Психологический комментарий. Данная форма тренинга позволяет участникам в соответствии со своим желанием включиться в общую одновремен­ную работу

Данная форма тренинга позволяет участникам в соответствии со своим желанием включиться в общую одновремен­ную работу, которая проводится в свобод­ном режиме. У каждого есть возможность «от­дохнуть» от активного взаимодействия или, наоборот, проявить себя, по максимуму вклю­чившись в межличностное пространство, сформированное в ходе работы данной тренинговой группы. Именно такое свободное общение дает возможность тренеру «увидеть» реальное состояние группы.

Если даже в свободном общении большин­ство членов группы продолжает активно вза­имодействовать, выполняя полученную инст­рукцию (или без нее, самостоятельно опреде­ляя содержание общения), то группа успешна, участники принимают друг друга, рассчиты­вают на помощь как всей группы, так и ее от­дельных участников.

Если во время проведения тренинга в дан­ной форме значительная часть участников группы предпочитает «отдохнуть», то есть не включается в работу или включается перио­дически и затем снова прекращает общение, значит, тренеру есть над чем задуматься.

Еще один пример данной формы тренинга в виде социологического опроса «Образ».

«Сейчас в течение 5 минут мы проведем социологический опрос для того, чтобы выяс­нить, с кем или с чем вы ассоциируетесь у бо­льшинства участников, образ какого литера­турного героя или персонажа вы напоминае­те окружающим.

Для этого вы должны подойти к возможно большему числу присутствующих и предло­жить им продолжить фразу: «Больше всего я похож на...» Человек, к которому вы подошли, может продолжить эту фразу, например, кон­кретным именем или любым другим словом. Это может быть киноактер или политический деятель, какое-то животное или птица и т. п. Главное в этом сходстве не внешние данные (хотя и их не следует забывать), а сходство ха­рактера, привычек, взглядов, всего образа жизни и т. п.

На весь опрос вам дается примерно 5 ми­нут. Лучше всего все образы и сходства запи­сывать на отдельный лист бумаги».

Рекомендации ведущему. После за­вершения активной части работы уча­стникам надо дать время для осмысле­ния того, что они собрали. Если будут желаю­щие выступить и рассказать, какие же образы они вызывают у окружающих, им нужно пре­доставить слово. Записи участников можно собрать и вернуть им для дополнения через определенное время, например, через 3 заня­тия.

Процедуру сбора образов и ассоциаций можно формализовать, как и все социологи­ческие опросы. Для этого каждый ученик оформляет себе бланк опросного листа и за­тем заполняет его в соответствии с основны­ми графами бланка.

В заключение этого обзора подчеркнем, что приведенные тренинговые формы даны в качестве образца, определенной модели орга­низации деятельности и общения участников тренинга во время занятий.

Содержание тренинга в каждом конкрет­ном случае должен подобрать сам тренер в за­висимости от тех задач, которые решаются в целом на тренинге и на данном занятии, а также от собственной психологической го­товности к работе с той или иной тренинговой формой. Необходимо также учитывать особенности конкретной группы и отдель­ных участников, привлекать актуальный мест­ный материал и т. д. В качестве примера таких тренинговых упражнений и заданий далее приводятся описания отдельных тренингов с различным содержанием. Они также могут быть использованы тренером в своей работе с различными группами или частично изме­нены и модифицированы по мере необходи­мости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: