Психологический комментарий. Это основная игра всего тренинга, ход и результаты которой служат прекрас­ным материалом для групповых дискуссий на оставшихся занятиях

Это основная игра всего тренинга, ход и результаты которой служат прекрас­ным материалом для групповых дискуссий на оставшихся занятиях. Она дает прекрасную возможность демонстрации того, что члены группы не умеют продуктивно общаться. Мо­делируемые игрой обстоятельства сталкивают жизненные интересы участников, а правила игры ставят их перед необходимостью искать цивилизованные пути выхода из этой крити­ческой ситуации. Борьба за жизнь часто обо­рачивается тем, что участники теряют конт­роль над собой, забывают о том, что нужно слушать и слышать друг друга. Начинают пре­обладать эмоции, которые захлестывают ра­зум и логику. Это выражается в повышенных тонах разговора, в резких выпадах по отно­шению к отдельным членам группы. Кто-то из участников не выдерживает такого разговора и просто отключается от обсуждения, без­различно наблюдая за тем, что происходит в группе.

Обсуждение дневника является обязатель­ной процедурой, но каждый раз оно должно проводиться по-новому.

Все это необходимо зафиксировать и обсу­дить во время занятий. Причем обсуждение должно быть неоднократное, так как обретен­ный опыт помогает членам группы увидеть все новые и новые ошибки, которые они до­пустили во время игры как индивидуально, так и всей группой.

6. «Оценка группы»

Маленьким и большим человека делает его воля. П.Рутт, психолог

«Сейчас мы вернемся к спискам качеств, важных для общения, и самооценкам, т. е. к тому, что вы сделали на прошлом занятии. У вас сейчас будет реальная возможность еще раз просмотреть эти списки и свои оценки. В случае необходимости вы можете внести коррективы как в сторону увеличения оценки того или иного качества, так и уменьшения. На это у вас есть 3 мин. Но так думаете вы. А как думает группа?

Проведем групповую экспертизу ваших са­мооценок. Для этого вам нужно объединиться в малые группы по 7-8 человек и, выслушав каждого, провести соответствующую коррек­цию. Малая группа может просто «утвердить» самооценку участника, если ни у кого из оста­льных членов малой группы нет существен­ных замечаний. Но малая группа может и «сни­зить» самооценку участника. Для этого нужно провести открытое голосование по тем пунктам, которые вызвали у кого-то сомнения. На­пример, участник оценил себя следующим об­разом:

Подпись

Но у малой группы возникли сомнения и желание внести коррективы в самооценку от­дельных качеств. Члены малой группы имеют право высказать свое мнение и предложить свой вариант оценки этих качеств. Малая груп­па должна проголосовать. Если предложение будет принято простым большинством голо­сов, то участник должен внести эту изменен­ную оценку в свой список, в графу «Оценка группы».

Рекомендации ведущему. Раздайте участникам те листы, где они записали самооценки, и помогите им объеди­ниться в малые группы. Подчеркните, что ориентироваться на самооценки можно, но они не должны быть основным критерием при выставлении оценки малой группой.

7. «Я в тебе уверен»

Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим.

Демокрит, философ

«Сейчас мы все распределимся по парам. Сядьте друг напротив друга. Посидите некото­рое время, просто глядя в глаза. Это трудно, не совсем привычно, но вы ведь уже знаете друг

друга.

А теперь- по очереди начинайте говорить, каждый раз начиная фразу следующими сло­вами-. «Я уверен, что ты...» Например:

«Я уверен, что ты поможешь мне, если мне будет трудно»;

«Я уверен, что ты никогда не скажешь обо мне плохое в компании, где меня не зна­ют» и т. д.

Еще раз подчеркну, что вы говорите по од­ной фразе, передавая слово друг другу. Такая передача может происходить несколько раз. Каждая передача слова означает, что такое же утверждение должен сказать ваш собеседник, сидящий напротив вас.

Внимательно посмотрите на человека, ко­торый сейчас является вашим собеседником. В чем его сильные стороны? Что он действи­тельно никогда не сделает или, наоборот, при любых обстоятельствах он поступит именно так, а не иначе?

На такую мыслительную работу у вас очень мало времени, но это и интересней. Дерзайте, пробуйте, доверяйте друг другу».

Рекомендации ведущему. Перед началом упражнения объясните его замысел и основные правила очередность передачи слова и требование обяза­тельно высказываться, когда наступила ваша очередь. Не забудьте подобрать и включить соответствующую музыку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: