1. Хрущев И.П. О материалах для этнографии уличной жизни детей // Изв. РГО. -1885. - Т. XXI. - Вып. 6. - С. 541.
2. Белецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуа-
лов. - М., 1978. - С. 77.
3. См.: Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. - М. - Л., 1962.
- С. 34.
4. Розов А.Н. Древнегреческая коронисма и русские колядки //Русский фольклор. - Л., 1974. - Вып. XIV. - С. 104; Он же. Изучение колядки в современной советской науке // Русский фольклор. - Л., 1975. - Вып. XV.
- С. 284.
5. Громыко М.М. Историзм как принцип изучения воспроизводства традиций в малых социальных группах // СЭ. -1985. - N2. - С. 75.
6. Виноградов Г.С. Детский народный календарь. Из очерков по детской этнографии // Сибирская живая старина. - Иркутск, 1924. - N2. -С. 61.
7. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования. - М., 1982. - С. 23-24.
8. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. - М., 1838. - Вып. П. - С. 103,108.
9. Терещенко А.В. Быт русского народа. - СПб., 1848. - Ч. VII. - С. 108, 110.
10. Калинский И. Церковно-народный месяцеслов на Руси // Зап. РГО по отд. этнограф. - СПб., 1877. - Т. VII. - С. 349.
|
|
11. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М., 1861.
- Т. I. - С. 701, 746; Никифоровский М.Я. Русское язычество. - М., 1875. - С. 78; Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. -СПб., 1899. - С. 13.
12. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 1880. - С. 34. Отметим, что А.В. Марков также считал "овсеневый обряд" первоначально "действительно весенним, приуроченным ко времени посева пшеницы" обрядом, который позже был перенесен на зимнее время. См.: Марков А.В. Что такое овсень? // ЭО. -1904. - N4. - С. 56 - 62.
13. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники... - С. 103 - 104, 167,178.
14. Терещенко А.В. Быт русского народа... - С. 108.
15. Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI - XIX вв. Очерки по истории народных верований. - М., 1957.: С. 69 -70,116.
16. Полевые материалы автора, 1990 г.
17. Макаренко А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении // Зап. РГО по отд. этнограф. - СПб., 1913. - Т. XXXVI. -С. 47.
18. Виноградов Г.С. Детский народный календарь... - С. 63 - 64.
19. Он же. Детский фольклор и быт. Программа наблюдений. - Иркутск, 1925.-С.45.
20. Полевые материалы автора, 1988 г.
21. Полевые материалы автора, 1988,1989гг.
22. Полевые материалы автора, 1989 г.
23. Там же.
67 24. Там же.
25. Там же.
26. См.: Мамсик Т.О. Хозяйственное освоение Южной Сибири. - Новосибирск, 1989. - С. 178 -179.
27. Т.С. Мамсик высказала устное предположение, что царское правительство могло подобным образом стимулировать некоторые группы русских переселенцев, которые занимались хозяйственным освоением новых, в т.ч. приграничных и спорных территорий.
|
|
28. Полевые материалы автора, 1988 г.
29. Там же.
30. Полевые материалы автора, 1989 г.
31. Там же.
32. Полевые материалы автора, 1988 г.
33. Полевые материалы автора, 1989 г.
34. Там же.
35. Полевые материалы автора, 1988 г.
36. Полевые материалы автора, 1989 г.
37. Там же.
38. Там же.
39. Там же.
40. Лаврентьева Л.С. Символические функции еды в обрядах // Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. - Л., 1990. - С. 38.
41. Харузина В.Н. Об участии детей в религиозно-обрядовой жизни // ЭО. -1911.-N1. -С. 46, 48.
42. Там же. - С. 47.
43. Полевые материалы автора, 1988 г.
44. Полевые материалы автора, 1990 г.
45. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX -нач. XX вв. Половозрастной аспект традиционной культуры. - Л., 1988. -С. 134,166.
46. Там же. - С. 166 -168.
47. Там же. -С. 168-169.
48. Полевые материалы автора, 1990 г. См. также: Календарно-обря-довая поэзия сибиряков. (Сост. Болонев Ф.Ф., Мельников М.Н.). - Новосибирск, 1981. - N 75.
49. Полевые материалы автора, 1988, 1989, 1990 гг. В Костромской губернии еще в 20-е гг. бытовала народная игра "девка" - святочное ря-жение, когда парни одевались в сарафаны, причем некоторые "беременными" и "во время пляски выпускали из брюха ребеночка - куклу". См.: Словарь русских народных говоров. - Л., 1972. - Вып. 7. - С. 318.
50. Полевые материалы автора, 1989 г. См. также: Календарно-обря- довая поэзия сибиряков. -NN94, 96,108,109,112,113,119-126,129-134,166. Большую часть указанных информаторов составляют потомки украинских переселенцев.
51. Полевые материалы автора, 1988 г.
52. Полевые материалы автора, 1988,1989гг.
53. Там же.
68
54 - 55. Полевые материалы автора, 1988 г. Обе бабушки приехали в Сибирь с потоком переселенцев из Курской губернии.
56. См.: Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян... - С. 95,101.
57. См. также: Календарно-обрядовая поэзия сибиряков... - NN 89, 95, 98 -111. Здесь в качестве информаторов, наряду с украинцами и белорусами, указаны и русские переселенцы, в т.ч. из Смоленской губернии.
58. Розов В.Н. Древнегреческая коронисма и русские колядки... - С. 104.
59. Покровская Л.В. Земледельческая обрядность // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. - М., 1983. - С. 74.
60. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян... - С. 188.
61. Там же. -С. 144,148.
62. Согласно другой точке зрения, фигурное тесто являлось магическим прообразом будущего приплода скота. Подробнее см.: Там же. - С. 136, 139.
63. Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря... - С. 126,129.
64. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. - Л., 1963. - С. 54.
65. Там же. - С. 55.
66. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. - С. 112,117-119.
67. Там же. -С. 141-142.
68. Там же. - С. 216, 221. С этим выводом согласуется наблюдение Л.С. Лаврентьевой о связи зерна как атрибута различных обрядов (в первую очередь, семейного цикла) с представлениями о дороге: обряд осыпания зерном проводился не только в начале или конце пути, но и в дороге, на особо опасных зонах - границах "своего" и "чужого" пространства, жизни и смерти. См.: Лаврентьева Л.С. Символические функции еды в обрядах... - С. 39, 45.
69. Бернштам Т.А. Предки-опекуны или участники переходного обряда? К генезису коллективного обхода дворов у восточных славян // Годичная науч. сессия Ин-та этнограф. АН СССР: Тез. докл. 1983 г. -Л., 1985. - С. 40 - 41; Рикман Э.А. Место даров и жертв в календарной обрядности // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. - М., 1983. - С. 176.
70. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины... -С. 141 -144. Не случайно юношеские посвятительные обряды, как показала на западнославянских материалах Э. Хорватова, обычно приурочивались к определенным моментам календаря, связанным с на-. чалом сельскохозяйственного года или нового земледельческого периода, и происходили раз в году - после Рождества, после Нового года, в конце Масляной недели, на Пасху или на Троицу. См.: Хорватова Э. Традиционные юношеские союзы и инициационные обряды у западных славян // Славянский и балканский фольклор. - М., 1989. -С. 163.
|
|
69 71. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины... -С. 142.
72. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян... - С. 221, 222.
73. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины... -С. 134.
74. Попович Ю.В. Молдавские новогодние праздники. - Кишинев, 1974. -С. 30 - 54; Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Зимние праздники. - М., 1973. - С. 290 - 292.
75. Попович Ю.В. Молдавские новогодние праздники... - С. 58; Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Весенние праздники. - М., 1977. - С. 278 - 279.
76. Цивьян Т.В. К мифологической интерпретации восточнороманского колядного текста "Плугушор" // Славянский и балканский фольклор. -М., 1984.-С. 96-99,112.
77. Календарные обычаи и обряды... Зимние праздники... - С. 208, 218, 249, 255 и др.
78. Там же. - С. 60, 101,110 и др.
79. Попович Ю.В. Молдавские новогодние праздники... - С. 50 - 52; Чи-черов В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря... - С. 116.
80. Мансуров А.А. Описание рукописей этнологического архива общества исследователей Рязанского края. - Рязань, 1929. - Вып. 2. - С. 25.
81. Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря... - С. 70; Тульцева Л.А. Община и аграрная обрядность рязанских крестьян на рубеже XIX - XX вв. // Русские: семейный и общественный быт. - М., 1989. - С. 55.
82. Календарные обычаи и обряды... Зимние праздники... - С. 209.
83. Громыко М.М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири XVIII -первая половина XIX вв. - Новосибирск, 1975. - С. 115.
84. Брагинская Н.Н. Календарь //Мифы народов мира. - М., 1987. - Т.1. -С. 612-615.
85. РикманЭ.А. Место даров и жертв в календарной обрядности... - С. 177.