Процедура социологического опроса очень полезна для формирования активной жизненной позиции. Опрос помогает преодолевать внутренние барьеры, снимает стереотипы, позволяет попробовать новые стили и способы общения. Результаты опроса, выраженные рангом, дают материал для размышления как самому участнику, так и ведущему. Тем, кто оказался в последней пятерке общего ранга, необходимы психологическая поддержка, особое внимание на этом и последующих занятиях. У этих участников должна быть возможность почувствовать себя в числе психологически сильных людей, что требует от ведущего включения в план занятий таких этюдов и упражнений, в ходе которых эти участники могли бы проявить свои способности.
6. «Тимуровцы»
Люди рождены, чтобы помогать друг другу. Марк Аврелий
«Наверное, вы помните рассказ А. Гайдара «Тимур и его команда». Если в нескольких словах о сути этого рассказа - делайте добро окружающим!
Давайте и мы расскажем друг другу о том, кому и в чем вы помогли за последние дни. Кто это был? Ваш самый близкий родственник или очень хороший друг, а может быть, это был совсем незнакомый вам человек, который нуждался в вашей помощи, и вы вовремя пришли, чтобы помочь ему?
|
|
Итак, вы вспомнили этих людей. А теперь подумайте о том, при каких обстоятельствах это было? Этот человек вас сам попросил о помощи или это была ваша инициатива?
Кто первый готов рассказать о своем «тимуровском поступке», т. е. о бескорыстной помощи людям?
Во время рассказа остальные участники должны слушать говорящего, обращая внимание на его манеру говорить, жестикулировать, делать паузы и т. д. Не забывайте при этом слышать и содержание его рассказа, о чем говорит человек, кому и какую помощь он оказал, при каких обстоятельствах это было».
Рекомендации ведущему. Этот этюд можно проводить в большом круге, если в группе не более 15-16 человек. Если в тренинге участвует большее количество людей, то это упражнение следует провести в малых группах по 7-8 человек. Если кто-то из участников отказывается рассказывать о своем «тимуровском» поступке, не следует настаивать, а тем более требовать. Вы можете попросить его об этом еще раз после того, как выскажутся все остальные члены группы. Но если и на этот раз он не готов говорить о себе, не следует настаивать.
Вместо этого дайте ему возможность услышать других, почувствовать атмосферу группы, которая сложилась в группе. На таких •участников тренеру следует обратить особое внимание.