерный ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ Работ

(не предусмотрен)

7 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (СРС)

7.1 Виды СРС

Наименование СРС Трудоемкость, в часах
Семестр 6
Выполнение курсовой работы -
Выполнение РГР -
Написание реферата по разделу дисциплины  
Выполнение контрольной работы -
Самостоятельное изучение тем разделов программы  
Итого:  

7.2 Примерный перечень домашних семестровых заданий для студентов

очной, очно-заочной и заочной форм обучения

Не предусмотрен

7.3 Примерный перечень тем курсовых проектов (работ)

Не предусмотрен

7.4 Примерный перечень тем рефератов

1. Нормы психического развития личности.

2. Психическое здоровье как многоуровневое качество жизнедеятельности, характеризующееся адекватностью психического развития, реагирования, ориентирования в чрезвычайной ситуации.

3. Факторы профессиональной деятельности, травмирующие психику специалиста МЧС России.

4. Приемы и способы формирования, поддержания и восстановления психической устойчивости личности.

5. Психическое состояние как интегральное проявление психики в конкретных ситуациях.

6. Приемы и техника саморегуляции психического состояния.

7. Сущность, структура профессиональной наблюдательности и памяти.

8. Профессиональная память специалиста МЧС России.

9. Профессиональное мышление специалиста МЧС России.

10. Социально-психическая дезадаптированность как процесс нарушения адекватности деятельности (реагирования) личности в социальной среде.

11. Дезадаптированность и чрезвычайная ситуация.

12. Специфика катастрофических ПТСР. Зарубежные и отечественные исследования. Особенности диагностики посттравматиков.

13. Уровни рассмотрения причин социальных отклонений.

14. Роль индивидуальных и социально-психических особенностей человека в структуре механизма: психологический тип, степень социализации, духовность, истощенность психического ресурса, продолжительность и личностная значимость проблемной ситуации.

15. Психическая типология и взаимосвязь социальных отклонений. Подходы к классификации.

16. Особенности деятельности специалиста МЧС России в условиях ожидаемого неблагополучия, при неуспехе в деятельности.

17. Социально-психическая дезадаптированность личности как процесс нарушения адекватности деятельности (реагирования) личности к социальным нормам.

18. Экстремальные воздействия в профессиональной деятельности специалиста МЧС России и их классификация.

8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

8.1 Основная литература

1. Корчемный П.А., Елисеев А.П. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях. Курс лекций. В 3-х частях. – Новогорск: АГЗ, 2000.

2. Психология экстремальных ситуаций. – Минск: Харвест, 1999.

3. Гончаров С.В. и др. Профессиональная и медицинская реабилитация спасателей. – М.: Паритет граф, 1999.

8.2 Дополнительная литература

1. Гостюхин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.: Зеркало, 1994.

2. Кабаченко Г.С. Психология управления. В 2-х частях. Учебное пособие. – Москва-Новосибирск: Инфра-М, 1997.

3.Подоляк Я.В. Практические вопросы военной психологии. - М.: Воениздат, 1987.

4. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях. Словарь-справочник. – Новогорск: АГЗ, 2000.

5. Психические состояния. Под ред. Куликова Л.В. – СПб.: Питер, 2000.

6. Рабочая книга практического психолога. – Росто-на Дону: Феникс, 1996.

9 СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Электронный вариант курса лекций.

2. Комплект слайдов к лекциям.

3. Аудиозаписи.

4. Видеозаписи.

10 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

10.1 Перечень специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. с перечнем основного оборудования для обеспечения аудиторных занятий

№ пп. Наименование помещения Номер помещения Перечень основного оборудования Кол-во
Специализированные аудитории
  Специализированная аудитория Методический класс учебно – методического центра ГУ МЧС РФ по РБ - 7-321 Плакаты стенды стенды наглядные пособия, видеопроектор  

11 ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

Вопросы по разделу №I. Психофизиологические основы регуляции

психики специалиста МЧС России

1. Проблема нормы психического развития личности.

2. Статистически-адаптационный, культурологический, экзистенциональный, описательный и другие подходы к проблеме нормы психического развития.

3. Границы действия нормы.

4. Норма и проблемные ситуации различной степени сложности.

5. Идеальная норма как возможный источник психотравмирования.

6. Психическое здоровье как многоуровневое качество жизнедеятельности, характеризующееся адекватностью психического развития, реагирования, ориентирования в чрезвычайной ситуации.

7. Духовный, индивидуально-психологический, психосоматический, биоэнергетический уровни психического здоровья.

8. Проблема целостности психического здоровья человека.

9. Факторы профессиональной деятельности, травмирующие психику специалиста МЧС России.

10. Психическая и психологическая стрессоустойчивость. Психическая устойчивость как подготовленность к профессиональной деятельности.

11. Трудная ситуация, задачи различного класса сложности и устойчивости специалиста.

12. Приемы и способы формирования, поддержания и восстановления психической устойчивости личности.

13. Психическое состояние как интегральное проявление психики в конкретных ситуациях.

14. Классификация, способы предупреждения проявления пассивных и активных отрицательных состояний.

15. Прогнозирование и использование отрицательных психических состояний.

16. Приемы и техника саморегуляции психического состояния.

17. Аналого-знаковая и психомышечная регуляция психического состояния.

18. Сущность, структура профессиональной наблюдательности и памяти.

19. Схемы профессиональной тренировки необходимых качеств. Принципы и приемы развития рационального восприятия, концентрации, воспроизведения информации.

20. Правила мнемотехники.

21. Возможности нейтралингвистики и эйдетики как произвольного запоминания.

22. Гештальтистические техники.

23. Возможности ассоциативных техник развития памяти.

24. Профессиональная память специалиста МЧС России.

25. Основные психологические приемы развития памяти.

26. Профессиональное мышление специалиста МЧС России.

27. Основные психологические приемы развития профессионального мышления: уяснение профессиональной задачи; организация поиска решения.

28. Приемы рефлексивного мышления.

29. Приемы активизации самоконтроля.

30. Техники построения мысленной картины события или предстоящих действий.

31. Понятие о признаках внешности.

32. Единство внешнего выражения и внутреннего мира человека.

33. Характеристика анатомического и диагностических признаков.

34. Виды анаболических и функциональных аномалий (особых примет).

35. Правила описания личности. Величина, положение, цвет. Фас. Профиль.

36. Основные трудности идентификации.

37. Психологически-информативные признаки человека.

38. Основные ошибки, допускаемые в ходе идентификации.

39. Приемы идентификации, допускаемые в ходе идентификации. Приемы идентификации личности по фотографии.

40. Приемы проверки сомнений.

Вопросы по разделу №II. Психология риска

41. Социально-психическая дезадаптированность как процесс нарушения адекватности деятельности (реагирования) личности в социальной среде.

42. Дезадаптированность к собственным потребностям, притязаниям и групповым (референтным) ожиданиям, требованиям, социальным нормам. Переживание конфликта как признак дезадаптированности.

43. Уровни дезадаптированности: временная, устойчивая ситуативная, общая устойчивая.

44. Общая устойчивая дезадаптированность и нервозо-психозные комплексы.

45. Дезадаптированность как патологическая адаптированность.

46. Дезадаптированность и чрезвычайная ситуация.

47. Экстремальность условий, характера жизнедеятельности и дезадаптированность.

48. Механизмы социализации.

49. Диагностика социально-психической дезадаптированности личности.

50. Посстравматические стрессовые растройства (ПТСР) как отсроченное проявление последствий психотравмирующих ситуаций.

51. Органическая картина ПТСР.

52. ПТСР и девиантное поведение. ПТСР и удовлетворенность условиями жизнедеятельности.

53. Классификация ПТСР: острые, хронические, отсроченные. Механизмы их протекания.

54. Факторы запуска отсроченных расстройств: гиперпроблемная ситуация жизнедеятельности, провоцирующие обстоятельства личностно значимой ситуации прежней экстремальности, нервно-психическая истощаемость и др.

55. Симптоматика ПТСР: соматические расстройства, нарушения сна, размывание личностно-смысловой сферы, повышенная наркозависимость, негативизм, экстрачувствительность и возбудимость и т.д.

56. Специфика катастрофических ПТСР.

57. Зарубежные и отечественные исследования.

58. Особенности диагностики посттравматиков.

59. Проблема их психической реабилитации.

60. Уровни рассмотрения причин социальных отклонений: общий, категориальный (видовой), конкретных поступков.

61. Причина и детерминанта в социальном отклонении.

62. Механизмы взаимосвязи различных факторов в структуре отклонений: социальной нормы психического здоровья, особенностей конкретной ситуации.

63. Конкретно-видовые и типичные механизмы.

64. Роль индивидуальных и социально-психических особенностей человека в структуре механизма: психологический тип, степень социализации, духовность, истощенность психического ресурса, продолжительность и личностная значимость проблемной ситуации.

65. Самооправдание и психическая защита в структуре социальных отклонений.

66. Психическая типология и взаимосвязь социальных отклонений. Подходы к классификации.

67. Опыт психологического, социально-психологического исследования различных видов социальных отклонений.

68. Соотнесенность процесса и результата исследований с данными других научных дисциплин.

69. Особенности деятельности специалиста МЧС России в условиях ожидаемого неблагополучия, при неуспехе в деятельности.

70. Риск как ситуация выбора между возможными вариантами действия.

71. Формирование навыков принятия рискованных решений.

72. Психофизические основы тревоги, боязни, страха.

73. Технология вытеснения страхов, навязчивых состояний.

74. Психологическая релаксация и методы активизации резервов организма.

75. Личностный резерв.

76. Пантомимическое регулирование.

77. Техники внушения и самовнушения в ходе статистической саморегуляции.

78. Спецсредства статистической гимнастики для психофизической саморегуляции специалиста в ходе выполнения профессиональных задач. Противопоказания и ограничения их применения.

79. Социально-психическая дезадаптированность личности как процесс нарушения адекватности деятельности (реагирования) личности к социальным нормам.

80. Переживание конфликта как признак дезадаптированности.

81. Уровни дезадаптированности: временная, устойчивая ситуативная, общая устойчивая дезадаптированность и неврозо-психозные комплексы.

82. Дезадаптированность как патологическая адаптированность.

83. Дезадаптированность и проблемная ситуация.

84. Экстремальные воздействия в профессиональной деятельности специалиста МЧС России и их классификация.

85. Рефрейминг смысла и содержания как метод управления людьми и саморегуляции в чрезвычайных ситуациях.

86. Принципы и приемы рационального действия специалиста в условиях паники.

Рабочую программу дисциплины разработал:

__ Преподаватель ______________ ______________ _ А.А. Селуянов _____

(должность, ученое звание, степень) (подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ПиПБ, обеспечивающей преподавание дисциплины, _______, протокол № ___:

Зав. кафедрой Пожарная и

промышленная безопасность ________________ Ф.Ш. Хафизов

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Рабочая программа дисциплины согласована с профильным факультетом Механический и выпускающей (ими) кафедрой (ами) по направлению подготовки (специальности).

Визы согласования:

Декан механического факультета ____________ Р.Г. Ризванов

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Зав. кафедрой Пожарная и

промышленная безопасность ________________ Ф.Ш. Хафизов

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: