Не следует поклоняться ангелам, молиться им и искать встреч с ними

«Служение Ангелов» (Кол. 2:18) было одним из лжеучений, распространен­ным в Колоссах. Кроме того, ангел, который говорит с Иоанном в Открове­нии, запрещает Иоанну поклоняться ему: «Смотри, не делай сего; я сослу-житель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу по­клонись» (Отк. 19:10).

Не следует и молиться ангелам. Молиться нужно только Богу, Который один всемогущ и потому способен отвечать на молитвы Своего народа. По Своему всемогуществу и всеведению Бог-Сын и Бог-Дух Святой также до­стойны молитв, но ни об одном другом существе этого сказать нельзя. Павел предостерегает нас, чтобы мы не думали, что между нами может быть какой-либо иной посредник, «ибо един Бог, един и посредник между Богом и челове­ками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). Если бы мы молились ангелам, то мы приписывали бы им статус, равный божественному, чего делать не следу­ет. В Писании нет ни одного примера обращения к конкретному ангелу или просьбы о помощи, обращенной к ангелам.

Кроме того, Писание не призывает нас искать контакта с ангелами. Ис­кать подобных видений — значит проявлять нездоровый интерес к ярким собы­тиям, в этом нет любви к Богу и к Его делу. Хотя в Писании ангелы являются людям, сами люди подобных встреч никогда не ищут. Наша роль — говорить с Господом, Который повелевает всеми ангельскими силами. Однако в просьбе к Богу исполнить Его обетование, данное в Пс. 90:11, и послать ангелов для защиты от несчастий, нет ничего неправильного.

15 Конечно, в Писании есть случаи, когда богословские истины передаются людям через ангелов (Лк. 1:13—20, 30—37; 2:10—14; Деян. 1:11; Евр. 2:2). Упомянутые выше тек­сты запрещают принимать от ангелов лишь такое учение, которое противоречит Писа­нию.



Часть II. Учение о Боге


3) Являются ли ангелы людям в наши дни? В самый ранний период исто­рии церкви ангелы часто являлись людям. Ангел повелел Филиппу отправить­ся на юг, по дороге, которая ведет из Иерусалима в Газу (Деян. 8:26); повелел Корнилию отправить посланца к Петру, чтобы вызвать того из Иоппии (Деян. 10:3—6); призвал Петра встать и выйти из темницы (Деян. 12:6—11); обещал Павлу, что никто на корабле не погибнет и что он еще предстанет пе­ред кесарем (Деян. 27:23,24). Кроме того, автор Послания к Евреям призыва­ет своих читателей, ни один из которых не был апостолом и не принадлежал даже к верующим первого поколения, связанным с апостолами (см.: Евр. 2:3), чтобы они продолжали оказывать гостеприимство незнакомым людям, явно полагая, что они также могут встретить ангелов, сами о том не подозревая (Евр. 13:2).

Поэтому никаких причин полагать, что в наши дни ангелы являться не могут, просто нет. Кто-то может возразить, что достаточность Писания (см.: гл. 7) и окончание формирования канона (см. гл. 2) исключают явление анге­лов в наши дни16. Иногда говорят, что нам не следует ожидать, что Бог обра­тится к нам через ангелов. Хотя ангелы и не станут добавлять что-либо к бого­словскому и моральному учению Писания, Бог может сообщать нам инфор­мацию через ангелов, как Он делает это через пророчество17, или через обычное общение с другими людьми, или в тот момент, когда мы наблюдаем мир. Если Бог может послать другого человека, чтобы тот предупредил нас об опасности или ободрил нас, когда мы отчаиваемся, то Он вполне может послать с той же целью и ангела.

Однако если такое необычное событие действительно произойдет в на­шей жизни, то, принимая водительство от ангела, нам следует быть крайне осторожными. (Возможно, важно помнить, что в наши дни подобных случаев фиксируется очень мало, чаще всего при этом речь идет об учениях, противо­речащих Писанию, показывающих, что это явления бесов, а не ангелов.) Зная, что бесы могут являться нам в виде ангелов света (см.: 2 Кор. 11:14), нужно быть настороже, так как явление ангелоподобного существа еще не означает, что оно говорит истину. Писание — наше руководство, и ни одно ангельское существо не может дать нам авторитетного учения, которое противоречило бы Писанию (см.: Гал. 1:8).

Явление ангела в наши дни было бы событием незаурядным. Если такое (как нам кажется) произошло, следует тщательно проанализировать все, что об этом известно. Однако нет никаких причин утверждать, что такое событие не может произойти ни в коем случае, особенно если речь идет о ситуациях, связанных с опасностями или с противодействием силам зла.

16 О прекращении некоторых духовных даров см. в гл. 51.

17 См. гл. 52.


Глава 18. Ангелы



Вопросы для самостоятельной работы

1. Как тема этой главы повлияла на ваше представление об ангелах в целом? Изменится ли ваше состояние, если во время поклонения вы будете осознавать, что находитесь в присутствии ангелов, которые славят Бога?

2. Как вы думаете, сейчас ангелы смотрят на вас? Как вы считаете, что они испытывают, глядя на вас? Вы когда-нибудь испытывали особенную радость по­сле покаянной молитвы человека, принимающего Христа как Спасителя? Как вы считаете, может ли эта радость отчасти объясняться тем, что с вами вместе раскаянию грешника радуются и ангелы (Лк. 15:10)?

3. Вспомните случаи, когда вы чудесным образом были избавлены от опас­ностей. Не появлялась ли у вас мысль, что вам помог ангел?

4. Как пример ангелов, которые старательно и радостно исполняют предпи­санные им обязанности, вне зависимости от того, велики они или малы, может помочь вам в тех обязанностях, которые вам следует выполнить сегодня дома, на работе или в церкви?

5. Что вы испытываете, вспоминая, что Бог попросит вас судить ангелов (1 Кор. 6:3)? Расскажите, что вы испытываете в связи с величием человеческой природы, сотворенной по образу Божьему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: