Покрутимся еще немного в абстракциях

Логика – форма, в которую облекается знание. Формальная логика есть форма математики. Математика оформляет естественно-научные факты. Факты, касающиеся только метафизических объектов. Диалектические объекты, которые одновременно являются как объектами, так и субъектами, оформляются диалектической логикой. Первоначальная наша задача – построить собственно эту логику, как систему категорий мышления.

Конечно, строить ее полностью мы здесь не будем. Посмотрим только на принципы построения.

Мы построили предельно абстрактную категорию – то, вне чего ничего нет. Дадим ей имя – Абсолютное Бесконечное (Аристотель, в другой связи, дает ей имя “Целое”). Применяем к ней операцию абсолютного отрицания. Получаем что-то другое. Назовем его Относительное Конечное. Конечное, т.е. в отношении с чем-то. Т.е., наше Абсолютное сменило форму, стало относительным. Конечное – то, вне чего что-то есть, другое Конечное. Пороемся в известных нам категориях и подберем что-нибудь подходящее для обозначения этих конечных. Например, Бытие и Ничто. Они совершенно тождественны по построению, отличаются только своим отношением друг к другу: каждое есть другое по отношению к другому. Каждое есть аристотелевское отрицание другого. И никакого иного содержания мы здесь не имеем. Только можно сказать: Абсолютное есть тождество Бытия и Ничто. Связь между Бытием и Ничто – чисто логическая: каждое есть отрицание другого. Уберите одно – исчезнет и другое. Таким образом, Бытие и Ничто существуют через логическое отношение друг с другом – как логический переход от Бытия к Ничто (назовем его исчезновением), и как логический переход от Ничто к Бытию (назовем его возникновением). Вне этой связи они не существуют. Таким образом, Бытие и Ничто – не самостоятельные конечные сущности, а логические моменты единого целого – Абсолютного бесконечного. Абсолютное Бесконечное, как единство Бытия и Ничто, назовем Становление.

Применим операцию абсолютного отрицания к Становлению. Оно вновь распадается на пару относительных категорий, каждая из которых уже не есть нечто цельное, а является смесью Бытия и Ничто. Эти категории также соотносятся друг с другом, как раньше соотносились Бытие и Ничто. Назовем их Нечто и Другое. Теперь переход Бытия в Ничто и обратно конкретизируется как переход Нечто в Другое и обратно. Определение этих категорий также логически взаимообусловлено: Нечто определено через Другое, а Другое – через Нечто. В Нечто содержится его Другое по определению. Как и в Другом – Нечто. Единство этих моментов Становления заслуживает своего имени. Назовем форму Абсолютного, как единство Нечто и Другого, Наличным Бытием.

По существу, мы запустили здесь логический автомат, который формирует все более сложную конструкцию. Мы подбираем из интуиции подходящие категории для элементов этой конструкции, т.е. отождествляем интуитивные представления с логически определяемыми понятиями. Философия переводит интуитивные представления в логическую систему понятий, как сообщает Гегель.

Посмотрим на примере, как это все работает.

«Капитал» разворачивается как система категорий «Науки логики». Логической системе все равно, где, в каком языке разворачиваться, как и ДНК все равно, в каком организме реплицироваться. В нашем случае, логика разворачивается в языке политической экономии. Это значит, на каждом этапе логического самодвижения нужно суметь увидеть, как в экономике называется то, что получилось в логике. Начало логического движения есть простое непосредственное, или, иначе, абсолютное бесконечное, или, еще иначе, целое. Есть то, что несет в себе в свернутом логическом виде всю систему определений предмета, как желудь несет в себе всю систему определений дуба, например.

Может оказаться, что для полученной конструкции по каким-либо причинам в языке нет подходящего имени. Например, если мы ушли в логическом развертывании предмета дальше, чем осознанная в языке практика. Тогда придется давать свои определения («производительные силы», «производственные отношения», «формы общения» и т.п.) и растолковывать на понятном языке, что это такое.

Просматриваем словарь экономики и понимаем, что на роль желудя лучше всего подходит категория «товар». Это и будет моделью абсолютного бесконечного.

Далее, абсолютное бесконечное отрицает себя в пару относительных конечных. В логике им соответствуют категории «бытие» и «ничто». Ищем в словаре экономики подобные конечные категории, на которые разлагается понятие товар. Лучше всего подходят на эту роль относительные конечные категории «абстрактная меновая стоимость» и «абстрактная потребительная стоимость».

Категории «бытие» и «ничто» – конечны. Однако, каждая из них конечна не по своей внутренней природе, а потому, что ее ограничивает другая категория. Причина конечности «бытия» не в нем самом, а в «ничто». Так же и причина конечности «ничто» не в нем самом, а в «бытии». Каждое имеет свое определение конечного не в силу своей собственной природы, а благодаря исключительно другому моменту. Определения как «бытия», так и «ничто» лежат за их пределами, в «ничто» – для «бытия», и в «бытии» – для «ничто».

Дефиниция есть негация. Определение есть отрицание (Спиноза, Гегель, Маркс).

Такое отношение логического взаимоопределения называют отношением логической взаимообусловленности.

Именно это логическое отношение мы наблюдаем в товаре между его моментами абстрактной меновой и абстрактной потребительной стоимостями. Товар имеет стоимость, потому что он полезен. Полезность же товара порождена трудом, стоимостью. И стоимость, и полезность не существуют в себе, а существуют в другом. Товар обладает стоимостью не потому, что в нем заключен труд, а потому, что он полезен. Полезен же он не потому, что он таков от природы, а потому что полезность этого предмета создана трудом.

Итак, абстрактная вначале, неопределенная категория «абстрактный товар» посредством операции абсолютного отрицания полагает себя в двух своих конечных, взаимообусловленных моментах: «абстрактной меновой стоимости» и «абстрактной потребительной стоимости». Каждый момент еще не положен в себе этим отношением, каждый момент положен лишь внешним образом, через свое другое, каждый есть другое. И в этом они совершенно тождественны. Нет никакого способа хоть как-то определить один вне другого. Они полностью тождественны с точки зрения логики (хотя, интуитивно различаются, но интуиция здесь – плохой помощник).

И ничего больше в этом соотношении нет. Абстрактное тождество абстрактных противоположностей.

Эта логическая взаимообусловленность, связывающая моменты абстрактного товара, образует, в свою очередь, нечто целое. Но целое уже не как неопределенная категория абстрактного товара, а как целое вместе с различием переходящих друг в друга моментов. Бесконечное статичное понятие «товар» изменило свою форму, превратилось в живое логическое движение своих моментов, стало динамическим целым, становлением. Процесс становления товара, как единства стоимости и потребительной стоимости, следует тоже как-то назвать, подобрав соответствующее слово в словаре экономики. Такое слово – труд.

Здесь труд – динамическая абстрактная форма товара. Здесь заложен источник категории «рабочая сила». Постепенно, в процессе логического движения, труд обрастет конкретностью, станет товаром в конкретной динамической форме. Но до этого, пока далеко. Мы же вернемся к логике.

Труд есть динамическая форма абстрактного товара. Эта форма распадается, после применения операции абсолютной негации, на пару динамических моментов – абстрактный труд и конкретный труд, каждый из которых есть смесь стоимости и потребительной стоимости. Эти моменты труда также логически взаимообусловлены, и эта взаимообусловленность порождает новое статическое целое – конкретный товар.

Конкретный товар есть первая определенность, тождественная абстрактному товару, есть отрицание отрицания абстрактного товара посредством труда. Это – форма первой логической определенности категории абсолютного бесконечного (целого), форма, которую обрело целое в конце своего первого цикла развития, форма конкретного целого, конкретного, наличного бытия (последний термин, правда, нельзя признать удачным). Категория, обозначающая эту определенность есть качество. Так положенная категория качества теперь пронизывает всю систему категорий. Всякое конкретное целое обладает качеством, в том числе и сама категория качества. Качество качества, безразличное к конкретным качествам конкретных целых, есть количество, т.е. качество вообще.

Конкретное целое теперь определено как конкретно качественно, так и абстрактно качественно (количественно). Логическая взаимообусловленность качества и количества порождает новую форму конкретного целого – меру.

В отношении конкретного товара его качественная сторона в языке экономики соответствует конкретной потребительной стоимости, его количественная, безразличная качеству, сторона – его меновой стоимости. Мера есть отрицательное к конкретному статическому товару динамическое единство стоимости и потребительной стоимости. Одновременно, это есть отрицание предыдущей динамической категории «труд». Тем самым, мера в товарном мире есть снова динамическая форма товара, но вне процесса труда – есть обмен.

Абсолютное отрицание обмена полагает стоимость как потребительную стоимость, а потребительную стоимость, как стоимость, говоря экономическим языком. В труде осуществляется переход от внешнего отношения абстрактных меновой и потребительной стоимостей, от бытия-вне-себя, к в-себе-бытию, говоря логическим языком. В обмене осуществляется переход товара от в-себе бытия в для-себя-бытие товара – деньги.

Товар в форме в-себе-и-для-себя бытия своих внутренних моментов – стоимости и полезности – переходит в новую статическую форму – в форму денег. Здесь мы переходим в сферу Сущности и Явления.

Кратко далее.

Деньги вновь распадаются на два момента. На сущность – производительный капитал, и явление – финансовый капитал. Развитие этих моментов приводит к их новому в-себе-и-для-себя отношению – госмонополизму, где явление – финансовый капитал – переходит в сущность, а сущность – производительный капитал – становится явлением. Общественное производство становится видимостью. Групповое присвоение общественного производства в своих, узколассовых целях – сущностью.

Дальнейшее движение осуществляется в сознательной сфере, в сфере Понятия. В этой сфере товар, как общественное отношение, полагает себя в форме элитаризма и эгалитаризма, в логической ваимообусловленности этих форм окончательно снимает с себя все свои предыдущие формы, освобождается от отношений стоимости и потребительной стоимости, переходя в продукт (возвращаясь к своей первобытной, дотоварной форме). Отличие лишь в том, что теперь не стихийная природа владеет человеком, а сознательный человек владеет рукотворной природой.

Тем самым, завершено отрицательное движение от статического неопределенного непосредственного целого – первобытного гуманизма к динамическому положительному гуманизму.

Вот, ИМХО, примерно, те логические рамки, в которых лежит марксизм. Марксизм здесь кончается. История продолжается.

Вот, ИМХО, примерно, та логическая форма, в которой следует излагать и осознавать как марксизм вообще, так и «Капитал» – в частности.

Сделаем еще одно замечание.

При конструировании системы следует строго различать ее язык и метаязык, на котором мы обсуждаем систему. Постепенно все категории ассимилируются в языке системы, получают свое место и определение. Система завершается определением Абсолютного Бесконечного, как конкретного. Начинается же с Абсолютного Бесконечного, как абстрактного неопределенного.

Гегель тщательно следит за тем, что уже “положено” в систему, а что еще “не положено”. Маркс же этот момент полностью игнорирует. Он пользуется одновременно и понятиями, которые “положены”, определены в его системе логически, и просто представлениями и ассоциациями метаязыка.

Маркс, вслед за Фейербахом, не понял логики Гегеля и откатился в мышление в представлениях. Остановился в философии на уровне дуализма Канта. Этот недостаток марксизма постепенно выродился в то, что я называю “вульгарным диаматом” и что совершенно справедливо было раскритиковано Поппером.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: