Пояснительная записка. Цель дисциплины – дисциплина нацелена на расширение и углубление знаний магистрантов в области современной исторической науки

Цель дисциплины – дисциплина нацелена на расширение и углубление знаний магистрантов в области современной исторической науки, и призвана дать представление о наиболее актуальных проблемах и направлениях изучения психологического аспекта развития человека и общества в прошлом.

Задачи дисциплины:

- Изучить основные направления и подходы исторической психологии.

- Проанализировать основные черты и особенности психологического типа разных исторических эпох.

- место дисциплины в ООП. Дисциплина «Историческая психология» представляет собой курс по выбору, который входит в вариативную часть (устанавливаемую ВУЗом) профессионального цикла подготовки магистра по направлению 050100 Педагогическое образование, Профиль «Историческое образование».

Изучение магистрантами данной дисциплины подготовлено сформированными у них в рамках обучения в бакалавриате знаниями основных периодов всемирной истории, навыками работы с научной литературой и иными источниками информации.

Актуальность дисциплины определяется необходимостью усвоения ее содержания для подготовки квалифицированного специалиста в области исторического образования. Курс имеет фундаментальное значение для студентов 2 курса магистерского уровня подготовки – на его основе осуществляется подготовка к написанию магистерской диссертации.

- описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП. Дисциплина связана логическими и содержательно-методическими связями с такими дисциплинами профессионального цикла подготовки магистра по направлению 050100 Педагогическое образование Профиль «Историческое образование» как «Методология и методы исследования в предметной области».

- требования к уровню подготовленности обучающегося к освоению данной дисциплины, сформированному в результате изучения предшествующих дисциплин (модулей). При изучении данной дисциплины магистранты опираются на систематические знания, полученные при изучении учебных дисциплин профиля «Историческое образование» бакалавриата, в первую очередь таких как «История первобытного общества», «История древнего мира», «История средних веков», «Новая и новейшая история стран Запада и Востока», «Источниковедение», «Историография», «Методология и методы исторического исследования».

- ожидаемые результаты изучения дисциплины

В процессе освоения данной дисциплины магистрант формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

· готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

· способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

· способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения
профессиональных задач (ОК-4);

· готовностью работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке (ОК-6);

· способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

· готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

В результате освоения дисциплины магистрант должен:

Знать: современные парадигмы исторической науки;

Уметь: анализировать тенденции современной исторической науки, определять перспективные направления научных исследований;

Владеть: способами осмысления и критического анализа научной информации.

- принципы отбора содержания учебного материала дисциплины и его организации.

­– принцип целостного отражения в содержании предмета задач профессиональной подготовки магистранта и формирования его общей культуры;

– принцип соответствия содержания учебного предмета современным достижениям и реальным перспективам развития науки (философии, педагогики, психологии и т. д.) и образовательной практики;

– принцип гуманитаризации, в соответствии с которым данная дисциплина рассматривается как подготовка будущего специалиста к работе с людьми, как средство формирования его общей гуманитарной культуры;

– принцип соответствия содержания данной дисциплины насущным требованиям профессионального образования, актуальным ожиданиям общества, потребностям практической сферы деятельности;

– принцип фундаментализации, обеспечивающей интеграцию гуманитарного и естественнонаучного знания, установление преемственности и взаимосвязи материала разных учебных дисциплин, усиление и упорядочение межпредметных связей, обеспечивающих многоаспектную подготовку магистрантов к будущей профессиональной деятельности, осознание магистрантами единства научного познания и практической преобразующей деятельности;

Учебно-тематический план занятий для дневного отделения

(Учебный план 2011 г.)

Срок изучения – 3-4 сем.

Трудоемкость – 3 з.е. – 108 часа

Число часов в неделю - 2 часа.

Аудиторные занятия (40% трудоемкости) – 34 час.

Лекции – 6 часов.

Практические занятия – 28 час.

Самостоятельная работа – 74 час.

Форма отчетности – зачет (9 часов или 0,25 зачетной единицы).

  №   Название раздела, темы Распределение часов
  Трудо-ем-кость   Аудит занят. Из них   Само-стоят. работа
Лек-ции Семин.
             
3 и 4 семестры
1. Историческая психология: основные проблемы          
2. Школы и направления исторической психологии.          
3. Восприятие пространства и времени в различные исторические периоды          
4. Психическая жизнь первобытного общества.          
5. Первобытное мышление          
6. Психическая жизнь европейской античности          
7. Психологический тип античности          
8. Психологический тип средневековья          
9. Эволюция психологического типа Нового времени.          
10. Психологический тип Нового времени          
  Зачет          
  Всего в учебном году:          
               

Учебный план 2012 г.

Срок изучения – 2 сем.

Трудоемкость – 3 з.е. – 108 часа

Число часов в неделю - 2 часа.

Аудиторные занятия (40% трудоемкости) – 34 час.

Лекции – 6 часов.

Практические занятия – 28 час.

Самостоятельная работа – 74 час.

Форма отчетности – зачет (9 часов или 0,25 зачетной единицы).

  №   Название раздела, темы Распределение часов
  Трудо-ем-кость   Аудит занят. Из них   Само-стоят. работа
Лек-ции Семин.
             
2 семестр
11. Историческая психология: основные проблемы          
12. Школы и направления исторической психологии.          
13. Восприятие пространства и времени в различные исторические периоды          
14. Психическая жизнь первобытного общества.          
15. Первобытное мышление          
16. Психическая жизнь европейской античности          
17. Психологический тип античности          
18. Психологический тип средневековья          
19. Эволюция психологического типа Нового времени.          
20. Психологический тип Нового времени          
  Зачет          
  Всего в учебном году:          
               

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: