В ходе этого упражнения может возникнуть ситуация, когда некоторые
члены группы окажутся «мало пригодными», «невостребованными», то есть остальные участники будут их указывать очень редко или совсем «забудут» о них. В этом случае целесообразно помочь группе «вспомнить» об этих участниках, иначе может произойти сбой в психологическом состоянии этих членов группы.
Кроме того, следует обращать особое внимание на содержание предлагаемых участниками вариантов.
9. «Мнение»
Искренность, уравновешенность, понимание самого себя и других - вот залог счастья и успеха в любой области деятельности.
Г. Селье, психолог
«Итак, наше занятие подходит к концу. Наступило время заполнения традиционной анкеты. Вы уже знаете, что вам нужно ответить на вопросы, проанализировав происходившее во время этого занятия. Помните, что, отвечая на вопросы, следует быть предельно откровенными, так как мнение членов группы поможет ведущему продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и для группы в целом».
Рекомендации ведущему. В анкету этого занятия можно также внести определенные изменения, чтобы получить более полную информацию, в том числе связанную с дальнейшим совершенствованием методики тренингов.
10. Подведение итогов
Терпение - это сокровище на всю жизнь.
Японская мудрость
Напомните участникам о необходимости вести постоянные наблюдения за своими ощущениями, которые возникают в процессе общения с разными людьми, делать конкретные выводы и предпринимать практические шаги, развивающие коммуникативную сферу личности.
«В дополнение к уже освоенным способам самоанализа мы рассмотрим еще один - «Событие». Для этого нужно заготовить таблицу «СОБЫТИЕ».
В графе «Содержание события» вы должны описать несколько самых важных событий из вашей прошлой или настоящей жизни. Затем в соответствии с названием каждой следующей графы вспомнить и перечислить тех людей, кого случившееся обрадовало или огорчило, а также тех, кто помогал или мешал вам. Это также является серьезным материалом для анализа ваших взаимоотношений с окружающими. Кто и как часто радуется и огорчается вместе с вами по поводу того или иного события в вашей жизни? Почему? Также важно знать, кто помогает вам, а кто мешает, пы-
тается противодействовать. Почему? Может быть, вы просто не понимаете друг друга?
Итак, заполните эту таблицу и поразмышляйте о ней. А на следующем занятии вы поделитесь своими соображениями друг с другом».