Несколько пресвитеров

Община

Рис. 46.5

В рамках такой системы пресвитеры наделены властью управлять церко-вью Самим Христом, главой Церкви, и Святым Духом (Деян. 20:28; Евр. 13:17). В такой системе правления всегда больше одного пресвитера, что и отличает эту форму правления от системы «одного пресвитера», о которой говорилось выше. В современной общине «пастор» (или «старший пастор») — это один из пресвитеров. Он не имеет над ними власти, но и не работает на них, подоб-но клерку. У него особая роль — он постоянно «трудится в слове и учении» (1 Тим. 5:17), и часть своего дохода получает именно от этой работы (1 Тим. 5:18). Часто он может также принимать на себя руководящие обязанности (напр., председателя собрания), что соответствует его ведущему положению внутри общины. Кроме того, обычно пастор имеет значительные полномочия в при-нятии решений, а также несет ответственность за ту часть работы, которая была ему вверена советом пресвитеров. Такая система позволяет пастору иг-рать в церкви ведущую роль и при этом не обладать большей властью, чем другие пресвитеры.

Сильные стороны такой системы правления проявляются в том, что пас-тор не обладает собственной властью над общиной, этой властью коллектив-но пользуются все пресвитеры (это можно назвать советом пресвитеров). Кро-ме того, сам пастор, как и любой другой пресвитер, подчинен власти совета пресвитеров в целом. Это может принести много пользы, например, удержать пастора от ошибок и поддержать его в случае оппозиции и нападок54.

54 Если в церкви более двух пасторов, чей труд оплачивается, эти дополнительные
пасторы, или помощники пастора, могут рассматриваться или нет в качестве пресвите-
ров (в зависимости от требований, предъявляемых к кандидатам на каждую конкретную
должность, и от установок церкви). Однако в любом случае эти помощники пастора в их
повседневной работе будут подчинены только главному пастору, а затем уже совету пре-
свитеров, поскольку их деятельность координирует главный пастор.

55 Аргументы в пользу ограничения власти служителей церкви, приведенные выше,
кратко могут быть изложены так: 1) служители новозаветной церкви избирались всей
общиной; 2) высшая власть в новозаветных церквах принадлежала всей Церкви; 3) по-
дотчетность общине ограждает от искушений; 4) определенная степень контроля со сто-
роны общины защищает руководство от доктринальных заблуждений; 5) система прав-
ления лучше всего действует с одобрения тех, кто подчинен этому правлению. И еще
один аргумент: 6) учение о ясности Писания (см. гл. 5) и учение о священстве всех
верующих (поскольку Новый Завет утверждает, что все христиане имеют доступ к пре-
столу Божьему в молитве и все причастны «царственному священству», см.: 1 Пет. 2:9; ср.:
Евр. 10:19—25; 12:22—24) показывают, что все христиане обладают способностью истол-
ковывать Писание и должны искать Божьей мудрости, чтобы использовать ее в конк-
ретных жизненных ситуациях. Все имеют к Богу прямой доступ, чтобы познать Его волю.
Новый Завет не позволяет учреждать некий отдельный класс христиан, которые якобы

Какие ограничения власти пресвитеров должны быть в подобной систе-ме? В предыдущем разделе, посвященном отбору служителей церкви, было приведено много причин, по которым имеет смысл ввести принцип «мер и весов», ограничивающий власть церковных служителей55. Эти аргументы уместны и здесь. Они показывают, что власть пресвитеров не должна быть неограниченной. Можно предложить следующие типы подобных ограниче-ний: 1) пресвитеры могут не назначать своих приемников, они будут избраны общиной; 2) пресвитеры могут избираться на определенный срок с обязатель-ным освобождением от обязанностей на год (кроме пастора, чья ведущая роль требует постоянного участия всовете пресвитеров); 3) может быть введенотре-бование выносить особо важные решения на обсуждение всей церкви. Это биб-лейское требование, и оно является частью церковной дисциплины (Мф. 18:17; об отлучении см. в 1 Кор. 5:4). Принцип избрания пресвитеров общиной пред-полагает, что решение призвать кого-либо на пасторское служение также долж-но быть одобрено всей общиной. Изменение курса в служении церкви также может приниматься с одобрения всей общины. И наконец, мудро было бы выносить на обсуждение общины такие важные финансовые решения, как годовой бюджет, приобретение собственности, заем денег на нужды церкви (если в этом действительно есть необходимость), просто потому что для осу-ществления этих планов придется платить всей церкви56.

имеют особый доступ к Богу. Поэтому правильным было бы включить всех верующих в процесс принятия особо важных решений, касающихся церкви. «При недостатке попе-чения падает народ, а при многих советниках благоденствует» (Прит. 11:14).

56 Следует отметить, что система церковного управления с группой пресвитеров,
назначающих своих приемников, а не с одним пастором, избираемым всей общиной,
весьма схожа с этой системой. Однако система контроля над властью пресвитеров в ней
не настолько сильна. В такой церкви будет ощущаться желание ввести какой-либо ме-
ханизм, с помощью которого община могла бы отстранять пресвитеров, отошедших от
Писания.

57 Когда подобная система действует в крупной церкви, важно, чтобы помощники
пастора
не составляли большинство в совете пресвитеров. Это связано с тем, что помощ-
ники пастора подчинены старшему пастору в своей церковной работе (он обычно при-
нимает их на работу и увольняет, устанавливает размер заработной платы, и они обо всем
ему докладывают). Л ичностные отношения в подобном случае помешают соблюсти прин-
цип подчинения пастора совету пресвитеров, и вся система будет функционировать как
(несколько замаскированная) форма единоличного правления пастора, а не как систе-
ма правления нескольких пресвитеров.

Кто-то может сказать, что сотрудники, для которых служение является основным занятием, достаточно хорошо знают жизнь большой церкви, поэтому именно они могут

Если причины, по которым следует ограничить власть пресвитеров, по-кажутся нам весьма убедительными, мы можем сделать вывод, что принятие всех решений должно осуществляться общиной в целом и церковное правле-ние тоже стоит осуществлять всей церковью. (В некоторых церквах принята система практически полной демократии, и все решения должны получать одобрение всей церкви.) Однако такое заключение игнорирует многочислен-ные новозаветные свидетельства о том, что власть в церкви осуществлялась пресвитерами. И хотя необходимо до определенной степени контролировать работу пресвитеров, нужно все же оставаться верным новозаветной модели, где значительный объем власти вверен самим пресвитерам57.

Я обозначил эту модель как «систему нескол ькихл <ес7?1ныхпресвитеров», чтобы отличить ее от пресвитерианской модели, где пресвитеры обладают боль-шей властью, так как на уровне пресвитерии или генеральной ассамблеи они руководят не только собственными общинами. Но могутли в системе избира-емых местных пресвитеров осуществляться более широкие связи с другими церквами? Да, безусловно. Церкви, в которых принята подобная система, мо-гут оставаться независимыми, но могут и объединиться вдобровольные ассо-циации с другими церквами со сходными убеждениями, например, для обше-ния, сбора средств на миссионерскую деятельность (и, возможно, для осуще-ствления других планов, таких, как христианские лагеря, издательская деятельность, богословское образование и т. д.). При этом власть ассоциации не распространяется на деятельность конкретной церкви. В ее власти лишь принимать или исключать какую-либо церковь из объединения.

3) Корпоративный совет. В евангельских церквах иногда встречаются еще три формы церковного правления. Первая из них построена по модели совре-менных корпораций, где совет директоров нанимает исполнительного дирек-тора, а тот в свою очередь управляет делами так, как считает нужным. Такая форма правления тоже может быть названа структурой «нанимаемых управ-ляющих» (см. рис. 46.6).

-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: