Объяснение и обоснование в Писании. А. Каким образом мы можем получить благодать

А. Каким образом мы можем получить благодать?

В конечном счете, все благословения, которые мы получаем в нашей жиз­ни, не заслужены нами — мы получаем их по благодати. Петр даже говорит, что вся христианская жизнь дается нам по благодати (1 Пет. 5:12).

Но есть ли какие-то особые средства, с помощью которых Бог дарует нам еще большую благодать? И, в частности, есть ли какие-то средства в церков­ном общении — т. е. события, церемонии или функции, — которые Бог исполь­зует для того, чтобы даровать нам еще большую благодать? Иначе этот вопрос можно сформулировать так: есть ли какие-то средства, через которые Святой Дух приносит благодать в жизнь верующего? Конечно, личная молитва, по­клонение, изучение Библии и личная вера — все это те средства, через кото­рые Бог дарует нам благодать индивидуально, как конкретным христианам. Однако в этой главе мы рассматриваем учение о Церкви, и нас в особенности интересует, какие средства Бог использует, чтобы даровать нам Свою благо­дать, именно в общении церкви.

Понятие «средства обретения благодати» мы можем определить следую­щим образом: средства обретения благодатиэто любые события в общении церкви, которые Бог использует для того, чтобы даровать христианам боль­шую благодать.

Богословы подразделили эти средства на три группы: проповедь Слова и таинства крещения и Вечери Господней1.

Но стоит ли ограничиваться столь коротким списком «средств обретения благодати»? Если мы хотим перечислить и обсудить все средства, через которые

1 Такова точка зрения Л. Беркхофа, см.: Louis Berkhof, Systematic Theology, pp. 604— 606. Беркхоф называет эти три явления «реальными каналами, установленными Богом в Церкви» (pp. 604, 605). Однако для него важным критерием оценки является тот факт, что эти три вида деятельности осуществляются рукоположенными клириками. Беркхоф называет их «официальными средствами обретения благодати, предоставленными в рас­поряжение Церкви». И далее: «Проповедь Слова и таинства могут осуществляться толь­ко законными и должным образом подготовленными служителями церкви» (р. 610). Таким



Часть VI. Учение о Церкви


мы получаем благословения Святого Духа и которые реализуются для верую­щих через общение в церкви, то ограничивать список тремя видами деятель­ности, совершаемыми исключительно рукоположенными клириками или слу­жителями церкви, не кажется нам правильным. Мудрый взгляд обнаружива­ется, например, в мнении Чарлза Ходжа, который полагает, что молитва — это четвертое средство обретения благодати2.

Но следует ли нам ограничить наше исследование средств обретения бла­годати только этими четырьмя видами деятельности? Похоже, гораздо пра­вильнее было бы перечислить все многочисленные и разнообразные действия, совершаемые в церкви, которые Бог даровал нам как особые пути обретение Его «благодати» день за днем и неделя за неделей. Такой список может ока­заться довольно длинным и, в зависимости от того, как он организован, мо­жет включать в себя различные элементы. Приводимый ниже список, возмож­но, не является исчерпывающим, но он включает в себя большинство средств обретения благодати, доступных верующим в церкви:

1. Учение Слову.

2. Крещение.

3. Вечеря Господня.

4. Молитва друг о друге.

5. Поклонение.

6. Церковная дисциплина.

7. Пожертвования.

8. Духовные дары.

9. Общение.

10. Проповедь.

11. Личное служение конкретным людям.

Все они доступны верующим в церкви. Святой Дух действует через все эти сферы деятельности и приносит людям разнообразные благословения. Поэтому, отклонившись от образца кратких перечислений, обычно приводи­мых в систематических богословиях, я решил все эти действия назвать «сред­ствами обретения благодати» в церкви.

образом, он явно утверждает, что «средства обретения благодати» должны осуществляться рукоположенными клириками.

Те, кто придерживается той же точки зрения, что и Беркхоф, могут сказать, что такое ограничение мудро и направлено на поддержание порядка в церкви. Но мы можем спро­сить, не является ли оно отголоском порядка, свойственного Римско-католической церк­ви (и в меньшей степени англиканской церкви), где существует особое «священство», состоящее из рукоположенных людей, имеющих особую власть или способность переда­вать благодать Божью членам церкви? (См. гл. 48, где рассматривается вопрос об употреб­лении терминов «таинство» и «обряд» для обозначения крещения и Вечери Господней.)

2 Charles Hodge, Systematic Theology, 3:692-709.


_______________ Глава 47. Средства обретения благодати в Церкви _____________ 1073

Римско-католическая церковь традиционно полагала, что Божья «благо­дать» обретается людьми только через официальное служение церкви, и в част­ности через священников церкви. Поэтому, говоря о средствах обретения бла­годати (так называемых «таинствах»), доступных людям в церкви, Римско-католическая церковь имеет в виду те действия, которые совершаются либо самими священниками, либо под их надзором. В римско-католическом уче­нии утверждены семь «таинств»:

1. Крещение.

2. Конфирмация.

3. Евхаристия (Вечеря Господня во время мессы).

4. Епитимья.

5. Елеопомазание (совершается над умирающим).

6. Рукоположение в сан (священника или дьякона).

7. Брак.

Разница между католическими и протестантскими взглядами заключа­ется не только в списках действий, но и в их понимании. Католики считают, что все это — «средства спасения», помогающие людям получить оправдание у Бога3. С протестантской же точки зрения, средства обретения благодати — это лишь средства обретения дополнительных благословений в христианской жизни, не влияющие на нашу способность получить у Бога оправдание4. Ка­толики учат, что средства обретения благодати позволяют обрести благодать независимо от того, есть ли субъективная вера в служителе и прихожанине5, тогда как протестанты считают, что Бог дарует благодать, только когда в со­вершающем некое действие и в принимающем это действие есть вера. В то время как Римско-католическая церковь ограничивается совершением та­инств и дает такое право только клирикам, наш список средств обретения бла­годати включает в себя множество действий, совершаемых всеми верующими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: