Природно-родовое единство базовых потребностей человека

Исходной базовой потребностью человека, по Маслоу, является потребность в самой жизни (the basic need for life), т. е. совокупность физиологических и сексуальных потребностей - в пище, одежде, жилище, продолжении рода и т. д. Удовлетворение этих потребностей, или этой базовой потребности, укрепляет и продолжает жизнь, обеспечивает существование индивида как живого организма, биологического существа.
Защищенность и безопасность (safety and security) - следующая по восходящей значимости базовая потребность человека. Проявлений у нее очень много. Тут и забота о гарантированной занятости, заинтересованность в стабильности существующих институтов, норм и идеалов общества, тут и желание иметь счет в банке, страховой полис, тут и отсутствие тревоги за личную безопасность, и многое другое. Одним из проявлений этой потребности является также стремление иметь религию или философию, которая бы "привела в систему" мир и определила наше место в нем.
Потребность в принадлежности (к той или иной общности), причастности и привязанности (belongingness and affection) - такова, по Маслоу, третья базовая потребность человека. Проявления у нее тоже самые разнообразные. Это и любовь, и симпатия, и дружба, и другие формы собственно человеческого общения, личностной близости. Это, далее, потребность в простом человеческом участии, надежда на то, что будут разделены ваши страдания, горе, несчастье, а также, конечно, - успехи, радости, победы. Потребность в привязанности и принадлежности является обратной стороной открытости или доверия человека к бытию - как социальному, так и природному. Безошибочный индикатор неудовлетворенности данной потребности - чувство отверженности, одиночества, заброшенности, ненужности. Удовлетворение потребности в общении-общности (принадлежности, причастности, привязанности) очень важно для полноценной человеческой жизни.
Потребность в уважении и самоуважении (for respect and self-respect) - еще одна базовая потребность человека. Человек нуждается в том, чтобы его ценили, - например, за мастерство, компетентность, независимость, ответственность, чтобы видели и признавали его достижения, успехи, заслуги. Тут на первый план выходят соображения престижа, репутации, статуса. Но признания со стороны других еще недостаточно. Важно уважать самого себя, обладать чувством собственного достоинства, верить в свою единственность, незаменимость, чувствовать, что занят нужным и полезным делом, занимаешь достойное место в жизни. Чувства слабости, разочарованности, беспомощности - вернейшие свидетельства неудовлетворения данной потребности человека.
Самовыражение, самоутверждение, самореализация (self-actualization) - последняя, завершающая, по Маслоу, базовая потребность человека. Впрочем, завершающей она является лишь по критериям классификации. В действительности же, как полагает американский психолог, с нее начинается подлинно человеческое, гуманистически-самодостаточное развитие человека. Человек на этом уровне утверждает себя через творчество, через реализацию всех своих способностей и талантов. Он стремится стать всем тем, чем он может и (по своей внутренней, свободной, но ответственной мотивации) должен стать. Работа человека над самим собой - главный механизм удовлетворения рассматриваемой потребности.
Рассмотренная пятичленка (базовых потребностей человека) привлекательна прежде всего своей системностью, а значит ясностью и четкостью. Она, правда, не обладает полнотой, не является исчерпывающей. Достаточно сказать, что ее автор выделил и другие базовые потребности, как-то: в знании и понимании, в красоте и эстетическом наслаждении, - выделил, но так и не сумел по-настоящему вписать в свою систему. Видимо, количество базовых потребностей может быть и другим, скорее всего гораздо большим. Но для нас важен сам этот базисно - "потребностный" подход.
Концепция базовых потребностей человека, по Маслоу, не накладывает никаких, кроме, пожалуй, моральных ограничений на многообразие путей, форм и методов их удовлетворения, что хорошо согласуется с отсутствием всяких принципиально непреодолимых барьеров на пути исторического развития человеческого общества, с многообразием культур и цивилизаций.

7.1.4. Моральные и иные импликации "потребностной" природы человека

Легко заметить, что концепция человеческой природы по Маслоу выглядит слишком оптимистической. Состоит она, как оказывается, из одних положительных, конструктивных потребностей-качеств. Как объяснить с ее помощью зло, преступления и заблуждения нашей жизни? Как быть, например, с жестокостью, агрессивностью, экстремизмом, терроризмом, с другими формами так называемого девиантного поведения - коренятся они в природе человека или нет?
Маслоу не отрицает: да, зло играло и продолжает играть существенную роль в жизни человека, в истории общества. Но он отказывается принимать его в качестве природно-базовой характеристики человека. Считая природу человека в целом конструктивно доброй, американский психолог склонен рассматривать садизм, жестокость, злобу и т. п. не как нечто внутренне присущее человеку, а скорее как защитную реакцию на подавление его подлинных потребностей, чувств, эмоций. Дурные поступки в сущности своей реактивны, а не инстинктивны - таково глубокое убеждение ученого.
Насчет зла с Маслоу, можно, конечно, и не согласиться. После Фрейда оспаривать инстинкт агрессии в структуре человеческого бессознательного трудно, если вообще возможно. Но в чем-то прав здесь и Маслоу. В чем же? Да в том, что зло идет не только изнутри, но и извне. В какой-то части зло можно квалифицировать как обобщенную форму интериоризации (перевода во внутренний план личности) определенных просчетов и недостатков социализации человека, напряжений и антагонизмов его общественного бытия. Вторичность же ("реактивность") этой структуры в рамках человеческой природы указывает на небеспочвенность вековечной мечты людей о справедливом и свободном устройстве общественной жизни. Отсюда задача - создать благоприятные социальные условия для выявления и закрепления подлинно человеческих начал в человеке.
Добро и зло в связи с природой человека можно развести и по-другому. Для этого нужно принять разграничение дескриптивной (описательной, констатирующей) и прескриптивной (нормативной, должной) концепций или моделей человеческой природы. В дескриптивную модель природы человека необходимо входят все его и положительные и отрицательные характеристики-потребности (хрестоматия 9.1). Когда же мы обращаемся к нормативной модели человеческой природы, то невольно, самой логикой ее идеально-ценностного предназначения начинаем отделять семена от плевел, положительное от отрицательного, высокое от низкого. В результате такой процедуры (она вполне законна, поскольку сводится к выбору, а не к надуманному конструированию) природа человека оказывается воодушевляюще светлой. Но ведь только таким и может быть то, что претендует на какой-то образец, общественно-значимый ориентир поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: