Надписи

Критическая работа над надписями заключается, кроме установления времени возникновения, автора или по приказу кого сделана надпись, чтения и толкования текста, еще в критике достоверности сообщений, имеющихся в надписи.

Сообщениям всяких надписей следует быть особенно недоверчивым. Особенность надписей заключается в том, что они являются результатами лести, как, например, надписи на триумфальных воротах, на скульптурных изображениях современников, на медалях и т. п., или же они сделаны в целях обработки общественного мнения, как, например, надписи на храмах, памятниках и т. п. Сообщение надписи на памятнике Александру II: „Царю-Освободителю благодарная Россия“, например, имеет мало общего с исторической действительностью: 1) Александра II освободителем крестьян от крепостной зависимости можно назвать только весьма условно и это „освобождение“ сопровождалось лишением крестьянства части их земли и большими выкупными платежами и оставило в деревне ряд остатков крепостничества; 2) Россия, т.-е. большинство населения, за это отнюдь не была благодарна Александру II; благодарить его за такое „освобождение“ крестьян могла только помещичья — бюрократическая Россия; 3) Как это именно „Россия“ соорудила памятник, а не правительство России, какое-либо земское или городское самоуправление, дворянское собрание и т. п.? Что следует здесь подразумевать под Россией? Примеров подобных надписей, искажающих историческую действительность, можно привести тысячи.

В ряде надписей встречаются слова „горячо любящий“, „признательный“ и т. п., а в древних надписях и выражение, что не лесть, а искреннее уважение и любовь, являются причиной сооружения памятника и надписи на нем. Все эти выражения и слова являются простыми трафаретными формулами и не должны ввести исследователя в заблуждение, как и слова в письмах „ваш покорный слуга“,. „с совершенным почтением“ и т. п., или как и выражения искреннего соболезнования в объявлениях, помещаемых в газетах о смерти того или другого лица. В самом деле „искренне любимый“, „всеми уважаемый“ и т. п. человек мог быть ненавидим, презираем, или лицом, по отношению к которому подчиненные ему испытывали только чувство страха (деспотом).

Поэтому основное требование критики достоверности в отношении всех надписей на зданиях, памятниках, медалях, подарках (хотя

бы на серебряном бокале, преподносимом служащими их начальнику при его переходе на другую работу), знаменах, коврах и т. п. заключается в том, что сообщения надписей должны быть проверены по другим источникам, если таковые только сохранились от эпохи, к которой относится надпись.

Единственными надписями, которые заслуживают большего доверия, являются надписи, указывающие, что здание или храм сооружен по приказу такого-то лица или по проекту и под наблюдением такого-то архитектора, что в этом доме происходили такие-то события (жил такой-то писатель, родился такой-то общественный деятель, помещался Совет Рабочих Депутатов в 1905 году и т. п.), что в могиле погребен такой-то человек и т. п. Но и эти сообщения следует проверить по другим источникам, так как лица или учреждения, сделавшие эти надписи, могли ошибаться (например, в определении дома, где родился писатель, в определении даты рождения и смерти и т. д.), или же просто обманывать публику, например, домохозяин, выставляя надпись, что в его доме жило известное всем лицо.

Совершенно ложными, за очень и очень редкими исключениями являются всякие надписи в церквах на гробах, указывающие, что в этом гробе хранятся мощи такого-то святого. Вскрытие мощей в РСФСР и Укр. ССР показывали, что в большинстве случаев в таких гробах не было и человеческих костей, а только куклы из воска или тряпок, или же в тряпки были завернуты случайно собранные кости разных лиц, вследствие чего „святой“ оказался без рук, а с более чем с двумя различных размеров ногами. Опыт наших советских республик, вероятно, учтет духовенство других стран и позаботится к моменту пролетарской революции в этих странах изготовить более подходящие „мощи святых“...

ЛИТЕРАТУРА указана в главе 10-й.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: