Тема 4. Психическая жизнь первобытного общества

Психологический аспект антропогенеза. Культурно-историческая концепция высших психических функций Л.С. Выготского и А.Р. Лурии. теория первобытного мышления Л. Леви-Брюля. Концепция структурной антропологии К. Леви-Строса. Палеопсихологическая теория Б.Ф. Поршнева. Глоттогенез и развитие знаковых систем. З. Фрейд о тотеме и табу. Теория архетипов К.Г. Юнга. Этнографический подход к исторической психологии (Э.Б. Тэйлор, Д.Д. Фрейзер). Концепция опосредующих орудий м. коула. Историко-эволюционный подход (А.Г. Асмолов). Культурно-исторический подход (В.А. Шкуратов). Возникновение бинарных оппозиций. Формирование числовых соотношений. Взаимосвязь конкретности и диффузионизма в первобытном мышлении. Характерные черты и свойства архаического мышления. Формирование понятийного мышления. Классификационные системы. Психология мифа. Психологиче­ский анализ религии У. Джеймса.

Тема 5. Психическая жизнь европейской античности.

Влияние письменности на формирование больших групп. Письменность и регуляция поведения человека. Изменение мышления в период формирования античной логики, философии, науки и риторики. Полис и психологический тип античного грека. Теория духовной жизни античности (А.Ф. Лосев, Ж.-П. Вернан). Роль античной школы в процессе социализации личности. Римское право как регулятор конфликтов. Внутренняя жизнь образованного человека поздней античности (Цицерон Марк Туллий, Аврелий Марк Антонин).

Тема 6. Психологический тип Средневековья.

Христианский дуализм. Книжно-умозрительный характер культуры. Особенности средневекового рационализма и иррационализма. Средневековье в трудах школы «Анналов» и И. Мейерсона. Историзм. Человек в пространственно-временных координатах средневековой жизни (концепция А.Я. Гуревича). Переход к Ренессансу через диалогическую карнавальную культуру, культурно-психологическая роль смеха (теория М.М. Бахтина). Роль мистицизма в культивировании автономного внутреннего мира личности. Средневековая личность (конформизм, ориентация на прошлое, эсхатологические страхи и надежды). Ренессансная личность (активность, открытость к телесному миру). Переход из Средневековья к Ренессансу как изменение характера самореализации личности. Роль книгопечатания, секуляризации, церковной реформации, разделения властей, свободной рыночной конкуренции, независимой прессы, массового образования в формировании личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: