Концептуальный и методологический горизонты проблемы

Сразу же оговоримся, что речь у нас пойдет не о природном в человеке, а о природе в смысле сущности человека. Традиция именно такого понимания термина "природа" восходит к античности. Древнегреческое physis (фюсис) как раз и означало внутреннее существо, внутреннюю форму любой вещи в ее "стремлении" стать самой собой. Впрочем, природу и сущность в нашем случае можно и различать. Природа, скорее всего, самая глубокая сущность, сущность последнего порядка, как выражаются специалисты. Можно сказать и так: в случае "природы" мы имеем дело не с сущностью даже, а с существом (когда основное является одновременно и главным) человека.

  • С учетом взаимосвязи общего и единичного, общесоциологического и конкретно-исторического выступать следует не против природы человека ("человека вообще"), а против ненаучных и неубедительных ее истолкований. А таких истолкований действительно очень много. Вот только некоторые из них: природа человека - это:
    • врожденные биологические свойства (биологические константы) человеческого индивида;
    • биопсихическая конституция, общая всем людям;
    • универсальные характеристики ("схемы") человеческого поведения, остающиеся неизменными для всех времен и народов;
    • специфические законы, обеспечивающие устойчивость жизненных сил и устремлений человека;
    • симбиоз анатомо-физиологических характеристик человека и общих требований общественной жизни.

Эти и подобные им истолкования являются по меньшей мере спорными (линейно-механическими) и не могут не настраивать на негативное отношение к самому понятию "природа человека".
Природа человека не является каким-то абсолютом, чем-то совершенно неизменным, неисторичным (хрестоматия 7.1). Хотя и следует заметить, что постоянно развивающийся феномен, а человек, безусловно, относится к таковым, исключает только статику, но не постоянство, устойчивость, стабильность. Человек - существо трансцендирующее, то есть постоянно выходящее за наличные, конкретным временем и местом определяемые границы своего существования. Вместе с тем человек, сколько бы он ни изменялся (индивидуально и социально-исторически), не перестает быть человеком. Он может и меняется лишь в пределах своего человеческого качества, и выходит за него, пожалуй, в одном случае - перестав быть человеком, самим собой (http://www.courier.com.ru/humanities/).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: