Справедливость и социальное неравенство

Итак, человек (как индивид) приходит в мир с неравными задатками. И что же дальше? Увы, эстафета неравенства продолжается: мир в свою очередь встречает его тоже "неравно". Новорожденные попадают, как правило, в разные, неравные социальные ниши, создаваемые и охраняемые существующими институтами общества. Главный среди них - институт наследства, наследования. Он очень понятен для родителей: надо же побеспокоиться о своем потомстве, помочь устроить жизнь своему ребенку, - но вызывает много вопросов со стороны "незаинтересованного наблюдателя". Новорожденный субъекта из себя еще не представляет, есть только смутная субъективная перспектива. А социальный статус во многом уже предопределен: социально-культурная среда, в которой (и в которую) рождается человек, становится "повивальной бабкой" всей его последующей жизни.
Речь идет, таким образом, о своеобразных социальных задатках ("социальной породистости") индивида. Как и природные, они просто данность, оказавшаяся в человеке (у человека) без всяких личных усилий или заслуг с его стороны. Определенно не его это достоинство. По верному замечанию Дж. Ролса, "мы заслужили нашего места в распределении природных дарований не в большей степени, чем заслужили свое стартовое место в обществе. … Понятие заслуг здесь неприменимо".
Дальнейшая судьба этих задатков (станут ли они полнокровными социальными качествами) зависит, конечно, от индивидуально-жизненной активности человека, но это уже другой, самостоятельный вопрос. Нас же интересует сам по себе факт стартового неравенства социальных условий, социальной среды индивидов. Можно ли изменить эти условия и добиться большего равенства, большей справедливости? Не только можно, но и должно. Опыт истории не подтверждает, в частности, известного пророчества, что богатые будут становиться богаче, а бедные - беднее. Бедность - увы! - не искоренило ни одно из ныне существующих обществ. Развитые страны здесь тоже не исключение. Но у бедности, единой в своей сущностной определенности, есть значительная уровневая дифференциация. Скажем, бедность в XVIII и в конце XX в. - вещи далеко не одинаковые. Разной оказывается бедность и в различных странах.
Выравнивание стартовых социальных условий осуществляется с помощью особых налогов на наследство, поощрения многообразной благотворительной деятельности, разработки и реализации разного рода социальных программ и т. д. Под выравниванием стартовых социальных условий следует, конечно, понимать некую тенденцию, асимптотическое приближение, но отнюдь не состояние "выравненности", т. е. фактически полного равенства. При нынешнем типе общественного развития, при данной человеческой природе равенство начальных социальных условий практически даже вредно, ибо таит в себе опасность убить стимулы к созданию и, особенно, к преумножению самих этих условий. Будет ли смысл напряженно трудиться, создавать богатую инфраструктуру жизни, если известно, что наследникам достанется лишь куцая часть накопленного, что им по существу придется начинать все с нуля, с начала. Такое равенство мешает, во всяком случае - пока, развитию и обогащению социальной связи между поколениями в том или ином роду, ведет к застою и деградации всей общественной жизни.
Казалось бы, неравенство стартовых социальных условий снимается или нейтрализуется равенством возможностей, предоставляемых индивиду (индивидам) демократическим обществом. Но и здесь не все так просто. Возможности действительно могут быть равными - как предложение, открывающийся горизонт, видимая перспектива. Но, как мы уже успели убедиться, люди-то неравные. Равенство, приложенное к неравенству, оказывается в конечном счете тоже неравенством. Для равных в принципе субъектов желательны и справедливы равные возможности роста, жизненного продвижения, карьеры. А для неравных? Надо полагать, неравные… Может быть, ситуацию "спасет" равенство результатов - "каждому - по заслугам (трудам) его"? Вряд ли. В труд непременно вовлечены и факторы, самим индивидом как субъектом не созданные, а как бы положенные судьбою. У каждого человека свои, индивидуально разные силы, но напрягаться, быть задействованными они могут одинаково, в равной степени или мере. Но может быть и наоборот: один трудится, что называется, с полной отдачей, другой - с прохладцей, а результаты оказываются одинаковыми, равными. Иначе говоря, одному все дается легко и непринужденно, а другому любой успех достается крайним напряжением всех сил и возможностей. Как тогда быть с оценкой? Кому как воздавать? Ясно, что проблема здесь не только и не столько в напряжении всех или не всех (и в разной степени) сил человека, сколько в их наличии, в том, откуда они, из чего растут. Если даже все способности, силы являются благоприобретенными, что сомнительно, то и тогда они своими корнями уходят в природно-генетическую почву, неподвластную сознанию и (в меньшей степени) воле человека. Как абсолютный слух у музыкантов, например.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: