double arrow

Примечания. 1. Хрущев И.П. О материалах для этнографии уличной жизни детей // Изв


1. Хрущев И.П. О материалах для этнографии уличной жизни детей // Изв. РГО. -1885. - Т. XXI. - Вып. 6. - С. 541.

2. Белецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуа-

лов. - М., 1978. - С. 77.

3. См.: Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. - М. - Л., 1962.

- С. 34.

4. Розов А.Н. Древнегреческая коронисма и русские колядки //Русский фольклор. - Л., 1974. - Вып. XIV. - С. 104; Он же. Изучение колядки в современной советской науке // Русский фольклор. - Л., 1975. - Вып. XV.

- С. 284.

5. Громыко М.М. Историзм как принцип изучения воспроизводства тра­диций в малых социальных группах // СЭ. -1985. - N2. - С. 75.

6. Виноградов Г.С. Детский народный календарь. Из очерков по детс­кой этнографии // Сибирская живая старина. - Иркутск, 1924. - N2. -С. 61.

7. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточ­ных славян. Генезис и типология колядования. - М., 1982. - С. 23-24.

8. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные об­ряды. - М., 1838. - Вып. П. - С. 103,108.

9. Терещенко А.В. Быт русского народа. - СПб., 1848. - Ч. VII. - С. 108, 110.

10. Калинский И. Церковно-народный месяцеслов на Руси // Зап. РГО по отд. этнограф. - СПб., 1877. - Т. VII. - С. 349.

11. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М., 1861.

- Т. I. - С. 701, 746; Никифоровский М.Я. Русское язычество. - М., 1875. - С. 78; Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. -СПб., 1899. - С. 13.

12. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 1880. - С. 34. Отметим, что А.В. Марков также считал "овсеневый обряд" первоначально "действительно весенним, приуро­ченным ко времени посева пшеницы" обрядом, который позже был перенесен на зимнее время. См.: Марков А.В. Что такое овсень? // ЭО. -1904. - N4. - С. 56 - 62.

13. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники... - С. 103 - 104, 167,178.

14. Терещенко А.В. Быт русского народа... - С. 108.

15. Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI - XIX вв. Очерки по истории народных верований. - М., 1957.: С. 69 -70,116.

16. Полевые материалы автора, 1990 г.

17. Макаренко А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении // Зап. РГО по отд. этнограф. - СПб., 1913. - Т. XXXVI. -С. 47.

18. Виноградов Г.С. Детский народный календарь... - С. 63 - 64.

19. Он же. Детский фольклор и быт. Программа наблюдений. - Иркутск, 1925.-С.45.

20. Полевые материалы автора, 1988 г.

21. Полевые материалы автора, 1988,1989гг.

22. Полевые материалы автора, 1989 г.

23. Там же.

6724. Там же.

25. Там же.

26. См.: Мамсик Т.О.Хозяйственное освоение Южной Сибири. - Новоси­бирск, 1989. - С. 178 -179.

27. Т.С. Мамсик высказала устное предположение, что царское правитель­ство могло подобным образом стимулировать некоторые группы рус­ских переселенцев, которые занимались хозяйственным освоением новых, в т.ч. приграничных и спорных территорий.

28. Полевыематериалы автора, 1988 г.

29. Там же.

30. Полевыематериалы автора, 1989 г.

31. Там же.

32. Полевыематериалы автора, 1988 г.

33. Полевыематериалы автора, 1989 г.

34. Там же.

35. Полевыематериалы автора, 1988 г.

36. Полевыематериалы автора, 1989 г.

37. Там же.

38. Там же.

39. Там же.

40. Лаврентьева Л.С.Символические функции еды в обрядах // Фольк­лор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. - Л., 1990. - С. 38.

41. Харузина В.Н.Об участии детей в религиозно-обрядовой жизни // ЭО. -1911.-N1. -С. 46, 48.

42. Там же. - С. 47.

43. Полевыематериалы автора, 1988 г.

44. Полевыематериалы автора, 1990 г.

45. Бернштам Т.А.Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX -нач. XX вв. Половозрастной аспект традиционной культуры. - Л., 1988. -С. 134,166.

46. Там же. - С. 166 -168.

47. Там же. -С. 168-169.

48. Полевыематериалы автора, 1990 г. См. также: Календарно-обря-доваяпоэзия сибиряков. (Сост. Болонев Ф.Ф., Мельников М.Н.). - Но­восибирск, 1981. - N 75.

49. Полевыематериалы автора, 1988, 1989, 1990 гг. В Костромской гу­бернии еще в 20-е гг. бытовала народная игра "девка" - святочное ря-жение, когда парни одевались в сарафаны, причем некоторые "бере­менными" и "во время пляски выпускали из брюха ребеночка - куклу". См.: Словарьрусских народных говоров. - Л., 1972. - Вып. 7. - С. 318.

50. Полевыематериалы автора, 1989 г. См. также: Календарно-обря-довая поэзия сибиряков. -NN94, 96,108,109,112,113,119-126,129-134,166. Большую часть указанных информаторов составляют потом­ки украинских переселенцев.

51. Полевыематериалы автора, 1988 г.

52. Полевыематериалы автора, 1988,1989гг.

53. Там же.

68

54 - 55. Полевыематериалы автора, 1988 г. Обе бабушки приехали в Си­бирь с потоком переселенцев из Курской губернии.

56. См.: Виноградова Л.Н.Зимняя календарная поэзия западных и вос­точных славян... - С. 95,101.

57. См. также: Календарно-обрядоваяпоэзия сибиряков... - NN 89, 95, 98 -111. Здесь в качестве информаторов, наряду с украинцами и бело­русами, указаны и русские переселенцы, в т.ч. из Смоленской губер­нии.

58. Розов В.Н.Древнегреческая коронисма и русские колядки... - С. 104.

59. Покровская Л.В.Земледельческая обрядность // Календарные обы­чаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. - М., 1983. - С. 74.

60. Виноградова Л.Н.Зимняя календарная поэзия западных и восточ­ных славян... - С. 188.

61. Там же. -С. 144,148.

62. Согласно другой точке зрения, фигурное тесто являлось магическим прообразом будущего приплода скота. Подробнее см.: Там же. - С. 136, 139.

63. Чичеров В.И.Зимний период русского народного земледельческого календаря... - С. 126,129.

64. Пропп В.Я.Русские аграрные праздники. - Л., 1963. - С. 54.

65. Там же. - С. 55.

66. Виноградова Л.Н.Зимняя календарная поэзия западных и восточ­ных славян. - С. 112,117-119.

67. Там же. -С. 141-142.

68. Там же. - С. 216, 221. С этим выводом согласуется наблюдение Л.С. Лаврентьевой о связи зерна как атрибута различных обрядов (в первую очередь, семейного цикла) с представлениями о дороге: об­ряд осыпания зерном проводился не только в начале или конце пути, но и в дороге, на особо опасных зонах - границах "своего" и "чужого" пространства, жизни и смерти. См.: Лаврентьева Л.С.Символичес­кие функции еды в обрядах... - С. 39, 45.

69. Бернштам Т.А.Предки-опекуны или участники переходного обря­да? К генезису коллективного обхода дворов у восточных славян // Годичная науч. сессия Ин-та этнограф. АН СССР: Тез. докл. 1983 г. -Л., 1985. - С. 40 - 41; Рикман Э.А.Место даров и жертв в календарной обрядности // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. - М., 1983. - С. 176.

70. Бернштам Т.А.Молодежь в обрядовой жизни русской общины... -С. 141 -144. Не случайно юношеские посвятительные обряды, как по­казала на западнославянских материалах Э. Хорватова, обычно при­урочивались к определенным моментам календаря, связанным с на-. чалом сельскохозяйственного года или нового земледельческого периода, и происходили раз в году - после Рождества, после Нового года, в конце Масляной недели, на Пасху или на Троицу. См.: Хорва­това Э.Традиционные юношеские союзы и инициационные обряды у западных славян // Славянский и балканский фольклор. - М., 1989. -С. 163.

6971. Бернштам Т.А.Молодежь в обрядовой жизни русской общины... -С. 142.

72. Виноградова Л.Н.Зимняя календарная поэзия западных и восточ­ных славян... - С. 221, 222.

73. Бернштам Т.А.Молодежь в обрядовой жизни русской общины... -С. 134.

74. Попович Ю.В.Молдавские новогодние праздники. - Кишинев, 1974. -С. 30 - 54; Календарныеобычаи и обряды в странах Зарубежной Ев­ропы. Зимние праздники. - М., 1973. - С. 290 - 292.

75. Попович Ю.В.Молдавские новогодние праздники... - С. 58; Кален­дарныеобычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Весенние праздники. - М., 1977. - С. 278 - 279.

76. Цивьян Т.В.К мифологической интерпретации восточнороманского колядного текста "Плугушор" // Славянский и балканский фольклор. -М., 1984.-С. 96-99,112.

77. Календарныеобычаи и обряды... Зимние праздники... - С. 208, 218, 249, 255 и др.

78. Там же. - С. 60, 101,110 и др.

79. Попович Ю.В.Молдавские новогодние праздники... - С. 50 - 52; Чи-черов В.И.Зимний период русского народного земледельческого календаря... - С. 116.

80. Мансуров А.А. Описание рукописей этнологического архива общест­ва исследователей Рязанского края. - Рязань, 1929. - Вып. 2. - С. 25.

81. Чичеров В.И.Зимний период русского народного земледельческого календаря... - С. 70; Тульцева Л.А. Община и аграрная обрядность рязанских крестьян на рубеже XIX - XX вв. // Русские: семейный и общественный быт. - М., 1989. - С. 55.

82. Календарныеобычаи и обряды... Зимние праздники... - С. 209.

83. Громыко М.М.Трудовые традиции русских крестьян Сибири XVIII -первая половина XIX вв. - Новосибирск, 1975. - С. 115.

84. Брагинская Н.Н.Календарь //Мифы народов мира. - М., 1987. - Т.1. -С. 612-615.

85. РикманЭ.А.Место даров и жертв в календарной обрядности... - С. 177.


Сейчас читают про: