Постоянный контроль, который стимулируется системой штрафов, приучает участников держать себя в рамках вежливого общения. А процесс обсуждения содержания дает тренеру возможность более глубоко мотивировать участников на доброжелательное и внимательное отношение друг к другу.
5. «Воздушный шар»
Время - это жизнь! Хун-Цзычен, китайский мудрец
«Прошу всех сесть в большой круг и внимательно выслушать информацию, которая является основой следующей большой и серьезной работы всей группы. От того, как хорошо вы поймете установку, зависит успех работы группы в целом.
Итак: представьте себе, что ваша группа -экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов, которые были обнаружены в океане. Большая и интересная работа выполнена успешно. Вы получили много новой информации. И вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими.
Ваш воздушный шар летит над океаном, погода прекрасная. До ближайшей земли 500-550 км, и скоро долгожданный берег. Но произошло непредвиденное - в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку, а тут еще и погода начала портиться, сильные порывы ветра.
Шар начал стремительно снижаться. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось.
Через 5 минут шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь ваш экипаж собрался в центре гондолы для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в гондоле шара:
Ваша задача - решить вопрос о том, что и в какой последовательности вы должны выбросить.
Но сначала вы примете это решение самостоятельно. Для этого вам нужно взять лист бумаги, переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так: «На первое место я поставлю комплект карт, поскольку они совсем не нужны, на второе - баллон с кислородом, на третье - конфеты и т. д.»
При определении значимости предметов и вещей, т. е. очередности, с какой вы их будете выкидывать, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т. е. все конфеты, а не половина. Будьте предельно ответственны и внимательны. Если вы запишете свое решение в индивидуальный список, то его в дальнейшем уже нельзя будет изменить. Запомните это. Еще и еще раз - будьте предельно ответственны и внимательны.
Когда вы примете индивидуальное решение, группа должна собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:
• высказать свое мнение может любой член экипажа;
• количество высказываний одного человека не ограничивается;
• решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения;
• если хотя бы один член экипажа возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;
• решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.
Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выбросить какой-то предмет, он считается выброшенным и это может замедлить падение шара.
Итак, я желаю вам успешной работы. И главное - остаться в живых. Если вы не сможете договориться, вы разобьетесь. Помните об этом!»
Рекомендации ведущему. Вы должны очень подробно объяснить участникам все эти правила и описать ситуацию, в которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию, исходя из особенностей состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывая выход из создавшейся ситуации. Его должны найти сами участники. Во время работы группы вы не вмешиваетесь в процесс обсуждения и уже не отвечаете на вопросы участников. Вы только следите за выполнением правил, особенно - за голосованием без исключения. Время на игру - 30-40 минут. Но можно и
увеличить время, если группа очень вяло включается в обсуждение, особенно на начальном этапе. Можно и сократить время до 17-18 минут, если группа сразу очень активно включилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100%-ном голосовании, вы должны поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации.
Если участники не смогли принять за отведенное время все 15 решений, то вы объявляете, что они разбились, и просите подумать над причинами, которые привели к этой трагедии. Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после ее окончания, но можно это сделать и на следующем занятии, дав участникам возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи.