В Новом Завете практика крещения единообразна: человека, принимающего крещение, погружали под воду, после чего вновь поднимали. Следовательно, в Новом Завете крещение совершали способом погружения. Это очевидно по многим причинам:
1) Греческое слово fkxnxi^oj означает «погружать что-то в воду». Это значение данного слова было общепризнанным и использовалось в древнегреческой литературе, как в Библии, так и вне ее4.
3 О первостепенных и второстепенных учениях см. во введении. Не все христиане
согласны с моим взглядом, и многие не считают это учение второстепенным. Прежде
многие христиане пережили преследования и даже были преданы смерти из-за того, что
не разделяли положений и практики официальной государственной церкви, касающихся
детского крещения. Для этих христиан речь шла не просто о некоей церемонии, а о пра
ве Церкви быть Церковью верующих, которая не включает в себя автоматически всех
людей, родившихся в определенном географическом регионе. Таким образом, разногла
сия по поводу крещения становятся разногласиями о природе Церкви — когда человек
становится частью Церкви: родившись в семье верующих или после исповедания веры?
|
|
4 Напр., LSJ, р. 305: «окунать, погружать»; страдательный залог.—- «тонуть». Также
BAGD, р. 131: «погружать»; в среднем залоге — «погружаться, мыть (в нехристианской
литературе также „погружать, мочить, орошать, охватывать")». Albrecht Oepke, TDNT, 1:530:
/Зйэтщ, pamlЈa> etc: «погружать... топить корабль»; в страдательном залоге — «тонуть, тер
петь кораблекрушение» (значение «омывать» или «мыть» в эллинистическую эпоху встре
чается лишь изредка... гораздо чаще это слово означает погружение или гибель). Стронг
(А. Н. Strong, Systematic Theology, pp. 933-935) приводит еще целый ряд аргументов.
Беркхоф (Berkhof, Systematic Theology, p. 630) возражает и приводит несколько противоположных примеров, однако его доказательства неубедительны, поскольку он смешивает примеры употребления глагола pamiЈco с употреблением родственного, но дру-
Глава 48. Крещение _______________________ 1091
2) В значении «погружать» это слово, похоже, используется во многих новозаветных текстах. В Мк. 1:5 Иоанн крестил людей «в реке Иордане» (в греческом тексте здесь предлог kv, «в» реке, а не «рядом», «у» или «около» реки)5. Также Марк сообщает, что Иисус, после того как принял крещение, «выходил из воды» (Мк. 1:10). Греческий текст уточняет, что Он «выходил из» (d/c) воды, а не отходил от нее (по-гречески было бы tm6). Тот факт, что Иоанн и Иисус вошли в реку и вышли из нее, явно указывает на погружение, поскольку окропление или обливание водой легко могло быть осуществлено, если бы они стояли около реки, в особенности потому, что к Иоанну для крещения приходило много людей. Евангелие от Иоанна говорит нам, что Иоанн Креститель «также крестил в Еноне близ Салима, потому что там было много воды» (Ин. 3:23). И вновь очевидно, что для крещения окроплением не нужно было «много воды», такое замечание имеет смысл только в том случае, если имеется в виду погружение.
|
|
Когда Филипп возвестил Евангелие евнуху-эфиопу, то, «продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?» (Деян. 8:36). Явно ни тот, ни другой не полагали, что окропление или поливание питьевой водой, запас которой у них наверняка был с собой в повозке, могло быть достаточным для осуществления крещения. Они ожидали, пока около дороги им не встретился водоем. И тогда Филипп «приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха; а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь» (Деян. 8:38,39, курсив мой. — У. Г.). Как и в случае с Иисусом, крещение было осуществлено, когда и Филипп и евнух сошли в водоем, а после крещения оба вышли из него. И вновь лишь крещение погружением может быть удовлетворительным объяснением этого рассказа6.
того слова, /З&ггсл (В отрывках, повествующих о «купании» или «мытье» [в Септуагинте, напр., Иудифь 12:7, а в Новом Завете — Мк. 7:4], скорее всего, имеется в виду именно погружение чьего-то тела [или рук, как в Мк. 7:4] в воду полностью.)
Если бы тот или иной новозаветный автор хотел показать, что людей обрызгивали водой, то он использовал бы соответствующий греческий глагол, со значением «обрызгивать»: pavTi^a, который и употребляется в этом смысле в Евр. 9:13,19,21; 10:22; см.: BAGD, р. 734.
5 Беркхоф спрашивает: «Был ли Иоанн Креститель в состоянии погрузить те толпы,
которые приходили к нему на реку Иордан?..» (р. 630). Несомненно, за несколько дней
он смог бы погрузить несколько сотен людей, но также возможно, что совершать креще
ние ему помогали его ученики (Мф. 9:14 и др.).
6 Беркхоф (pp. 630,631) утверждает, что в Деян. 8:38 греческое слово Й£ может озна
чать «к», а не обязательно «в». Верно, это слово может иметь оба значения, но мы также
должны отметить, что кк, несомненно, означает «из», а не «от», которое было бы выра
жено словом бсяб. А указание на то, что они спустились к воде и возвратились
(Kam/ialvco и bvafioAvco), не означает, что Филипп и евнух отошли от повозки и верну
лись к ней. Уточняется, что они вошли в воду к вышли из воды.
Часть VI. Учение о Церкви
3) Символика союза с Христом в Его смерти, погребении и воскресении требует крещения погружением. Павел говорит:
Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6:3,4).
Павел также говорит колоссянам: «Бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2:12, курсив мой. — У. Г.).
Эта истина отчетливо символизируется крещением с погружением. Когда человек, принимающий крещение, входит в воду, это символизирует схождение в могилу и погребение. Выход из воды — это символ воскресения с Христом для хождения в новой жизни. Таким образом, крещение явно символизирует смерть человека для старой жизни и воскресение к новой жизни в Христе. А крещение окроплением или обливанием не заключает в себе этой символики7.
7 Вода крещения связана даже с более глубокой символикой, чем символика могилы. Она напоминает нам о воде осуждения Божьего, сошедшей на неверующих во время потопа (Быт. 7:6—24), и о воде исхода, потопившей египтян (Исх. 14:26—29). И когда Иона был ввергнут в пучину (Ион. 1:7—16), он был ввергнут в место смерти по осуждению Божьему за непослушание — и был спасен чудесным образом, став символом воскресения. Поэтому те. кто сходят в воду крещения, сходят в воду осуждения и смерти, которой они заслуживают перед Богом за свои грехи. Когда же они выходят из воды крещения, это показывает, что они благополучно минули осуждение Божье исключительно благодаря заслугам Иисуса Христа, с Которым они воссоединились в Его смерти и воскресении. Вот почему Петр (1 Пет. 3:21) говорит, что крещение «подобно этому образу», т. е. спасению Ноя и его семьи во время потопа.
|
|
Дуглас Моо в комментарии к Рим. 1—8 говорит, что крещение в Рим. 6 «является краткой версией опыта обращения в целом... поэтому крещение не является символом смерти и воскресения с Христом» (Douglas Moo, Wicliffe Exegetical Commentary [Chicago: Moody Press, 1991], p. 371). Он говорит также, что «в Рим. 6 и во всем Новом Завете нет никаких свидетельств, что физические перемещения — погружение в воду и выход из воды, — происходившие во время крещения, имели символический смысл» (р. 379). Хотя я и согласен с тем, что крещение в Рим. 6 является краткой версией опыта обращения в целом, мне не кажется, что нам следует отрицать символику смерти и воскресения с Христом, и вот по каким причинам: 1) физические действия погружения в воду (где человеческие существа могут прожить не более нескольких минут) и выход на поверхность воды являются столь близкой параллелью схождения в могилу и выхода из нее, что связь очевидна и детальное пояснение не требуется; 2) это подтверждается также ветхозаветным погружением в воды осуждения Божьего; 3) когда Павел говорит: «Бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2:12), трудно представить себе, чтобы читатели Павла, даже дети, не поняли явной параллели между крещением и смертью и воскресением Христа. (Это справедливо даже в том случае, если мы вместе с Моо переводим Кол. 2:12 как «посредством крещения».)
Глава 48. Крещение
|
|
Иногда говорят, что основной символикой крещения является не смерть и воскресение с Христом, а очищение от грехов. Верно, вода — это явный символ омовения и очищения, и вода крещения действительно символизирует омовение и очищение от грехов, так же как и смерть и воскресение с Христом. В Тит. 3:5 говорится о «бане возрождения», и, хотя слово «крещение» не употреблено в этом тексте, безусловно верно, что во время обращения происходит очищение от греха. Анания сказал Савлу: «Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа (Иисуса)» (Деян. 22:16).
Однако утверждать, что омовение от грехов — это единственное (или даже просто самое главное), что символизируется крещением, — значит неверно отражать новозаветное учение. Как омовение, так и смерть и воскресение с Христом символически отражаются в крещении, однако Рим. 6:1—11 и Кол. 2:11,12 явно подчеркивают смерть и воскресение с Христом. Немаловажно и то, что омовение символизируется погружением гораздо эффективнее, чем окроплением или обливанием, смерть же и воскресение Христа символизируются исключительно погружением, а не окроплением или обливанием.
Итак, каково же значение крещения? В дискуссиях по поводу метода крещения и его значения христиане легко могут упустить из виду значимость и красоту этого обряда и недооценить исключительного благословения, которое сопровождает эту церемонию. Поразительные истины безопасного прохождения через воду осуждения, а также через смерть и воскресение с Христом и омовения наших грехов — это истины, связанные как с данным моментом, так и с вечностью, и они должны быть поводом вознесения великой славы и хвалы Богу. Если церкви будут учить этим истинам более четко, то крещение станет приносить Церкви гораздо большее благословение.