Справедливость в структуре человеческого бытия

  • 7.2.1. Справедливость в структуре человеческого бытия
  • 7.2.2. Справедливость и природное неравенство
  • 7.2.3. Справедливость и социальное неравенство
  • 7.2.4. Идеал справедливости и его современная конкретизация

Справедливость (хрестоматия 7.2) - образование многомерное, в ней много различных уровней, слоев, граней. И все они в общем-то важны - одни больше, другие меньше - для составления целостной картины этого феномена.
Надо сказать, что отношение к справедливости в философии неоднозначное (рис. 9.2). Амплитуда колебаний в ее оценке самая что ни на есть широкая. Одни исследователи склонны считать справедливость основополагающим принципом, фундаментальной ценностью человеческого бытия, средоточием и в этом смысле синонимом морали, нравственности. Быть моральным существом для них - значит, обладать чувством справедливости и руководствоваться им во всех своих делах и поступках. Другие же вслед за Юмом полагают, что никакой возвышенности, силы и благородства в справедливости нет, да и быть не может. В действительности она изобретена для компенсации недостатков (слабостей и ограниченностей) человеческой природы, для нейтрализации дефектов общественного устройства, социальной жизни людей. Словом, с этой позиции справедливость предстает в качестве инструмента и формы исправления какой-то серьезной "недоделки" мира, средства поддержания и укрепления мотивов к моральной жизни. По Фрейду, например, чувство справедливости питается энергией зависти и ревности. Еще дальше в этом направлении идут те, кто, следуя Ницше, видят в справедливости сплошную деградацию, упадок жизненных сил, оружие и ухищрение слабых в их защите от сильных, способных, удачливых, ловких.
В данной разноголосице мнений несколько особняком стоит религиозная концепция справедливости. Для человека верующего справедливость совпадает в известном смысле с Богом. Вернее так: Бог нужен как раз для того, чтобы справедливость все-таки восторжествовала. В этой, земной, жизни ее, по сути, нет, не хватает. Здесь правит бал несправедливость права сильного. Но в той, другой, загробной, жизни все предстанет в истинном свете, свете справедливости: каждому воздастся по заслугам его. Бог - гарант того, что в единстве земной и загробной жизни несправедливость будет уравновешена справедливостью, что в конечном счете добро возьмет верх над злом.
Различия в осмыслении и оценках справедливости ставят вопрос об ее источниках, объективных основаниях или корнях. Юм, видимо, прав: отпала бы всякая необходимость в справедливости, само это понятие никогда бы не попало в каталог человеческих добродетелей, если бы в обществе было всего в изобилии, не было недостатка ни в материальных, ни в духовных благах, если бы отношения между людьми строились только на основе взаимопомощи, дружбы и великодушия. Иными словами, речь идет о том, что справедливость вырастает из определенной социальной и антропологической необходимости. Причем вырастает в двояком смысле: в смысле "питается соками, получает жизненную силу, опирается как на свое основание" и в смысле "перерастает", то есть становится чем-то иным, более высоким, сильным, важным. Здесь перед нами не столько привязанность к необходимости, сколько духовное и морально-практическое возвышение над ней.
Справедливость, на наш взгляд, возникает как одна из форм социализации человека, как средство формирования и развития культурного потенциала общества. Она обладает замечательным свойством выхода за пределы собственного Я, в жизненный мир Другого (Других). Эгоизм, нарциссизм и тому подобные Я-центризмы ей противопоказаны по определению. Отсюда такой мощный социальный заряд справедливости, отсюда ее цивилизующая, "окультуривающая" роль. Справедливость незаменима в становлении подлинно человеческой коммуникации между людьми, а подлинно человеческой она оказывается лишь тогда, когда вовлеченные в нее стороны видят и признают друг в друге равноправных субъектов, свободных и ответственных личностей. Наряду с другими факторами, справедливость удерживает человека в его субъектно-личностной определенности. И это вытекает из самой природы справедливости: ее "юрисдикция" не распространяется на объекты, мир вещей, она действительна только в пространстве социально-субъективного, в мире людей. Справедливость удачно накладывается на социальные институты - это ее организационное закрепление, структурная материализация. И совершенно прав поэтому американский социальный философ Джон Ролс (Rawls J.) когда пишет, что "справедливость так же необходима для социальных институтов, как истина - для научной системы". Какими бы эффективными ни считались социальные институты, если обнаружена несправедливость, их следует заменить.

7.2.1. Справедливость в контексте "неравенство - равенство"

У справедливости как социально-нравственного образования много сравнений и противопоставлений: равенство, благо, свобода, совесть, честь, достоинство и т. д. Чаще всего, однако, ее сопоставляют с равенством. Сопоставляют по-разному, но принципиальных подходов два: отождествление и противопоставление. То есть философская концепция справедливости может разрабатываться на основе как равенства, так и неравенства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: