Психологический комментарий. Постоянный контроль, который сти­мулируется системой штрафов, приу­чает участников держать себя в рамках вежли­вого общения

Постоянный контроль, который сти­мулируется системой штрафов, приу­чает участников держать себя в рамках вежли­вого общения. А процесс обсуждения содержа­ния дает тренеру возможность более глубоко мотивировать участников на доброжелатель­ное и внимательное отношение друг к другу.

5. «Воздушный шар»

Время - это жизнь! Хун-Цзычен, китайский мудрец

«Прошу всех сесть в большой круг и внима­тельно выслушать информацию, которая яв­ляется основой следующей большой и серьез­ной работы всей группы. От того, как хорошо вы поймете установку, зависит успех работы группы в целом.

Итак: представьте себе, что ваша группа -экипаж научной экспедиции, которая возвра­щается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэро­фотосъемку необитаемых островов, которые были обнаружены в океане. Большая и интересная работа выполнена успешно. Вы полу­чили много новой информации. И вы уже го­товитесь к встрече с родными и близкими.

Ваш воздушный шар летит над океаном, по­года прекрасная. До ближайшей земли 500-550 км, и скоро долгожданный берег. Но про­изошло непредвиденное - в оболочке воз­душного шара по неизвестным причинам об­разовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку, а тут еще и погода начала портиться, сильные порывы ветра.

Шар начал стремительно снижаться. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с бал­ластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось.

Через 5 минут шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь ваш экипаж собрался в центре гондолы для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно при­нимать решение, что и в какой последовате­льности выбрасывать за борт. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в гон­доле шара:

Ваша задача - решить вопрос о том, что и в какой последовательности вы должны выбро­сить.

Но сначала вы примете это решение само­стоятельно. Для этого вам нужно взять лист бумаги, переписать список предметов и ве­щей, а затем с правой стороны рядом с каж­дым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предме­та, рассудив примерно так: «На первое место я поставлю комплект карт, поскольку они со­всем не нужны, на второе - баллон с кислоро­дом, на третье - конфеты и т. д.»

При определении значимости предметов и вещей, т. е. очередности, с какой вы их будете выкидывать, нужно иметь в виду, что выбра­сывается все, а не часть, т. е. все конфеты, а не половина. Будьте предельно ответственны и внимательны. Если вы запишете свое решение в индивидуальный список, то его в дальней­шем уже нельзя будет изменить. Запомните это. Еще и еще раз - будьте предельно ответ­ственны и внимательны.

Когда вы примете индивидуальное реше­ние, группа должна собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового реше­ния, руководствуясь следующими правилами:

• высказать свое мнение может любой член экипажа;

• количество высказываний одного человека не ограничивается;

• решение принимается, когда за него про­голосуют все члены экипажа без исключе­ния;

• если хотя бы один член экипажа возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;

• решения должны быть приняты в отноше­нии всего перечня предметов и вещей.

Время, которое есть в распоряжении эки­пажа, неизвестно. Сколько еще будет продол­жаться падение? Во многом это зависит от то­го, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выбросить какой-то предмет, он счита­ется выброшенным и это может замедлить па­дение шара.

Итак, я желаю вам успешной работы. И глав­ное - остаться в живых. Если вы не сможете до­говориться, вы разобьетесь. Помните об этом!»

Рекомендации ведущему. Вы дол­жны очень подробно объяснить участ­никам все эти правила и описать ситу­ацию, в которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию, ис­ходя из особенностей состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывая выход из создавшейся ситуации. Его должны найти сами участники. Во время работы груп­пы вы не вмешиваетесь в процесс обсуждения и уже не отвечаете на вопросы участников. Вы только следите за выполнением правил, осо­бенно - за голосованием без исключения. Время на игру - 30-40 минут. Но можно и

увеличить время, если группа очень вяло вклю­чается в обсуждение, особенно на начальном этапе. Можно и сократить время до 17-18 ми­нут, если группа сразу очень активно включи­лась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100%-ном голосовании, вы должны поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхо­да из столь критической ситуации.

Если участники не смогли принять за отве­денное время все 15 решений, то вы объявляе­те, что они разбились, и просите подумать над причинами, которые привели к этой тра­гедии. Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после ее окончания, но можно это сделать и на следующем занятии, дав уча­стникам возможность более глубоко разобра­ться в причинах удачи или неудачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: