Цель дисциплины – дисциплина нацелена на расширение и углубление знаний магистрантов в области современной исторической науки, и призвана дать представление о наиболее актуальных проблемах и направлениях изучения психологического аспекта развития человека и общества в прошлом.
Задачи дисциплины:
- Изучить основные направления и подходы исторической психологии.
- Проанализировать основные черты и особенности психологического типа разных исторических эпох.
- место дисциплины в ООП. Дисциплина «Историческая психология» представляет собой курс по выбору, который входит в вариативную часть (устанавливаемую ВУЗом) профессионального цикла подготовки магистра по направлению 050100 Педагогическое образование, Профиль «Историческое образование».
Изучение магистрантами данной дисциплины подготовлено сформированными у них в рамках обучения в бакалавриате знаниями основных периодов всемирной истории, навыками работы с научной литературой и иными источниками информации.
|
|
Актуальность дисциплины определяется необходимостью усвоения ее содержания для подготовки квалифицированного специалиста в области исторического образования. Курс имеет фундаментальное значение для студентов 2 курса магистерского уровня подготовки – на его основе осуществляется подготовка к написанию магистерской диссертации.
- описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП. Дисциплина связана логическими и содержательно-методическими связями с такими дисциплинами профессионального цикла подготовки магистра по направлению 050100 Педагогическое образование Профиль «Историческое образование» как «Методология и методы исследования в предметной области».
- требования к уровню подготовленности обучающегося к освоению данной дисциплины, сформированному в результате изучения предшествующих дисциплин (модулей). При изучении данной дисциплины магистранты опираются на систематические знания, полученные при изучении учебных дисциплин профиля «Историческое образование» бакалавриата, в первую очередь таких как «История первобытного общества», «История древнего мира», «История средних веков», «Новая и новейшая история стран Запада и Востока», «Источниковедение», «Историография», «Методология и методы исторического исследования».
- ожидаемые результаты изучения дисциплины
В процессе освоения данной дисциплины магистрант формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
· готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);
|
|
· способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);
· способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения
профессиональных задач (ОК-4);
· готовностью работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке (ОК-6);
· способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);
· готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать: современные парадигмы исторической науки;
Уметь: анализировать тенденции современной исторической науки, определять перспективные направления научных исследований;
Владеть: способами осмысления и критического анализа научной информации.
- принципы отбора содержания учебного материала дисциплины и его организации.
– принцип целостного отражения в содержании предмета задач профессиональной подготовки магистранта и формирования его общей культуры;
– принцип соответствия содержания учебного предмета современным достижениям и реальным перспективам развития науки (философии, педагогики, психологии и т. д.) и образовательной практики;
– принцип гуманитаризации, в соответствии с которым данная дисциплина рассматривается как подготовка будущего специалиста к работе с людьми, как средство формирования его общей гуманитарной культуры;
– принцип соответствия содержания данной дисциплины насущным требованиям профессионального образования, актуальным ожиданиям общества, потребностям практической сферы деятельности;
– принцип фундаментализации, обеспечивающей интеграцию гуманитарного и естественнонаучного знания, установление преемственности и взаимосвязи материала разных учебных дисциплин, усиление и упорядочение межпредметных связей, обеспечивающих многоаспектную подготовку магистрантов к будущей профессиональной деятельности, осознание магистрантами единства научного познания и практической преобразующей деятельности;
Учебно-тематический план занятий для дневного отделения
(Учебный план 2011 г.)
Срок изучения – 3-4 сем.
Трудоемкость – 3 з.е. – 108 часа
Число часов в неделю - 2 часа.
Аудиторные занятия (40% трудоемкости) – 34 час.
Лекции – 6 часов.
Практические занятия – 28 час.
Самостоятельная работа – 74 час.
Форма отчетности – зачет (9 часов или 0,25 зачетной единицы).
№ | Название раздела, темы | Распределение часов | |||||
Трудо-ем-кость | Аудит занят. | Из них | Само-стоят. работа | ||||
Лек-ции | Семин. | ||||||
3 и 4 семестры | |||||||
1. | Историческая психология: основные проблемы | ||||||
2. | Школы и направления исторической психологии. | ||||||
3. | Восприятие пространства и времени в различные исторические периоды | ||||||
4. | Психическая жизнь первобытного общества. | ||||||
5. | Первобытное мышление | ||||||
6. | Психическая жизнь европейской античности | ||||||
7. | Психологический тип античности | ||||||
8. | Психологический тип средневековья | ||||||
9. | Эволюция психологического типа Нового времени. | ||||||
10. | Психологический тип Нового времени | ||||||
Зачет | |||||||
Всего в учебном году: | |||||||
Учебный план 2012 г.
Срок изучения – 2 сем.
Трудоемкость – 3 з.е. – 108 часа
Число часов в неделю - 2 часа.
|
|
Аудиторные занятия (40% трудоемкости) – 34 час.
Лекции – 6 часов.
Практические занятия – 28 час.
Самостоятельная работа – 74 час.
Форма отчетности – зачет (9 часов или 0,25 зачетной единицы).
№ | Название раздела, темы | Распределение часов | |||||
Трудо-ем-кость | Аудит занят. | Из них | Само-стоят. работа | ||||
Лек-ции | Семин. | ||||||
2 семестр | |||||||
11. | Историческая психология: основные проблемы | ||||||
12. | Школы и направления исторической психологии. | ||||||
13. | Восприятие пространства и времени в различные исторические периоды | ||||||
14. | Психическая жизнь первобытного общества. | ||||||
15. | Первобытное мышление | ||||||
16. | Психическая жизнь европейской античности | ||||||
17. | Психологический тип античности | ||||||
18. | Психологический тип средневековья | ||||||
19. | Эволюция психологического типа Нового времени. | ||||||
20. | Психологический тип Нового времени | ||||||
Зачет | |||||||
Всего в учебном году: | |||||||