Не победить, а убедить -вот что достойно славы.
В. Гюго, писатель
«Для лидера крайне важно уметь управлять беседой, вести конструктивный диалог, убеждая своего партнера в правоте своих слов. Мы занимаемся развитием лидерских качеств, поэтому сначала подумаете и запишите 10 причин, по которым искусство убеждения является важным именно для вас. Вам придет в голову множество крупных и мелких причин, выберите из них самые важные для вас и запишите их. Мы их обязательно обсудим.
А сейчас попробуем свое искусство убеждения в деле. Разбейтесь на пары (возможен вариант - «карусель»), сядьте друг против друга. Теперь в течение 2 минут каждый из вас должен сформулировать основную цель предстоящего разговора и сделать запись на листе бумаги.
Например, «Во время диалога я убеждаю
партнера в том, что политический лидер должен быть аскетом в личной жизни» или «Я должен убедить партнера в том, что мой идеал политического лидера во всех отношениях совершенен».
Затем по моему сигналу вы начинаете диалог, основная цель которого - построить беседу таким образом, чтобы решить поставленную задачу - убедить партнера. Время на диалог - 3 минуты. После этого каждый из вас отмечает, как и с помощью каких приемов сумел достичь поставленной цели, что удалось или не удалось в прошедшем разговоре.
|
|
После диалогов вы можете еще раз обратиться к вашим записям и добавить в перечень причин то, что вы могли осознать во время проведенных бесед».
Рекомендации ведущему. Вы можете предложить участникам несколько попыток проведения такого диалога (вариант «карусель»), каждый раз давая примерно 1-2 минуты на подготовку темы предстоящего разговора. Целесообразно детально обсудить итоги диалогов. Главное -выявить наиболее эффективные приемы владения ситуацией во время разговора. Обязательно обсудите записи тех 10 причин, по которым искусство убеждения важно лично для каждого участника.
3. «Кто лидер?»
Любой человек втайне надеется, что он велик. П. Ругт, психолог
«В жизни, к сожалению, до сих пор встречаются ситуации, когда нужно действовать быстро, решительно, но, одновременно обдумывая каждый шаг, иначе может произойти несчастье, даже гибель людей. Вы должны решить, кто из присутствующих мог бы взять на себя роль лидера для того, чтобы вывести всех из конкретной критической ситуации с меньшими потерями для группы, помочь решить эту трудную проблему, правильно и своевременно сориентироваться в экстремальном положении.
Сначала вы составите перечень таких критических ситуаций, в которые может попасть ваша группа. А затем мы будем решать, кто же из вас в состоянии взять на себя ответственность за жизнь членов группы, т. е. стать ситуативным лидером».
|
|
Рекомендации ведущему. Группе зачитывается экстремальная, критическая ситуация, на которую участники должны отреагировать выборами достойного, лидера.
Перечень критических ситуаций можно составить, объяснив идею тренинга, предварительно переговорив с группой. В этом случае каждый может предложить, исходя из своего жизненного опыта, с чем может столкнуться человек в своей жизни, какие критические ситуации встречаются у людей. Затем вы по очереди напоминаете предложенные участникам критические ситуации и, обращаясь к ним, предлагаете назвать одного из членов группы, который мог бы стать лидером в этой ситуации.
Перечень критических ситуаций, который был составлен одной из групп:
• разбойное нападение на группу во время прогулки по парку;
• пожар в учебном помещении, где проходят занятия;
• несчастный случай в турпоходе: человек сломал руку;
• наводнение во время отдыха на природе;
• контакт с незнакомым племенем, которое не знает цивилизации;
• захват террористами самолета, в котором летит группа;
• землетрясение в доме, где проходят занятия группы;
• несчастный случай - льдина унесла группу в открытое море;
• группу засыпало в пещере во время экскурсии;
• неприятный разговор с учителем (убедить его не проводить контрольной работы сразу после праздников).
Имя лидера каждой ситуации определяется путем голосования всех членов группы. Если успели найти решение большинством голосов, то лидер получает 10 баллов, если нет, то вся группа получает штраф по 5 баллов.
4. «Доверенное лицо»
Говоря о других, ты показываешь свой характер. Б. Франклин
«А теперь потренируем свое умение убеждать людей. Для этого в течение 3-4 минут составьте тезисы (план, конспект) своего выступления перед аудиторией с целью убедить слушателей в том, что человек, которого вы представляете в качестве доверенного лица, является самым достойным претендентом среди всех присутствующих на занятии членов группы, например, на звание «Лидер года». Вы должны выбрать в качестве такого претендента любого члена группы, составить план своего выступления без всяких консультаций с этим человеком. Кроме того, ни один человек в группе не должен даже догадываться, о ком вы собираетесь говорить.
В тезисах своего сообщения желательно подчеркнуть как деловые качества претендента на звание «Лидер года», так и его чисто человеческие качества. Ваш «портрет» этого человека должен быть узнаваем, однако при описании не используйте таких штрихов, как настоящее имя, яркие внешние отличия и т. п.»
Рекомендации ведущему. После индивидуального этапа участники объединяются в малые группы по 4-5 человек и по вашему сигналу начинают в порядке очередности выступать в качестве доверенного лица, рассказывая о самом достойном человеке, убеждая в этом остальных членов малой группы. Время, отводимое каждому участнику, - 2 минуты. Вы следите за соблюдением регламента, периодически объявляя об истечении отведенных 2 минут, но в работу малых групп не вмешиваетесь. Участники должны самостоятельно давать друг другу слово для выступления. После выступления всех участников вы даете еще 5 мин. на вопросы друг другу, а также на распределение мест в каждой малой группе (по принципу «один человек - одно место»). За первое место участник получает 5 баллов, за второе - на балл меньше и т.д.