Всеобщность социального обеспечения и многообразие его форм и видов

В первые годы после Второй мировой войны социальным обеспечением охва­тывалась часть населения стран Восточной Европы: рабочие, частные служащие и члены их семей, на которых распространялась система социального страхования, причем некоторые наемные работники (сельскохозяйственные, например) не подлежали социальному страхованию; государственные служащие, военнослужащие и приравненные к ним. Вне системы социального страхования были крестьяне, лица, занятые самостоятельной хозяйственной деятельностью (ремесленники, кустари и пр.), лица свободных профессий.

Развитие социального обеспечения в послевоенный период шло по пути расширения круга обеспечиваемых. Системой социального страхования были охвачены все работающие по найму, постепенно социальное страхование стало распространяться на членов производственных кооперативов, крестьян, самостоятельно хозяйствующих лиц. Закон Болгарии о пенсиях 1957 года предусматривает обеспечение пенсиями, не только рабочих, служащих, военнослужащих и приравненных к ним категорий граждан, но и лиц свободных профессий, самостоятельно хозяйствующих лиц.

Постепенно, развиваясь, система социального обеспечения стран Восточной Европы охватывает уже всех граждан, а иногда даже иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории страны.

Социальное обеспечение осуществляется в первую очередь в форме обязательного социального страхования, которое организационно часто делится по контингенту застрахованных и направлениям деятельности. В большинстве стран кроме общей системы социального страхования работающих по найму функционируют отдельные системы социального страхования крестьян, самостоятельно хозяйствующих лиц, лиц свободных профессий.

В большинстве стран социальное страхование подразделяется по Фондам обеспечения: пенсионное страхование; медицинское (больничное) страхование, включающее выплату пособий по болезни, в связи с материнством, а иногда и финансирование медицинского обслуживания; страхование по безработице.

Значительная часть социального обеспечения выделяется как особое направление социальной деятельности государства и осуществляется за счет специальных государственных фондов. К ней относится пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним категорий лиц; особо развита система социальное помощи. Государство участвует своими средствами в некоторых страховых фондах или при обеспечении этими фондами некоторых категорий граждан (например, участников Второй мировой войны).

Социальным обеспечением охватывается множество жизненных рисков, обеспечивая пенсионное обеспечение при наступлении старости, за выслугу лет (военнослужащие), в случае инвалидности, потери кормильца, выплату пособий при временной нетрудоспособности, материнстве, оказание материальной помощи семье в воспитании детей, престарелым, инвалидам детства, малоимущим гражданам и т.д.

Законодательной практике стран Восточной Европы свойственна тенденция введения все новых видов и оснований выплат, причем в ряде случаев такого рода обеспечение вводилось в них раньше, чем в нашей стране (например, пособия на детей, пособия матерям, временно прекратившим работу в связи с уходом за малолетним ребенком, пособия по безработице).

Широкое развитие социального обеспечения и соответственно законодательства о социальном обеспечении еще в 60-е годы поставило перед правовой наукой проблему самостоятельности отрасли права социального обеспечения. Обсуждение этой научной проблемы, особенно оживленное в 70-е годы, привело к признанию учеными большинства стран сначала самостоятельности науки, а затем и самостоятельности отрасли права социального обеспечения. При решении этой проблемы исходными пунктами были специфичность предмета - общественных отношений социального обеспечения и специфичность метода их правового регулирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: