Б. Кого следует крестить?

Во многих стихах Нового Завета явно указывается на то, что крещены могут быть только те, кто провозглашает заслуживающее доверия исповеда­ние веры. Такую точку зрения часто называют «крещением верующих», по­скольку она заключается в том, что только те, кто сам уверовал в Христа (или, точнее, те, кто обнаруживает признаки веры вХриста), могут быть крещены. Это обусловлено тем обстоятельством, что крещение, которое является симво­лом начала христианской жизни, должно совершаться только над теми, кто фактически начал христианскую жизнь.

/. Аргументы из Нового Завета, где говорится о крещении. В текстах, по­вествующих о людях, которые были крещены, предполагается, что крещение совершалось только над теми, кто провозглашал заслуживающее доверия ис­поведание веры. После проповеди Петра в Пятидесятницу читаем: «Итак охотно принявшие слово его крестились» (Деян. 2:41, курсив мой. — У. Г.). Текст уточняет, что крещение было совершено над теми, кто «принял его слово»,



Часть VI. Учение о Церкви


а потому уверовал в Христа ради спасения8. Также в рассказе о том, как Фи­липп проповедовал Евангелие в Самарии, говорится: «Когда поверили Филип­пу, благовествуюшему о Царстве Божием и о имени Иисуса Христа, то крести­лись и мужчины и женщины» (Деян. 8:12). Точно так же, когда Петр пропове­довал язычникам в доме Корнилия, он позволил принять крещениетем, кюусаышт слово и принял Святого Духа — т. е. тем, кто показал убедительное свидетель­ство внутренней работы перерождения. Когда Петр проповедовал, «Дух Свя­тым сошел на всех, слушавших слово», а Петр и его спутники «слышали их говорящих языками и величающих Бога» (Деян. 10:44—46). Петр сказал, что крещение должны принимать те, кто имеет в себе возрождающую работу Свя­того Духа: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?» После этого Петр «велел им креститься во имя Иису­са Христа» (Деян. 10:47,48). Суть этих трех отрывков заключается в том, что крещение следует совершать над теми, кто услышал Евангелие и уверовал в Христа ради спасения. Есть и другие тексты, которые указывают на то же са­мое — Деян. 16:14,15 (Лидия и ее домочадцы, после того как «Господь отверз сердце ее» для веры); Деян. 16:32,33 (семья филиппинского тюремного стра­жа, после того как Петр проповедовал «слово Господне ему и всем, бывшим в доме его»); 1 Кор. 1:16 (домочадцы Стефана), но эти отрывки мы рассмотрим более подробно ниже, при разборе вопроса о «крещении домочадцев».

2. Аргумент, основанный на значении крещения. Помимо этих указаний новозаветных текстов на то, что крещение всегда следовало за спасительной верой, есть еще одно соображение, свидетельствующее в пользу крещения ве­рующих: внешний символ начала христианской жизни должен быть дан тем, кто обнаруживает признаки того, что они начали христианскую жизнь. Но­возаветные авторы писали так, словно подразумевали, что каждый, прини­мавший крещение, лично уверовал в Христа и имел опыт спасения. Павел го­ворит: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27). Павел подразумевает, что крещение есть внешний знак внутреннего перерож­дения. В отношении детей это было бы попросту несправедливо — Павел не мог бы сказать: «Все вы, будучи детьми во Христа крестившиеся, во Хрис­та облеклись», поскольку дети еще не пришли к спасительной вере и не обна­ружили признаков перерождения9.

8 Беркхоф предупреждает, что не следует переоценивать молчание Писания по во­
просу о детском крещении. Рассуждая о том, что в некоторых случаях крещение прини­
мали все домочадцы, он говорит: «И если там были дети, то, несомненно, они были кре­
щены вместе с родителями» (р. 634). Однако в Деян. 2:41 говорится совсем иное: здесь
уточняется, что крестились «принявшие слово его», а не дети тех, кто принял его слово.

9 Это не означает, что ни один ребенок не может переродиться (см. выше, в гл. 23),
это значит только, что Павел не имел бы никакой богословской основы для высказыва­
ния о том, что все дети, которые были крещены, начали христианскую жизнь. В Гал. 3:27
он говорит: «Все вы, во Христа крестившиеся».


Глава 48. Крещение _______________________ 1095

В том же ключе Павел высказывается и в Рим. 6:3,4: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть» (курсив мой. — У. Г.). Могли Па­вел сказать это о детях?10 Мог ли он сказать, что «все дети, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились», а потому «погреблись с Ним кре­щением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славой Отца, так и нам ходить в обновленной жизни»? Но если Павел не мог сказать такого о детях, то те, кто отстаивает правомерность детского крещения, должны ска­зать, что крещение означает для детей нечто другое, нежели оно означает для «всех нас, крестившихся во Христа Иисуса». Те, кто доказывает правомер­ность детского крещения, опираются на аргументы, которые кажутся автору этих слов расплывчатыми: говорится о том, что дети принимаются «в завет» или в «обшину завета», однако Новый Завет не говорит этого о крещении. Напротив, он говорит, что все крещеные были погребены с Христом, воскрес­ли с Ним и облеклись в Христа.

То же самое можно сказать и в связи с Кол. 2:12: «Бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который вос­кресил Его из мертвых». Однако о детях нельзя сказать, что они были погре­бены с Христом или что они воскресли с Ним через веру, поскольку они еще недостаточно взрослые, чтобы обладать самостоятельной верой.

3. Римско-католическая точка зрения. Римско-католическая церковь учит, что крещение необходимо совершать и над детьми1'. Эта церковь верит, что кре­щение необходимо лдя спасения и что сам по себе акт крещения ведет к перерож­дению. Поэтому, с данной точки зрения, крещение есть средство, с помощью ко­торого церковь наделяет людей спасительной благодатью. А если крещение яв­ляется каналом спасительной благодати, то его следует преподавать всем людям.

Людвиг Отт дает следующие пояснения:

Крещение — это то таинство, в котором человек, будучи омыт во­дой во имя Троицы, духовно рождается вновь (Отт в подтверждение это­го высказывания приводит Ин. 3:5; Тит. 3:5; и Еф. 5:26)12.

Крещение производит на человека следующее воздействие (если со­блюдены необходимые условия — есть вера и сожаление о грехе): а) уни­чтожение грехов: как первородного греха, так и личных грехов, смерт­ных и прощаемых; б) внутреннее освящение через влияние освящаю­щей благодати (р. 354).

10 См. ниже ответ на позицию католиков, которая заключается в том, что крещение
ведет к перерождению.

11 Крещение ребенка, сопровождаемое дарованием ему имени, в Римско-католи­
ческой и епископальной церквах иногда называется «крестинами, наречением имени».

12 Ludwig Ott, Fundamentals of Catholic Dogma. Trans, by Patrick Lynch, ed. by James
Bastible, 4th ed. (Rockford, 111.: Tan Books, 1960, p. 350).



Часть VI. Учение о Церкви


Даже не будучи принято достойным образом, крещение оставляет в душе человека несмываемый духовный знак, символ крещения... Чело­век, получивший крещение, через символ крещения становится частью Тела Христова... Каждый человек, крещенный должным образом, даже вне католической церкви, становится членом единой святой католичес­кой и апостольской Церкви (р. 335).

Отт продолжает, поясняя, что крещение необходимо для спасения и что оно должно совершаться только священниками:

Крещение водой... со времен начала распространения Евангелия не­обходимо для спасения всех без исключения людей (р. 356)".

Отт говорит, что крещение обычно должно совершаться священником, но в необычных обстоятельствах (когда, напр., ребенок болен и может умереть вскоре после рождения) оно может быть совершено дьяконом или мирянином. Даже крещение, осуществленное неверующим человеком, может быть при­знано действительным:

Да, даже язычник или еретик может крестить, если только он следу­ет установленной Церковью процедуре и намеревается сделать то, что делают христиане (р. 358).

Хотя сами дети и не могут обладать спасительной верой, Римско-католи­ческая церковь учит, что крещение детей действительно:

Вера, поскольку она не является действенной причиной оправда­ния... может и не присутствовать. Вера, которой нет у ребенка... заме­шается верой церкви (р. 359).

Для того чтобы осмыслить римско-католическую точку зрения на кре­щение, необходимо понимать, что католики считают, будто бы таинства действуют независимо от веры людей, участвующих в таинствах. А если это так, то крещение может сообщить благодать даже детям, которые не в состоя­нии обладать верой. Это ясно из многих утверждений Отта:

Католическая церковь учит, что таинства обладают эффективной действенностью, то есть действенностью, независимой от субъективно­го состояния принимающего это таинство человека или священника... таинства сообщают благодать непосредственно, то есть без участия веры (pp. 328, 329).

Таинства Нового Завета содержат в себе ту благодать, которую они обозначают, и наделяют ею тех, кто не препятствует ей (р. 328).

13 В крайних случаях Отт и римско-католическое учение допускают крещение стрем­ления (для тех, кто искренне стремится принять крещение, но не имеет такой возмож­ности) или крещение кровью (в мученичестве).


Глава 48. Крещение



Таинства действуют ex opere operate, то есть силой совершенного обряда (p. 329)'4.

Формула ex opere operate подразумевает, что, в отрицательном смыс­ле, благодать таинства не передается силой субъективного состояния человека, который ее принимает, а в положительном смысле — благо­дать таинства действует через действительный знак таинства (р. 330).

Тем не менее Отт считает нужным пояснить, что католическое учение не сле­дует понимать «в смысле механического или магического действия» (р. 330). Он говорит:

Напротив, в том случае, если крещение принимает взрослый чело­век, то вера требуется... но при этом субъективное состояние не являет­ся причиной благодати... Это просто необходимое условие сообщения благодати... Мера благодати, обретенной ex opere operate, зависит от субъективного состояния (р. 330).

Давая ответ на это римско-католическое учение, мы должны вспомнить, что Реформация придавала этому вопросу большое значение. Мартин Лю­тер всячески подчеркивал, что спасение зависит только от веры, а не от веры в сочетании с делами. Но если крещение и участие в других таинствах необ­ходимы для спасения, поскольку они необходимы для обретения спаситель­ной благодати, то спасение действительно основано на вере в сочетании с делами. Напротив, Новый Завет ясно учит нас, что оправдание происходит только верой. «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8,9, курсив мой. — У. Г.). Бо­лее того, «дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23).

Римско-католическое мнение о том, что крещение необходимо для спа­сения, очень похоже на мнение оппонентов Павла из Галатии, которые гово­рили, что обрезание необходимо для спасения. Ответ Павла таков: те, кто тре­бует обрезания, проповедуют «иное благовествование» (Гал. 1:6). Он говорит, что «все, утверждающиеся наделах закона, находятся под клятвою» (Гал. 3:10), и очень сурово отзывается о тех, кто пытается ввести какую-то форму послу­шания как необходимую для спасения: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал. 5:4). Поэтому мы должны сде­лать вывод, что никакие дела не являются необходимыми для спасения. А по­тому и крещение не является необходимым для спасения.

14 Выражение ex opere operate представляет собой важнейшую часть римско-католи­ческого учения о таинствах. Это латинское выражение дословно означает «совершаемое делом» и подразумевает, что таинства действуют в силу совершения определенных действий и что сила таинств не зависит от субъективного состояния людей, которые участвуют в них, и в частности от их веры.



Часть VI. Учение о Церкви


Однако какже быть с Ин. 3:5: «Если кто не родится от воды и Духа, не мо­жет войти в Царствие Божие»? Хотя многие считают, что эти слова относятся к крещению, гораздо правильнее связывать их с обетованием нового завета в Иез. 36:

И окроплю вас чистою водою, — и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очишу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце пло-тяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в запо­ведях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (Иез. 36:25—27, курсив мой. — У. Г.).

Иезекииль говорит здесь о «духовном» омовении, которое придет в те дни нового завета, когда Бог вложит в Свой народ Святой Дух. В свете этого, ро­диться от воды и Духа — значит «духовно» омыться во время нового рожде­ния, точно также как мы в это время получаем духовное, а не физическое «но­вое сердце».

Также и в Тит. 3:5 говорится не о крещении, а о «бане возрождения», т. е. о духовном даровании новой жизни. Водное крещение вообще не упомина­ется в этом тексте. Духовное, а не буквальное омовение подразумевается также и в Еф. 5:26, где Павел говорит, что Христос предал Себя за Цер­ковь, «чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова». Речь идет о Слове Божьем, которое и совершает ту баню, о которой здесь гово­рится, а не о воде.

Что же касается римско-католической точки зрения о том, что крещение сообщает благодать независимо от субъективного состояния человека, при­нимающего крещение, и священника (что согласовывается с возможностью крещения детей, которые сами не могут обладать верой), мы должны признать, что в Новом Завете нет примеров, подтверждающих этот взгляд, и ни одно но­возаветное свидетельство не доказывает его правильности. Напротив, повест­вования о людях, принимавших крещение, свидетельствуют о том, что все они сначала пришли к спасительной вере (см. выше). Существуют также и докт-ринальные утверждения о крещении, где указывается на необходимость спа­сительной веры. Когда Павел говорит: «Бывши погребены с Ним в креще­нии, в Нем вы и совоскресли», он сразу же добавляет: «верою в силу Бога, Ко­торый воскресил Его из мертвых» (Кол. 2:12).

И наконец, как быть с 1 Пет. 3:21, где Петр говорит: «Крещение... спасает»! Разве это не подтверждает римско-католическое учение о том, что крещение само по себе приносит спасительную благодать тому, кто его принимает?15 Нет, по-

15 Следующие три абзаца взяты в переработанном виде из книги: Wayne Grudem, The First Epistle of Peter, TNTC (Leicester: IVP, and Grand Rapids: Eerdmans, 1988), p. 163-165. Использованы с разрешения.


Глава 48. Крещение



скольку Петр в том же предложении поясняет, что он имеет в виду. Он говорит, что крещение спасает не как «плотской нечистоты омытие» (т. е. не как фи­зический акт смывания грязи с тела — не это спасает нас), но как «обещание Богу доброй совести» (т. е. как внутреннее, духовное общение между Богом и человеком, общение, которое символизируется внешней церемонией креще­ния). Мы можем перефразировать утверждение Петра, сказав: «Крещение спасает, но не внешняя, физическая церемония, а внутренняя духовная реаль­ность, которую крещение представляет». Таким образом, слова Петра исклю­чают представление о крещении как об автоматически спасающей силе, за­ключающейся в самой физической церемонии.

Выражение Петра «обещание Богу доброй совести» иначе можно выра­зить так: «просьба о прощении грехов и даровании нового сердца». Когда Бог дарует грешнику «добрую совесть», тот обретает уверенность в том, что все его грехи прощены и что он оправдан Богом (в Евр. 9:14 и 10:22 точно также гово­рится об очищении совести через Христа). Правильно принять крещение — значит обратиться к Богу с «просьбой», сказать: «Пожалуйста, Боже, я при­ступаю к крещению, которое внешне очистит мое тело, и я прошу Тебя внут­ренне очистить мое сердце, простить мои грехи и оправдать меня». Если мы понимаем крещение именно таким образом, тогда оно является уместным сим­волом начала христианской жизни16.

Итак, в 1 Пет. 3:21 совершенно точно не подразумевается, что крещение спасает людей автоматически или что оно передает благодать ex opere operate. В этом отрывке даже не говорится, что само по себе крещение обладает спа­сительной силой, напротив — спасение происходит через внутреннюю веру, которая выражается крещением (ср.: Кол. 2:12). Протестанты, ратующие за «крещение верующих», вполне могут усмотреть в 1 Пет. 3:21 поддержку

16 Иногда утверждают, что в этом стихе перевод «обещание» более верен, чем «просьба». Так, NIV (как и русская синодальная версия. — Примеч. пер.) переводит: «Обе­щание Богу доброй совести». Данные о других употреблениях этого слова не позволяют отдать предпочтение ни тому, ни другому варианту, и из разбора других примеров невоз­можно сделать никаких выводов (см. об этом: Wayne Grudem, / Peter, p. 164).

Однако гораздо более важен тот факт, что перевод «обещание» порождает богослов­скую проблему. Если крещение — это «обещание Богу» иметь «добрую совесть» (или обе­щание жить в послушании, что проистекает из доброй совести), то на первое место вы­ходит не зависимость от Бога в даровании Им спасения, а собственные усилия. А по­скольку это выражение в I Пет. 3:21 столь явно связано с началом христианской жизни и обозначается как часть крещения, которое «спасает», перевод «обещание» не согласует­ся с новозаветным учением о спасении одной только верой; тогда получается, что это — единственное место, где говорится, что обещание быть праведным «спасает». И раз лек­сические данные не позволяют определить, какое значение более соответствует этому контексту (и оба в данном случае возможны), правильнее будет принять перевод «просьба», так как это значение гораздо в большей степени согласуется с учением остальной части Нового Завета.



Часть VI. Учение о Церкви


их убеждений: можно утверждать, что крещение правильно преподано лишь тем, чей возраст позволяет «просить у Бога доброй совести»17.

И в заключение следует сказать, что римско-католические учения о том, что крещение необходимо для спасения, что сам по себе акт крещения сооб­щает спасительную благодать и что детей также следует крестить, неубеди­тельны в свете учения Нового Завета.

4. Протестантская педобаптистская позиция. Рассмотрим точку зрения, что крещение может быть преподано всем маленьким детям верующих родите­лей. Этого взгляда придерживаются многие протестантские группы (в част­ности лютеранской, епископальной, методистской, пресвитерианской и ре­форматской церквей). Такой взгляд иногда называют педобаптизмом, а иногда «теорией завета», поскольку дети верующих рассматриваются как часть «об­щины завета» народа Божьего. «Педобаптизм» — это практика крещения де­тей (префикс «педо» означает «ребенок» и происходит от греческого слова naic)K. В первую очередь я буду дискутировать с аргументами, выдвинутыми Луисом Беркхофом, который ясно излагает и хорошо защищает педобаптист-скую точку зрения.

Мнение о том, что дети верующих должны быть крещены, в первую оче­редь основывается на следующих трех пунктах:

1) В ветхом завете детей обрезывали. В ветхом завете обрезание было вне­шним знаком вхождения в общину завета, или в общину народа Божьего. Обрезание совершалось надо всеми израильскими детьми (мужского пола), когда им исполнялось восемь дней.

2) Крещение соответствует обрезанию. В новозаветный период внешним символом вхождения в «общину завета» является крещение. Поэтому креще­ние — это новозаветная замена обрезанию. Из этого следует, что крестить сле­дует всех детей верующих родителей. Лишить их этого блага — значит лишить их той привилегии, которая принадлежит им по праву, — символа принадлеж­ности к общине народа Божьего, «общине завета». Аналогия между обрезани­ем и крещением довольно ясно видна в Кол. 2:

17 Точно так же можно интерпретировать и Кол. 2:12: Павел говорит, что в крещении
христиане «совоскресли [со Христом] верою в силу Бога, Который воскресил Его из мерт­
вых». Это предполагает, что те, кто был крещен, обладали верой в то время, когда были
крещены, — т. е. были достаточно взрослыми, для того чтобы верить.

18 Католики тоже педобаптисты, однако они выдвигают иные аргументы, они учат,
что крещение приводит к перерождению. В дальнейшем я буду сравнивать протестант­
ский педобаптизм с протестантским «крещением верующих». Поэтому я буду употреблять
термин «педобаптистский» в отношении педобаптистов-протестантов, которые придер­
живаются педобаптистской позиции, основанной на теории завета.


Глава 48. Крещение



В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением гре­ховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в кре­щении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых (Кол. 2:11,12, курсив мой. — У. Г.).

Утверждается, что в этом месте Павел явно проводит параллель между обрезанием и крещением.

3) Крещение домочадцев. Еще одно подтверждение правомерности практи­ки детского крещения — это случаи «крещения домочадцев», о которых гово­рится в Деяниях Апостолов и в посланиях, в частности, речь идет о крещении Лидии (Деян. 16:15),семьи филиппийского тюремного стража (Деян. 16:33)и домочадцев Стефана (1 Кор. 1:16). Утверждается также, что Деян. 2:39, где дается обетование благословения Евангелия: «Вам принадлежит... и детям ва­шим», также является подтверждением правильности подобной практики.

В ответ на эти аргументы педобаптизма можно возразить следующее: во-первых, нет никакого сомнения в том, что крещение и обрезание во многом сходны, но мы не должны забывать, что они символизируют разные вещи. В ветхом завете существовали физические, внешние средства вхождения в «об­щину завета». Евреем человек становился, родившись от родителей-евреев. Поэтому всех еврейских мальчиков обрезывали. Обрезание не ограничива­лось людьми, обладавшими подлинной внутренней духовной жизнью, оно со­вершалось надо всеми, кто жил в среде израильского народа. Бог сказал:

...Да будет у вас обрезан весь мужеский пол. <...> Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеско­го пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным (Быт. 17:10—13, курсив мой. — У. Г.).

Обрезывались не только люди, физически происходившие от израиль­ского народа, но также -арабы, которые были ими куплены и жили среди них. Присутствие или отсутствие внутренней духовной жизни не имело никакого значения в вопросе о том, следовало ли обрезывать того или иного человека. Поэтому «взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем, и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог» (Быт. 17:23; ср.: Нав. 5:4, курсив мой. — У. Г.).

Мы должны понимать, что обряд обрезания совершался над каждым муж­чиной, жившим в среде израильского народа, хотя при этом истинное обреза­ние есть нечто внутреннее и духовное: «То обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве» (Рим. 2:29). Более того, Павел в Новом Завете открыто говорит, что «не все те Израильтяне, которые от Израиля» (Рим. 9:6). Но хотя во времена


1102 ____________________ Часть VI. Учение о Церкви _________________________

ветхого завета (и более полно во времена нового завета) имело место осозна­ние той внутренней духовной реальности, которую было призвано представ­лять собой обрезание, тем не менее не было никаких попыток ограничить со­вершение обрезания только над теми людьми, чьи сердца действительно были духовно обрезаны и кто обладал подлинной спасительной верой. Даже среди взрослых мужчин обрезание применялось ко всем, а не только к тем, кто об­наруживал признаки внутренней веры.

Во-вторых, в новозаветный период была совершенно иная ситуация. Но­вый Завет не говорит об «общине завета», состоящей из верующих и их неве­рующих детей, родственников и слуг, которые, по стечению обстоятельств, с ними живут. (Выражение «община завета», как его употребляют педобаптис-ты, часто становится общим и расплывчатым термином, в котором смешива­ются различия между ветхим и новым заветами в этом вопросе.) В новозавет­ной Церкви единственный вопрос имеет значение — обладает ли кто-то спа­сительной верой и стал ли он духовно частью тела Христова, истинной Церкви? Единственно возможной «общиной завета» является Церковь, общение искуп­ленных.

Но как человек становится членом Церкви? Средства вхождения в Цер­ковь являются добровольными, духовными и внутренними. Человек становится членом истинной Церкви, рождаясь вновьи обретая спасительную веру, а не по физическому рождению. Это происходит не благодаря внешнему акту, а по внутренней вере, пребывающей в сердце человека. Безусловно верно, что кре­щение — это символ вхождения в Церковь, однако это означает, что совер­шать его следует только над теми, кто обнаруживает признаки того, что он яв­ляется членом Церкви, только над теми, кто исповедует веру в Христа.

Мы не должны удивляться тому, что в ветхом завете (физическое рожде­ние) люди входили в нее иначе, чем в новом (духовное рождение). В других сферах также существует много аналогичных различий. В пустыне израиль­тяне питались физической манной, а христиан питает Христос, истинный хлеб, сходящий с небес (Ин. 6:48—51). Израильтяне пили физическую воду, а те, кто верит в Христа, пьют живую воду вечной жизни, которую Он дает (Ин. 4:10—14). В ветхом завете был физический храм, в котором Израиль со­бирался для поклонения, а в новом завете верующие собраны в духовный храм (1 Пет. 2:5). Ветхозаветные верующие приносили на алтарь физические жерт­вы, животных и растения, а новозаветные верующие приносят «духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2:5; ср.: Евр. 13:15,16). Ветхозаветные верующие получили от Бога физическую землю Израиля, ко­торую Он обещал им, а новозаветные верующие получают «лучшую», «небес­ную» землю (Евр. 11:16). В ветхом завете членами израильского народа были те, кто происходил от Авраама по физическому семени, в новом завете те, кто имеет духовное «семя», — потомки Авраама по вере, — являются членами Церкви (Гал. 3:29; ср.: Рим. 4:11,12).


_______________________________ Глава 48. Крещение ___________________________ 1103

Во всех этих противопоставлениях мы видим те различия между ветхим и новым заветами, которые так подчеркивал Павел. Физические элементы и действия в ветхом завете были «тенью будущего», но истинная реальность, «тело», обретается в новозаветный период, в котором мы воссоединяемся с Христом (Кол. 2:17). С этими изменениями вполне согласуется тот факт, что в ветхом завете дети мужского пола автоматически обрезывались, поскольку их физическое происхождение и физическое присутствие в общине еврейского народа означали, что они были членами общины, для вхождения в которую вера не требовалась. Но сейчас крестят лишьтех, кто обнаруживает признаки подлинной спасительной веры, поскольку членство в Церкви основано на внутренней духовной реальности, а не на физическом происхождении.

В-третьих, примеры крещения домочадцев в Новом Завете на самом деле не дают основательных аргументов в пользу ни одной точки зрения. Если мы более детально изучим эти примеры, то увидим, что в ряде из них есть указа­ния на спасительную веру техлюдей, которые были крещены. Например, вер­но, что семья филиппийского тюремного стража была крещена (Деян. 16:33), но также верно, что Павел и Сила «проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его» (Деян. 16:32, курсив мой. — У. Г.). Если слово Господне было возвещено всем, кто находился в доме, то подразумевается, что все эти люди были достаточно взрослыми, чтобы понять слово и уверовать в него. Более того, после рассказа о том, что вся семья была крещена, мы читаем, что филиппийский тюремный страж «возрадовался со всем домом своим, что уве­ровал в Бога» (Деян. 16:34, курсив мой. — У. Г.). Итак, здесь речь идет не толь­ко о крещении домочадцев, но также и о принятии домочадцами слова Божь­его и о радости домочадцев о том, что они уверовали в Бога. Эти факты явно указывают на то, что все домочадцы лично пришли к вере в Христа.

В отношении того факта, что Павел крестил «Стефанов дом» (1 Кор. 1:16), мы должны отметить, что в конце Первого послания к Коринфянам Павел говорит, что «семейство Стефаново... естьначатокАхаии, и... они посвяти­ли себя на служение святым» (1 Кор. 16:15). Это подтверждает, что они были не только крещены, но и обращены, и служили другим верующим. И вновь пример крещения домочадцев предполагает веру домочадцев.

Есть и другие случаи, в которых крещение не упомянуто, но где мы видим ясное свидетельство, что все домочадцы пришли к вере. После рассказа о том, как Иисус исцелил сына царедворца, мы читаем, что отеи «уверовал сам и весь дом его» (Ин. 4:53, курсив мой. — У. Г.). Также, когда Павел проповедо­вал в Коринфе, «Крисп... начальник синагоги, уверовал в Господа со всем до­мом своим» (Деян. 18:8, курсив мой. — У. Г.).

Это означает, что из всех случаев «крещения домочадцев» только в одном не говорится о вере — это Деян. 16:14,15, где речь идет о Лидии: «Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и до­машние ее...» В тексте просто не уточняется, были ли дети в числе ее домашних.



Часть VI. Учение о Церкви


Это слабое и ненадежное доказательство правомерности детского крещения. Следует признать, что это место не дает оснований для окончательного вы­вода.

Относительно утверждения Петра в Пятидесятницу: «Вам принадлежит обетование и детям вашим», мы должны заметить, что предложение продол­жается так: «и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2:39). Более того, в том же самом абзаце уточняется, что крещены были не верующие и их неверующие дети, но «охотно принявшие слово его крестились, и присо-' единилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41).

В-четвертых, против педобаптистской точки зрения может быть выдви­нуто еще одно возражение. Мы можем спросить: «В чем заключается действие крещения?» Иными словами, мы можем спросить: «Как оно свершается? Ка­кие выгоды приносит?»

Католики ясно отвечают на этот вопрос: крещение ведет к перерождению. Ясный ответ дают и баптисты: крещение символизирует тот факт, что внут­реннее перерождение уже произошло. Но педобаптисты не могут принять ни той, ни другой точки зрения. Они не хотят сказать, что крещение ведет к пере­рождению, но также они не могут сказать (в отношении детей), что оно сим­волизирует перерождение, которое уже произошло19. Единственный выход — это сказать, что крещение символизирует перерождение, которое произойдет в будущем, когда ребенок станет достаточно взрослым, чтобы обрести спаси­тельную веру. Однако и это не вполне уместно, поскольку нет уверенности в том, что ребенок переродится в будущем, — некоторые крещеные дети впо­следствии не приходят к спасительной вере. Итак, самым адекватным педо-баптистским объяснением является утверждение о том, что крещение сим­волизирует возможное будущее перерождение20. Оно не ведет к перерожде­нию и не символизирует действительное перерождение; таким образом, его следует понимать как символ возможного перерождения в какой-то момент будущего.

Однако здесь становится очевидным, что педобаптистское понимание крещения сильно отличается от новозаветного. Новый Завет никогда не рас­сматривает крещение как символ возможного будущего перерождения. Но­возаветные авторы не говорят: «Кто может запретить креститься водой тем, которые, возможно, однажды спасутся?» (ср.: Деян. 10:47); «Все вы, во Хрис­та крестившиеся, возможно, однажды во Христа облечетесь» (ср.: Гал. 3:27);

19 Тем не менее некоторые педобаптисты-протестанты предполагают, что перерож­
дение произошло (и это станет очевидным позднее). Другие, в том числе многие лютера­
не, говорят, что перерождение происходит во время крещения.

20 Это не цитата из какого-то конкретного автора-педобаптиста, это мой собствен­
ный вывод из логики педобаптистской точки зрения, которая требует именно такого от­
ношения к перерождению.


Глава 48. Крещение



«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, возможно, однажды в смерть Его будем крещены?» (ср.: Рим. 6:3). Новый Завет так о крещении не говорит. Крещение в Новом Завете — это знак нового рождения, очищения от греха и начала христианской жизни. Уместным кажется даро­вать этот знак только тем, кто обнаруживает необходимые признаки.

Еще один взгляд на символику крещения приводит Майкл Грин21. Он го­ворит:

Детское крешение подчеркивает объективность Евангелия. Оно ука­зывает на великое свершение Христа распятого и воскресшего независи­мо от того, отзываемся мы на это свершение или нет... Нельзя сказать, что мы получим от этого что-то, если не покаемся и не уверуем. Однако это демонстрация того факта, что наше спасение зависит не от нашей веры, склонной к заблуждениям, а от того, что ради нас свершил Бог (р. 76).

Он продолжает:

Детское крещение делает акцент на инициативе Бога в спасении... От чего оно зависит — от человеческого отклика или от инициативы Бога? Вот в чем вся суть вопроса... Для баптиста крещение в первую оче­редь свидетельствует о том, что мы делаем, отвечая на благодать Бога. Для педобаптиста оно в первую очередь свидетельствует о том, что Бог сделал для того, чтобы это стало возможным (pp. 76, 77; курсив мой. — У. Г.).

Однако, отвечая Грину, можно отметить целый ряд моментов. 1) В его ана­лизе не учитывается тот факт, что крещение символизирует не только смерть и воскресение Христа; как мы уже отметили при анализе новозаветных текс­тов, оно также символизирует применение к нам искупления, как результат нашего ответа верой. Крещение символизирует тот факт, что мы воссоедини­лись с Христом в Его смерти и воскресении, а омовение водой — что мы очис­тились от наших грехов. Утверждая, что педобаптисты подчеркивают иници­ативу Бога, а баптисты подчеркивают ответ человека, Грин предложил чита­телю две неверные альтернативы, поскольку крещение символизирует как эти два аспекта, так и ряд других. Крещение выражает: а) искупительный труд Христа; б) мой ответ верой (когда я приступаю к крещению); в) применение Богом благ искупления к моей жизни. Крещение верующего человека симво­лизирует все эти три аспекта (а не только мою веру, как полагает Грин), а пе-добаптизм, по мнению Грина, символизирует только первый аспект. Вопрос не в том, какой из аспектов является «главным», вопрос заключается в том,

21 Michael Green, Baptism: Its Purpose, Practice, and Power (London: Hodder and Stough-ton, and Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1987). В этой книге прекрасно изложена педобаптистская точка зрения, а также проведен серьезный анализ библейского учения о крещении, который будет полезен как сторонникам, так и противникам этой позиции.


1106 ____________________ Часть VI. Учение о Церкви _________________________

какой из взглядов на крещение учитывает все те аспекты, которые символи­зирует крещение.

2) Когда Грин говорит, что наше спасение зависит не от нашей веры, а от работы Бога, выражение «зависит» может быть осмыслено по-разному. Если «зависит» означает «мы полагаемся», то, конечно, обе стороны согласятся, что мы полагаемся на труд Христа, а не на нашу веру. Если «зависит» означает, что вера сама по себе не является нашей заслугой, через которую мы способ­ны заслужить благосклонность Бога, тогда вновь обе стороны единодушно согласятся с этим. Но если «зависит» означает, что для нашего спасения не имеет значения, верим мы или нет, то с этим не согласится ни первая, ни вторая сто­рона: Грин сам в предыдущем предложении говорит, что крещение не прине­сет нам никакой пользы, если мы не покаялись и не уверовали. Итак, если крещение тем или иным образом представляет собой применение к нашей жизни искупления, то практиковать ту форму крещения, которая символизи­рует только смерть и воскресение Христа, недостаточно, мы должны выра­зить также наш ответ верой и принять искупление, примененное к нам Богом. Напротив, в позиции Грина есть опасность возникновения мнения (с кото­рым и сам Грин не согласился бы), что Бог применяет к людям спасение неза­висимо от того, верят они в Него или нет.

3) И наконец, те, кто выступает в защиту крещения верующих, часто тре­вожатся о практических последствиях педобаптизма. Они считают, что прак­тика педобаптизма в современной церковной жизни часто ведет к тому, что человек, которого крестили в детстве, начинает думать, что он переродился, а потому не ощущает настоятельной необходимости прийти к личной вере в Христа. С течением лет это приводит ко все большему количеству необращен­ных членов «общины завета», которые на самом деле не являются членами Церкви Христовой. Это, конечно, не делает педобаптистскую церковь лож­ной, однако она становится от этого менее чистой, и ей придется часто бо­роться против либеральных тенденций и других разновидностей неверия, при­вносимых неверующими членами церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: