Психологический комментарий. Большой тренинговый круг является самой распространенной формой ра­боты психологических групп

Большой тренинговый круг является самой распространенной формой ра­боты психологических групп. Он позволяет отрабатывать различные коммуникативные навыки участников, проверять эффектив­ность разных стилей общения, увидеть ошиб­ки своих сверстников, которые они допуска­ют во время контакта с партнером, и т. д. Но эта форма одновременно является и самой - сложной для освоения учащимися, так как че­ловек находится в абсолютно открытой для всей группы позиции: все смотрят на него, слушают и оценивают.

Такая ситуация для многих подростков и старшеклассников является принципиально новой (если не считать обычного ответа у классной доски, когда нужно повторить то, что слышал от учителя на прошлом уроке или

смог выучить дома). Для того чтобы облегчить процесс освоения этой эффективной формы тренинга, после каждого психологического упражнения в форме большого круга необхо­димо проводить осмысление - «рефлексию» тех трудностей, которые испытывали ребята при установлении и поддержании контактов.

Тренер обязательно задает примерно та­кие вопросы: «Что вам мешало при установле­нии контактов? Ваша собственная неуверен­ность? Отношение или взгляд вашего партне­ра? Или отсутствие темы для разговора? Поду­майте и ответьте на эти вопросы. Но будет до­статочно, если вы над этим хотя бы задумае­тесь».

В таком же ключе можно поговорить об успехах учащихся: «Что помогает вам при ус­тановлении контактов, в начале разговора? Приятно ли было слышать добрые слова? При­ятно ли было говорить комплименты? Поста­райтесь запомнить эти ощущения и использо­вать полученные навыки в обычном общении с другими людьми».

Кроме общей игровой процедуры в боль­шом тренинговом круге можно проводить и другие психологические упражнения, напри­мер, «комплимент», когда участник должен сказать партнеру, сидящему справа, то, что он больше всего в нем ценит, или «любимое за­нятие», когда участник должен рассказать партнеру, сидящему слева, о своем самом лю­бимом занятии, и т. п.

Приведем в качестве примера упраж­нение «Комплименты».

«Культурного человека отличает уме­ние приятно и свободно общаться с окружаю­щими. Он может внимательно выслушать то, что говорит собеседник, даже поможет ему

высказать свое мнение, не будет сразу отвер­гать его, а тем более повышать голос или ис­пользовать оскорбления.

Такой человек сумеет расположить к бесе­де даже замкнутого или чем-то расстроенно­го человека. Давайте сейчас попробуем сде­лать это. Ваша задача - установить контакт с партнером, сидящим слева от вас, и от всего сердца (ведь оно как раз у нас с левой сторо­ны) сказать ему несколько теплых и прият­ных слов (комплименты). Но сказать это нуж­но действительно искренне, от всего сердца.

Сначала вы можете подумать некоторое время (примерно 1 мин.) о том, что же вы мо­жете сказать этому человеку. Можно подчерк­нуть приятные впечатления, которые на вас производит его внешний вид.

Например: «Тебе очень к лицу этот костюм, ты всегда умеешь одеваться со вкусом». Мож­но выделить какое-то человеческое достоин­ство партнера, например: «Мне всегда нрави­лась твоя готовность помочь окружающим».

Затем кто-то из вас начнет общение со своим партнером, сидящим слева. Все осталь­ные в это время должны наблюдать за их об­щением, обращая внимание на то, как уста­новлен контакт (какими были первые слова, было ли простое приветствие), как они смот­рят друг на друга или вообще не видят того, к кому обращаются, на содержание общения (какой комплимент произнесен и действите­льно ли человеку, которому это сказали, ста­нет приятно от этих слов). И, наконец, нужно обратить внимание на выход из контакта (по­благодарили ли друг друга партнеры, как они это сделали).

После того, как закончится контакт, начи­нать свое общение с партнером, сидящим сле­ва от него, может тот, кому только что сказали

комплименты. Впрочем, он имеет право про­пустить ход, например, если он настолько растроган сказанными словами, что сразу не может собраться для такого же общения с другим человеком, или пока не знает, что ска­зать своему партнеру.

В этом случае начинает общение ученик, сидящий следующим слева, и т. д., до тех пор, пока не выскажутся все ребята.

Рекомендации ведущему. Напом­ним, что участие во всех тренингах добровольное, поэтому свои компли­менты говорят только желающие. В заключе­ние следует дать ребятам возможность выска­заться о тех чувствах, которые они испытыва­ли, когда им говорили комплименты (было ли приятно слушать) и когда они сами произно­сили их (было ли приятно говорить).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: