Классификация чрезвычайных ситуаций

-Локальные

-Местные

-Территориальные

-Региональные

-Федеральные

-Трансграничные

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составил не более 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона ее не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100 человек, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тысячи, но не более 5 тысяч размеров минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона ее не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составил свыше 5 тысяч, но не более 0,5 миллиона минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона ее не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 миллиона, но не более 5 миллионов минимальных размеров оплаты труда на возникновения чрезвычайной ситуации и зона ее охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

К федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 миллионов минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона ее выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.


2. Медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций: определение понятия, пора­жающие факторы чрезвычайных ситуаций, понятие о людских потерях в чрезвычайных ситуациях, элементы медико-тактической характеристики чрезвычайных ситуаций.

2. Медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций: определение понятия, пора­жающие факторы чрезвычайных ситуаций, понятие о людских потерях в чрезвычайных ситуациях, элементы медико-тактической характеристики чрезвычайных ситуаций.

Медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций – это санитарные потери среди населения, нарушения психики у людей в очагах поражения, осложнённая санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая обстановка в районе чрезвычайной ситуации, дезорганизация системы управления территориального здравоохранения, потери медицинских сил и средств.

Поражённые – это люди у которых в результате воздействия различных факторов при ЧС возникли патологические нарушения в состоянии здоровья и потребность в получении медицинской помощи.

Пострадавшие в ЧС – поражённые и лица понёсшие при ЧС материальные убытки, моральный ущерб, а также лица, у которых возникли психогенные и психосоматические нарушения психотического характера (неклинического уровня), отличающиеся синдромальной неоформленностью, кратковременностью и способностью к самокупированию.

Массовые потери – ЧС, в которой число поражённых, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, превосходит возможности в своевременном её оказании имеющимися в зоне бедствия местными силами и средствами здравоохранения.

Общие людские потери – возникшие при ЧС потери подразделяются на: Безвозвратные потери -люди погибшие в момент возникновения ЧС, умершие до поступления на первый этап медицинской эвакуации (в мед. учреждение) и пропавшие без вести.

Санитарные потери – поражённые и заболевшие при ЧС или в результате ЧС.

медико-тактическую классификацию:

По этиологическому фактору:

а) Катастрофы техногенного характера:

- транспортные аварии;

- пожары, взрывы;

- аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ;

- аварии с выбросом радиационных веществ;

- аварии с выбросом биологически опасных веществ;

- гидродинамические аварии;

- аварии на системах жизнеобеспечения;

- внезапное обрушение зданий.

б) Катастрофы природного характера:

- геологические опасные явления;

- гидрометеорологические и гелиофизические опасные явления;

- природные пожары;

- особо опасные инфекции.

в) Катастрофы экологического характера, связанные с изменениями:

- состояния суши;

- состояния гидросферы;

- состава и свойств атмосферы.

г) Катастрофы социального характера, связанные со стихийной или плановой деятельностью людей:

- войны и военные конфликты;

- межнациональные конфликты;

- терроризм;

- общественные беспорядки и т.д.

По масштабу

Малые – 25-100 человек раненых и погибших или 10-50 человек нуждается в госпитализации;

Средние – 101-1000 человек раненых и погибших или 51-250 человек нуждается в госпитализации;

Большие – более1000 раненых и погибших или более 250 человек нуждается в госпитализации.

По механизму формирования потока:

- одномоментный - при возникновении потока санитарных потерь в течении минут, часов после катастрофы;

- пролонгированный - в течение нескольких дней;

- медленный - в течении недель, месяцев;

- отсроченный - при возникновении потока санитарных потерь спустя некоторое время (исчисляемое днями) после катастрофы.

По поражающим факторам природных и техногенных катастроф:

- динамический, механически воздействующий на человека и окружающую среду (взрывная волна, первичные и вторичные снаряды, предметы, придавливания разрушенными конструкциями зданий, укрытий, блиндажей и т.д.);

- термический (высокая и низкая температура и т.д.);

- радиационное излучение;

-аварийно-опасные химические вещества (АОХВ);

- биологические (бактериологические) средства;

- психический компонент воздействия факторов катастрофы на человека;

- комбинированный.

По масштабу разрушений различают катастрофы следующих уровней:

- объектового;

- территориального;

- регионального;

- государственного;

- межгосударственного.


3. Определение, задачи и основные принципы построения и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) перечень федеральных служб предупреждения и ликвидации РСЧС; понятие о постоянно действующих органах повседневного управления, органах обеспече­ния оперативного управления (пунктах управления), силах и средствах.

3. Определение, задачи и основные принципы построения и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) перечень федеральных служб предупреждения и ликвидации РСЧС; понятие о постоянно действующих органах повседневного управления, органах обеспече­ния оперативного управления (пунктах управления), силах и средствах.

Для предупреждения ЧС и для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения и снижения экономического ущерба в стране на основании Постановления Правительства РФ № 261 от 18 апреля 1992 года создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

Постановлением Правительства №1113 от 5 ноября 1995 года была преобразована в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Основные задачи РСЧС

- Разработка и реализация правовых и экономических норм для обеспечения защиты населения и территорий от ЧС;

- Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС;

- Постоянная готовность к действиям органов управления, сил и средств для ликвидации ЧС;

- Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты от ЧС;

- Подготовка населения к действиям при ЧС;

- Прогнозирование социально-экономических последствий ЧС;

- Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС;

- Ликвидация ЧС;

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства:

n Федеральных органов исполнительной власти

n Органов исполнительной власти субъектов РФ

n Органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней:

n Федеральный

n Региональный

n Территориальный

n Местный

n Объектовый

Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах РФ (в республиках в составе России, краях и областях) для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС (в министерствах и ведомствах) созданы федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности

Каждый уровень РСЧС имеет:

n Координирующие органы;

n Постоянно действующие органы управления (органы управления по делам ГО и ЧС);

n Органы повседневного управления;

n Силы и средства;

n Резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координирующие органы РСЧС

n На федеральном уровне – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

n На региональном уровне (охватывающем территории нескольких субъектов РФ) – региональные центры по делам МЧС.

n На территориальном уровне, охватывающем территорию субъектов РФ – комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;

n На местном уровне (территория района, города, городского района) – комиссии по ЧС органов местного самоуправления;

n На объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, объектовые комиссии по ЧС.

Органы повседневного управления РСЧС:

n Пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;

n Дежурно-диспетчерские службы

Силы и средства РСЧС:

n Силы и средства федеральных органов исполнительной власти

n Силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ

n Силы и средства органов местного самоуправления и организаций, участвующих в мониторинге за состоянием окружающей среды, потенциально опасных объектов

Штатные силы и средства РСЧС

n Аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности.

n Они привлекаются для экстренного реагирования в случае возникновения ЧС

n Специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом РФ

n Силы и средства органов внутренних дел (МВД) привлекаются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами РФ

Нештатные силы и средства РСЧС:

n Решениями руководителей организаций на базе служб, организаций (строительных, медицинских, ремонтных, химических и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования для проведения аварийно-спасательных работ

n Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой

Состав информационно-управляющей системы

n Центр управления в кризисных ситуациях МЧС

n Информационные центры федеральных органов исполнительной власти

n Региональные информационно-управляющие центры

n Информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ

n Абонентские пункты городских и районных органов управления по делам ГО и ЧС

n Информационные центры организаций

n Средства связи и передачи данных.

Еще останется время:

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), представляющая собой государственную организационно-правовую структуру, объединяющую органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: