Данная форма тренинга позволяет участникам в соответствии со своим желанием включиться в общую одновременную работу, которая проводится в свободном режиме. У каждого есть возможность «отдохнуть» от активного взаимодействия или, наоборот, проявить себя, по максимуму включившись в межличностное пространство, сформированное в ходе работы данной тренинговой группы. Именно такое свободное общение дает возможность тренеру «увидеть» реальное состояние группы.
Если даже в свободном общении большинство членов группы продолжает активно взаимодействовать, выполняя полученную инструкцию (или без нее, самостоятельно определяя содержание общения), то группа успешна, участники принимают друг друга, рассчитывают на помощь как всей группы, так и ее отдельных участников.
Если во время проведения тренинга в данной форме значительная часть участников группы предпочитает «отдохнуть», то есть не включается в работу или включается периодически и затем снова прекращает общение, значит, тренеру есть над чем задуматься.
|
|
Еще один пример данной формы тренинга в виде социологического опроса «Образ».
«Сейчас в течение 5 минут мы проведем социологический опрос для того, чтобы выяснить, с кем или с чем вы ассоциируетесь у большинства участников, образ какого литературного героя или персонажа вы напоминаете окружающим.
Для этого вы должны подойти к возможно большему числу присутствующих и предложить им продолжить фразу: «Больше всего я похож на...» Человек, к которому вы подошли, может продолжить эту фразу, например, конкретным именем или любым другим словом. Это может быть киноактер или политический деятель, какое-то животное или птица и т. п. Главное в этом сходстве не внешние данные (хотя и их не следует забывать), а сходство характера, привычек, взглядов, всего образа жизни и т. п.
На весь опрос вам дается примерно 5 минут. Лучше всего все образы и сходства записывать на отдельный лист бумаги».
Рекомендации ведущему. После завершения активной части работы участникам надо дать время для осмысления того, что они собрали. Если будут желающие выступить и рассказать, какие же образы они вызывают у окружающих, им нужно предоставить слово. Записи участников можно собрать и вернуть им для дополнения через определенное время, например, через 3 занятия.
Процедуру сбора образов и ассоциаций можно формализовать, как и все социологические опросы. Для этого каждый ученик оформляет себе бланк опросного листа и затем заполняет его в соответствии с основными графами бланка.
В заключение этого обзора подчеркнем, что приведенные тренинговые формы даны в качестве образца, определенной модели организации деятельности и общения участников тренинга во время занятий.
|
|
Содержание тренинга в каждом конкретном случае должен подобрать сам тренер в зависимости от тех задач, которые решаются в целом на тренинге и на данном занятии, а также от собственной психологической готовности к работе с той или иной тренинговой формой. Необходимо также учитывать особенности конкретной группы и отдельных участников, привлекать актуальный местный материал и т. д. В качестве примера таких тренинговых упражнений и заданий далее приводятся описания отдельных тренингов с различным содержанием. Они также могут быть использованы тренером в своей работе с различными группами или частично изменены и модифицированы по мере необходимости.