Периодизация развития русской философии

Русская философия является составной частью мировой философии. В то же время она отлична от философии в других странах. Первое отличие состоит в том, что она существовала не как всесторонняя система взглядов о природе, обществе и человеке, излагаемая в трактатах особого - философского - типа, а была рассеяна в политической, художественной, этической, религиозной литературе и поэтому в первую очередь касалась нравственно-религиозных и социальных проблем. Второе отличие в том, что она существовала как проявление соборного сознания, характерного для русского народа, чего не было в странах Западной Европы. Эти черты русской философии проявлялись на протяжении всей её истории. Но на каждом из этапов развития русская философия затрагивала преимущественно какой-то один из аспектов философского самосознания.

В истории русской философии можно выделить несколько этапов.

Первый этап - древняя русская философия (с момента появления первых религиозно-философских сочинений до XУ века). Можно упомянуть о таких философских источника «Слово о законе и благодати» Илариона (1051 г.), «Изборник 1073 г.», «Моление Даниила Заточника» и др. Первые философские сочинения на Руси были во многом подражательными. В них продолжались традиции древнегреческой философии, неоплатонизма, пришедшего на Русь уже из Византии.

Основные проблемы древнерусской философии: расшифровка скрытых значений слов, премудрость Божия, вопрос о правде жизни человека, богопознание и его сущность, борьба добра и зла в природе и в человеке, ответственность человека за зло, идея божьего блага и мировой гармонии и др.

Второй этап - появление и развитие доктрины «Москва - Третий Рим». По словам монаха Филофея, жившего в I веке, два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать. Это значило, что Москва унаследовала от Рима и Константинополя традиции государства, цементируемого не столько силой, сколько культурой и религией. Поэтому русские, жившие в то время, стали испытывать ответственность за весь христианский мир ввиду угрозы исламизации Европы, исходившей от Османской Турции.

Третий этап - философия Просвещения XVIII века, в которой можно выделить два основных направления: первое традиционное, идущее от древней русской философии и выражаемое в трудах Феофана Прокоповича, Дмитрия и Антиоха Кантемиров и др. философов. В нем рассматривались проблемы связи бога с природой, соотношение теизма и пантеизма, задачи человека в жизни и истории и др.; второе, естественнонаучное, представленное в трудах М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева. Здесьзатрагивались вопросы философского метода познания, механицистского подхода в изучении природы и истории, человека, его смертности и бессмертия и др.

Четвертый этап - развитие философско-социальной мысли декабристами (П. И. Пестель, И. Д. Якушкин и др.), в чьих сочинениях рассматривались проблемы движущих сил исторического процесса, социальной структуры и её развития, роли личности в истории и др.

Пятый этап - борьба между славянофилами и западниками, проходившая на протяжении большей части XIX века. Основные идеи, появившиеся в русской культуре в результате этого: 1) роль русского народа в истории, 2) «негосударственность» русского народа и его приверженность общине, православной религии, 3) место науки в социальном прогрессе, соотношение «героев» и «толпы» в историческом процессе и др.

В рамках этого этапа особого внимания заслуживает философия революционных демократов, прежде всего Герцена и Чернышевского. Философское творчество А. И. Герцена (1812 - 1870 ) сосредоточивалось на проблемах единства бытия и мышления, жизни и идеала.

Мыслитель стремился к такому методу познания, который являлся бы единством опыта и умозрения, «эмпирии» и «спекуляции». В основном философском сочинении «Письма об изучении природы» он развил идею единства противоположностей, утверждая необходимость ликвидации антагонизма, обнаруженного им между философией и естествознанием.

В области философии истории исследовал проблему общественного закона, который представлялся Герцену как сочетание стихийного хода истории и сознательной деятельности индивидов. Большое внимание уделял философ проблемам взаимоотношения личности и общества, резко критикуя как буржуазный индивидуализм, так и уравнительные теории коммунистов-утопистов (Бабеф, Кабэ и др.).

Выдающимся русским философом-материалистом был Н.Г.Чернышевский (1824 -1889). Научное осмысление природы и общества он осуществлял в русле идей Л. Фейербаха. Однако Чернышевский раздвигает границы антропологического материализма, рассматривая человека не только биологически, но и социально. Он ставит коренной вопрос гуманизма: «могут ли отношения между людьми устроены так, чтобы способствовать потребностям человеческой натуры»?

В основе всеобщей истории он видел изменение «материальных условий быта, играющих едва ли не первую роль в жизни».

Большое внимание Чернышевский уделял анализу экономической структуры общества и классовым интересам людей. Активно выступал за устройство общества на социалистических, коллективистских началах. Под предлогом обсуждения вопроса о положении крестьян после отмены крепостного права проповедовал на страницах журнала социалистические идеи.

Шестой этап - русская религиозная идеалистическая философия конца XIX - начала XX века. (В. С. Соловьев, Н. О. Лосский, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин и др.). Проблемы, поставленные и отчасти решенные русскими философами в это время, чрезвычайно важны и для русского самосознания, и для русской культуры вообще.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: