Все ангелы должны были быть сотворены до седьмого дня творения, так как читаем: «Так совершены небо и земля и все воинство их» (Быт. 2:1; слово «воинство» здесь обозначает небесных существ, населяющих Божий мир). Еще более конкретно следующее утверждение: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил» (Исх. 20:11). Таким образом, все ангелы были сотворены, самое позднее, на шестой день творения.
Но можем ли мы установить это еще точнее? Возможно, намек на создание ангельских существ в первый день творения содержится в следующих словах: «В начале сотворил Бог небо и землю», и сразу же после этого говорится, что «земля... была безвидна и пуста» (Быт. 1:2), но без упоминания о небе. Возможно, это говорит о том, что здесь пустота и ненаселенность земли про-
10 Англ. an angel of the Lord —эта особенность передается лишь простановкой артиклей в английских переводах и никак не основана на древнееврейском и древнегреческом оригиналах. — Примеч. пер.
Глава 18. Ангелы
|
|
тивопоставляется небесам, где Бог, может быть, уже сотворил ангельские существа и предписал им различные роли и обязанности. Эта мысль представляется гораздо более вероятной, когда мы читаем о том, что «при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божий восклицали от радости», Бог утвердил «основания» и «краеугольный камень» земли, в процессе ее формирования (Иов. 38:6,7). Если ангелы («сыны Божий») восклицали от радости, когда Бог делал землю пригодной для обитания, это может означать, что Бог сотворил ангелов в самом начале первого дня творения.
Однако, поскольку в Писании даны лишь некоторые подсказки, нам следует довольствоваться тем фактом, что Бог не дал достаточной информации о времени сотворения ангелов. Дальнейшие рассуждения, не основанные на данных Писания, представляются бессмысленными. «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор. 29:29).
За определенное время до того, как сатана искусил Еву в саду (Быт. 3:1), некоторое число ангелов согрешило и отпало от Бога (2 Пет. 2:4; Иуд. 6). Это произошло, судя по всему, после шестого дня творения, когда «увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31), однако Писание не дает нам более подробной информации об этом событии.
В. Место ангелов в плане Божьем
1. Ангелы показывают величие Божьей любви к нам и величие плана Божьего. Люди и ангелы (в широком смысле слова) — единственные моральные, разумные существа, созданные Богом. Поэтому мы можем понять многое о Божьей любви к нам и о Божьем плане, если сравним себя с ангелами.
|
|
Прежде всего следует отметить следующее различие: об ангелах никогда не говорится, что они сотворены «по образу Божию», тогда как о людях это утверждается неоднократно (Быт. 1:26,27; 9:6). Поскольку быть сотворенным по образу Божьему означает быть подобным Богу1', представляется уместным заключить, что мы в гораздо большей степени подобны Богу, нежели ангелы.
Этот вывод подтверждается тем фактом, что Бог обещал в будущем дать нам власть над ангелами, чтобы судить их: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?» (1 Кор. 6:3). Хотя сейчас мы занимаем несколько более низкое положение, чем ангелы (Евр. 2:7), когда наше спасение свершится, мы будем вознесены над ангелами и станем править ими. Ведь ангелы служат нам и сейчас: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1:14).
11 См. гл. 20.
Часть II. Учение о Боге
Способность людей рождать себе подобных (Адам «родил сына по подобию своему», Быт. 5:3) — другой элемент нашего превосходства над ангелами, которые, судя по всему, не могут рождать детей (ср.: Мф. 22:30; Лк. 20:34-36).
Ангелы также демонстрируют величие Божьей любви к нам тем, что ни один из многих согрешивших ангелов не был спасен. Петр говорит нам, что «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2 Пет. 2:4, курсив мой. — У. Г.). Иуда говорит, что Бог «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 6). В Послании к Евреям читаем: «Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприем-летсемяАвраамово» (Евр. 2:16).
Итак, мы видим, что Бог создал две группы разумных моральных творений. Многие из ангелов согрешили, но Бог не стал возрождать их. Со стороны Бога это было совершенно справедливо, и ни один ангел никогда не сможет сказать, что Бог плохо обошелся с ним.
Что касается другой группы моральных творений, людей, то мы также обнаруживаем, что большое количество человеческих существ (практически все) согрешили и отвратились от Бога. Как и в случае с согрешившими ангелами, Бог мог оставить нас идти выбранной нами же самими дорогой к вечному осуждению. Если бы Бог принял решение не спасать ни одного человека из всего грешного человеческого рода, Он был бы совершенно прав, и никто не мог бы сказать, что это несправедливо.
Однако Бог решил сделать нечто гораздо большее, чем требовала обычная справедливость. Он решил спасти часть грешных людей. Если бы даже Он решил спасти пятерых людей из всего грешного человеческого рода, это было бы нечто гораздо большее, чем справедливость; это было бы проявлением величайшей милости. Если бы Он решил спасти только сто человек из всего человеческого рода, это было бы поразительным проявлением милости и любви. Но в действительности Бог решил сделать нечто еще большее. Он решил возродить из грешного человечества великое множество людей, которое не поддается подсчету, «из всякого колена и языка, и народа и племени» (Отк. 5:9). Подобные милость и любовь безграничны и непостижимы для нас. Все это не заслужено нами: мы получаем это по благодати. Такой поразительный контраст с уделом ангелов открывает нам глаза на истину.
Тот факт, что Бог не позволил нам отпасть от Него, означает, что мы можем петь такие песнопения, которые ангелы не смогут петь во всей вечности.
Возрожден — как я счастлив об этом сказать! Возрожден кровью Агнца святой. Сам Господь распростер на меня благодать, Чадом Божьим став, я — живой.
Глава 18. Ангелы
Это песнопение, как и все великие песнопения, в которых говорится о нашем возрождении во Христе, можем петь только мы. Те ангелы, которые не пали, видят, как мы воспеваем эти слова, и радуются за нас (Лк. 15:10), но они никогда не смогут сами спеть подобные слова.
|
|
2. Ангелы напоминают нам о том, что невидимый мир реален. Как саддукеи во времена Иисуса говорили, что «нет воскресения, ни Ангела, ни духа» (Деян. 23:8), так и сегодня многие люди отрицают реальность того, чего они не могут увидеть. Однако библейское учение о существовании ангелов — это постоянное напоминание о том, что невидимый мир реален. Только когда Господь открыл глаза слуге Елисея, тот увидел, что «вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея» (4 Цар. 6:17; это была армия ангелов, посланная в Дофаим для защиты Елисея от сирийцев). Псалмопевец также говорит нам о том, что он осознает присутствие ангелов: «Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его» (Пс. 148:2). Автор Послания к Евреям напоминает нам, что, когда мы поклоняемся Богу, мы приступаем к небесному Иерусалиму «и тьмам Ангелов» (Евр. 12:22), которых мы не видим, но чье присутствие исполняет нас и страхом, и радостью. Мир неверующих может рассматривать разговоры об ангелах как простое суеверие, однако Писание, говоря об ангелах, открывает нам действительное устройство мира.
3. Ангелы подают нам пример. Как своим послушанием, так и своим поклонением ангелы подают нам пример, достойный подражания. Иисус учит нас молиться так: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10). На небе воля Божья свершается ангелами незамедлительно, радостно и без вопросов. Нам дано повеление ежедневно молиться о том, чтобы наше послушание и послушание других людей стало подобно послушанию ангелов на небе. Их радость в том, чтобы быть смиренными слугами Божьими, усердно и радостно они исполняют предписанные им обязанности, и неважно — малы эти обязанности или велики. Нам следует стремиться к тому, чтобы мы сами и другие люди поступали таким же образом.
Ангелы также служат нам примером в их поклонении Богу. Серафимы перед престолом Божьим, видя святость Бога, непрестанно восклицают: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3). Иоанн видел вокруг престола Божьего великую армию ангелов, «которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Отк. 5:11,12). Если ангелы находят величайшую радость в постоянном прославлении Бога, не следует ли и нам каждый день воспевать хвалу Господу, используя тем самым наше время и силы наилучшим образом?
|
|
Часть //. Учение о Боге
4. Ангелы исполняют часть планов Божьих. Писание рассматривает ан
гелов как служителей Бога, которые исполняют на земле некоторые Его планы.
Они приносят людям сообщения от Бога (Лк. 1:11—19; Деян. 8:26; 10:3—8,22;
27:23,24). Иногда они свершают суд Божий: над Израилем (2 Цар. 24:16,17),
над вождями армии ассирийцев (2 Пар. 32:21), над царем Иродом, не воздав
шим славу Богу (Деян. 12:23), изливая на землю чаши гнева (Отк. 16:1). Когда
Христос возвратится, ангелы придут вместе с Ним, как великая армия, сопро
вождающая своего Царя и Господа (Мф. 16:27; Л к. 9:26; 2 Фес. 1:7).
Ангелы также надзирают за землей как представители Бога (Зах. 1:10,11) и борются с бесовскими силами (Дан. 10:13; Отк. 12:7,8). Иоанн в своем видении говорит о сходящем с небес ангеле, который «взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну...» (Отк. 20:1—3). Когда Христос возвратится, о Его приходе возвестит архангел (1 Фес. 4:16; ср.: Отк. 18:1,2,21; 19:17,18 и др.).
5. Ангелы непосредственно славят Бога. Ангелы исполняют и еще одну
функцию. Они непосредственно служат Богу, прославляя Его. Таким образом
они — еще один род разумных моральных сушеств (кроме людей), которые
прославляют Бога.
Ангелы славят Бога за то, Каков Он есть, за Его совершенство.
Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его (Пс. 102:20; ср.: Пс. 147:2).
Серафимы непрестанно славят Бога за Его святость (Ис. 6:2,3), как и четыре животных, о которых говорится в Отк. 4:8.
Ангелы также славят Бога за Его великий план спасения, так как видят его воплощение. Когда Христос родился в Вифлееме, множество ангелов славило Бога и восклицало: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2:14; ср.: Евр. 1:6). Иисус говорит нам: «Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:10), указывая на то, что ангелы радуются каждый раз, когда кто-либо оставляет свои грехи и обращается к Иисусу как к Спасителю.
Когда Павел проповедует Евангелие, приводя в церковь людей разных национальностей, как иудеев, так и язычников, он видит мудрый план Божий о церкви, который явлен ангелам (и бесам), так как он говорит, что был призван проповедовать язычникам, «дабы ныне соделаласъ известною чрез Церковь начальством и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф. 3:10, курсив мой. — У. Г.). Петр говорит нам, что ангелы «желают проникнуть» в славу плана спасения, понять, как он работает в жизни конкретных верующих каждый день12. Павел отмечает также, что Христос «показал Себя Ангелам» (1 Тим. 3:16), подразумевая, что они прославили Бога за жизнь Христа
Глава 18. Ангелы
в послушании. Кроме того, тот факт, что, когда церковь собирается на поклонение, женщинам следует носить женскую одежду «для Ангелов» (1 Кор. 11:10), указывает на то, что ангелы свидетельствуют о жизни христиан и славят Бога за наше поклонение и послушание. Павел, когда хочет подчеркнуть серьезность своего повеления, напоминает Тимофею, что все наши действия свершаются в присутствии ангелов: «Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего неделая по пристрастию» (1 Тим. 5:21, курсив мой. — У. Г.; ср.: 1 Кор. 4:9). Если Тимофей будет следовать указаниям Павла, ангелы засвидетельствуют о его послушании и прославят Бога; если он не будет повиноваться, ангелы также увидят это и будут опечалены.