Этим упражнением подкрепляется личностная установка на постоянный самоанализ и после окончания тренинга. Еще раз объясните необходимость возвращения к своим записям и их пополнению. Особенно ценными они станут по истечении определенного периода времени, например, лет через 5-10 после окончания тренинга.
7. Тест «Направленность личности»
Жизнь перестает
привязывать к себе,
как только исчезает цель.
И. П. Павлов
«Ответив на все вопросы теста, вы сможете получить ориентировочную информацию об особенностях вашей личности. На каждый пункт теста есть три возможных варианта ответа (а, в, с). Вам нужно выбрать тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения, наиболее ценен для вас или больше всего соответствует правде. Букву своего ответа запишите в графе «Больше всего» бланка для ответов. Затем выберите наименее ценный ответ и поставьте его букву в графе «Меньше всего». Переходите к следующему вопросу».
Вопросы:
1. Больше всего в жизни человеку дает удовлетворение:
|
|
а) оценка его работы;
в) сознание того, что работа выполнена
хорошо;
с) сознание того, что находишься среди друзей.
2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:
а) тренером;
в) известным игроком;
с) избранным капитаном команды.
3. Лучшими преподавателями являются те, которые:
а) имеют индивидуальный подход;
в) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему,
с) создают доброжелательную атмосферу в классе.
4. Учащиеся оценивают как самых плохих преподавателей, которые:
а) не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны;
в) вызывают у всех дух соревнования;
с) создают представление о преподаваемом ими предмете как их не интересующем.
5. Я рад, когда мои друзья:
а) помогают другим при всякой возможности;
в) всегда надежны;
с) интеллигентны, имеют широкие интересы.
6. Лучшими друзьями считают тех:
а) с которыми складываются хорошие
отношения;
в) которые могут сделать больше, чем другие;
с) на которых всегда можно надеяться.
7. Я хотел бы быть таким, как те:
а) кто добился жизненного успеха;
в) кто может быть увлеченным человеком;
с) отличается дружелюбием и доброжелательностью.
8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:
а) научным работником;
в) начальником отдела;
с) опытным летчиком.
9. Когда я был ребенком, я любил:
а) игры с друзьями;
в) успевать во всех своих делах;
с) когда меня хвалили.
10. Больше всего мне не нравится, когда я:
а) встречаю препятствие в своих занятиях;
в) когда ухудшаются дружеские отношения;
с) когда меня критикуют.
11. Основная задача школы должна заключаться В:
а) подготовке учащихся к работе по специальности;
|
|
в) развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;
с) воспитании в учащихся качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.
12. Мне не нравятся коллективы, в которых:
а) недемократическая система;
в) человек теряет индивидуальность в
общей массе;
с) невозможно проявление собственной
инициативы.
13- Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:
а) для общения с друзьями;
Затем на втором этапе вы объединитесь в малые группы по 4-5 человек и поделитесь результатами своего анализа с другими членами группы. Вы поможете друг другу разобраться в том, чем же вас не устраивают окружающие».
Рекомендации ведущему. Для более организованного проведения этого этюда целесообразно приготовить необходимое количество бланков таблиц. Во время объяснения задания обратите внимание участников, что претензии должны быть очень конкретными, пусть совсем незначительными, но конкретными. Например, «брат, который постоянно кладет зубную щетку не на свое место». Иначе это будет бессодержательная работа.
При проведении второго этапа этого этюда нужно помочь ребятам добровольно объединиться в малые группы и установить очередность выступлений. Время на выступление одного члена малой группы ограничивается 2 минутами. В целом для работы малых групп отводится 10 минут. Все малые группы работают одновременно.
Вам нецелесообразно вмешиваться в работу малых групп, но если в какой-то из них слишком долго длится молчание или ребята занимаются посторонними разговорами, вы должны помочь группе настроиться на серьезную работу - обсуждение списков претензий.