Это основная игра всего тренинга, ход и результаты которой служат прекрасным материалом для групповых дискуссий на оставшихся занятиях. Она дает прекрасную возможность демонстрации того, что члены группы не умеют продуктивно общаться. Моделируемые игрой обстоятельства сталкивают жизненные интересы участников, а правила игры ставят их перед необходимостью искать цивилизованные пути выхода из этой критической ситуации. Борьба за жизнь часто оборачивается тем, что участники теряют контроль над собой, забывают о том, что нужно слушать и слышать друг друга. Начинают преобладать эмоции, которые захлестывают разум и логику. Это выражается в повышенных тонах разговора, в резких выпадах по отношению к отдельным членам группы. Кто-то из участников не выдерживает такого разговора и просто отключается от обсуждения, безразлично наблюдая за тем, что происходит в группе.
Обсуждение дневника является обязательной процедурой, но каждый раз оно должно проводиться по-новому.
|
|
Все это необходимо зафиксировать и обсудить во время занятий. Причем обсуждение должно быть неоднократное, так как обретенный опыт помогает членам группы увидеть все новые и новые ошибки, которые они допустили во время игры как индивидуально, так и всей группой.
6. «Оценка группы»
Маленьким и большим человека делает его воля. П.Рутт, психолог
«Сейчас мы вернемся к спискам качеств, важных для общения, и самооценкам, т. е. к тому, что вы сделали на прошлом занятии. У вас сейчас будет реальная возможность еще раз просмотреть эти списки и свои оценки. В случае необходимости вы можете внести коррективы как в сторону увеличения оценки того или иного качества, так и уменьшения. На это у вас есть 3 мин. Но так думаете вы. А как думает группа?
Проведем групповую экспертизу ваших самооценок. Для этого вам нужно объединиться в малые группы по 7-8 человек и, выслушав каждого, провести соответствующую коррекцию. Малая группа может просто «утвердить» самооценку участника, если ни у кого из остальных членов малой группы нет существенных замечаний. Но малая группа может и «снизить» самооценку участника. Для этого нужно провести открытое голосование по тем пунктам, которые вызвали у кого-то сомнения. Например, участник оценил себя следующим образом:
Подпись
Но у малой группы возникли сомнения и желание внести коррективы в самооценку отдельных качеств. Члены малой группы имеют право высказать свое мнение и предложить свой вариант оценки этих качеств. Малая группа должна проголосовать. Если предложение будет принято простым большинством голосов, то участник должен внести эту измененную оценку в свой список, в графу «Оценка группы».
|
|
Рекомендации ведущему. Раздайте участникам те листы, где они записали самооценки, и помогите им объединиться в малые группы. Подчеркните, что ориентироваться на самооценки можно, но они не должны быть основным критерием при выставлении оценки малой группой.
7. «Я в тебе уверен»
Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим.
Демокрит, философ
«Сейчас мы все распределимся по парам. Сядьте друг напротив друга. Посидите некоторое время, просто глядя в глаза. Это трудно, не совсем привычно, но вы ведь уже знаете друг
друга.
А теперь- по очереди начинайте говорить, каждый раз начиная фразу следующими словами-. «Я уверен, что ты...» Например:
«Я уверен, что ты поможешь мне, если мне будет трудно»;
«Я уверен, что ты никогда не скажешь обо мне плохое в компании, где меня не знают» и т. д.
Еще раз подчеркну, что вы говорите по одной фразе, передавая слово друг другу. Такая передача может происходить несколько раз. Каждая передача слова означает, что такое же утверждение должен сказать ваш собеседник, сидящий напротив вас.
Внимательно посмотрите на человека, который сейчас является вашим собеседником. В чем его сильные стороны? Что он действительно никогда не сделает или, наоборот, при любых обстоятельствах он поступит именно так, а не иначе?
На такую мыслительную работу у вас очень мало времени, но это и интересней. Дерзайте, пробуйте, доверяйте друг другу».
Рекомендации ведущему. Перед началом упражнения объясните его замысел и основные правила очередность передачи слова и требование обязательно высказываться, когда наступила ваша очередь. Не забудьте подобрать и включить соответствующую музыку.