Народные песни, сказки, легенды и т. п

Народные сказки, легенды, пословицы, поговорки и анекдоты являются историческими источниками, которые дают возможность до некоторой степени восстановить общественные отношения в эпохи, от которых не сохранилось письменных источников, и выяснить, как исторические события, достаточно освещенные письменными источниками, преломлялись в сознании отдельных общественных классов, среди которых обращаются те или другие произведения народного творчества.

Установить индивидуального автора произведений народного творчества невозможно, за исключением тех случаев, когда литературное произведение (например, цитаты из басен Крылова) становится „народным“ (т.-е. получает широкое распространение путем устной передачи в народе). Но можно определить время возникновения народных произведений, если не точную дату (год), то по крайней мере, эпоху.

Сказки и легенды подвергаются при передаче постоянным изменениям, которые могут быть установлены в общих чертах, если они вводят в содержание мысли и взгляды, которые не могли существовать при возникновении произведения. Несколько менее подвергаются изменениям при передаче народные песни, пословицы, загадки, заговоры и поговорки, в которых при изменениях может нарушаться ритм или которые, вследствие своей краткости, лучше запоминаются. Но, как показывают повторные записи народных песен, пословиц, загадок, заговоров и поговорок в одной местности, и записи их в различных местностях, и они подвергаются переделкам. Анекдоты же нередко переносятся от одних лиц к другим, например, анекдот о Людовике XIV превращается в анекдот о Наполеоне III. Кроме того, всякие легенды о лицах, замках, скалах (например, Степана Разина), городах, селах, улицах и т. п. весьма часто не имеют никакой исторической основы, а выдуманы отдельными лицами, как занимательный рассказ.

Приведенные обстоятельства являются причиной, заставляющей некоторых историков отрицать всякую ценность народных устных произведений, как исторического источника. Этот взгляд совершенно верен в том отношении, что нельзя принимать за достоверное сообщения устных произведений об отдельных лицах и их действиях. Например, утверждать на основании былины, что Илья Муромец пировал у князя Владимира, конечно, было бы грубейшей ошибкой. Однако, народные устные произведения могут быть использованы при изучении общественных отношений и идеологии в прошлом. Народные сказки, песни, поговорки, пословицы и загадки дают в этом отношении богатый материал. Всякие же сказки, песни и легенды об исторических событиях могут показать, как эти события представлялись отдельным слоям народа.

Что же касается сообщений сказок, легенд, песен, анекдотов и т. п. об отдельных лицах, их действиях и об отдельных исторических

событиях, то все такие сообщения могут быть признаны достоверными лишь в том случае, если они подтверждаются другими историческими источниками, и лишь в той степени, в какой они подтверждаются. Все неподтвержденные вполне достоверными сообщениями других источников сообщения устных народных произведений об отдельных лицах и конкретных исторических событиях должны быть отброшены, как недостоверные или сомнительные.

Если историком в качестве источника использовываются народные песни, сказки и др., записанные отдельными собирателями народного творчества, то следует еще выяснить, насколько точно они были записаны, и какие дополнения и изменения были внесены собирателем. Это особенно необходимо потому, что из ложного национального чувства, личных побуждений и т. п. собиратели внесли в записанные ими народные произведения ряд дополнений и изменений. Например, ряд мест в „Калевала“ и „Калевипоэг“ не являются финским и эстонским народным творчеством, а личным творчеством Ленрота и Крейцвальдта. Такие дополнения и изменения народных песен, сказок и т. п. собирателями были обычным явлением в XVIII в. и первой половине XIX века; в настоящее время они встречаются реже, но все-таки встречаются, и на это обстоятельство историк должен обратить серьезное внимание.

ЛИТЕРАТУРА указана в главе 7-ой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: