Понятие и виды избирательных систем

Избирательный процесс осуществляется по определенным правовым нормам, содержащимся в конституции и избирательном законе. Главным регулятором выборов является избирательная система, представляющая собой принципы организации выборов и способы перевода голосов избирателей в право кандидатов на властные должности. Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная).

Мажоритарная система означает что, для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов, никаких мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум – 50% голосов плюс один голос), и систе­мы относительного большинства (США, Великобритания, Кана­да, Франция, Япония и др.), где для победы достаточно просто опередить других претендентов. При применении прин­ципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур вы­боров, на котором представлены два кандидата, получивших наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установлен­ного минимума).

Пропорциональная система. Ее суть в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы – представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от двух (Дания) до пяти (ФРГ) процентов всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

Смешанная и консенсусная системы. В настоящее время многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая – по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 годов.

В последние десятилетия некоторые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обяза­тельно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. Так, например, если на пост президента претендуют 5 кандидатов, то голосующий определяет место каждого из них. За 1-е место дается 5 баллов, за 2-е – 4, за 3-е – 3, за 4-е – 2, за 5-е – 1 балл. После голосования полученные баллы суммируются, и по их количеству определяется победитель.

В наши дни голосование осуществляется с помощью либо избирательных бюллетеней, либо спе­циальных избирательных машин. Их первые образцы уже в конце XIX века начали использовать в США. Первый способ голосования распространен гораздо шире. Основным местом голосования служат избирательные участки, хотя в некоторых странах, например в Швеции, разрешается голосо­вать дома и по почте. В одних государствах (Австрия, Австралия, Бельгия, Италия, ФРГ и др.) голосование рассматривается не толь­ко как право, но и как обязанность граждан, а за неучастие предусматриваются денежные штрафы, общественное порицание или другие наказания. В других же странах (США) голосование – дело добровольное.

Для того чтобы предотвратить фальсификации и обес­печить доверие граждан к результатам выборов, необходим надеж­ный контроль над голосованием и подведением его итогов. Это обеспечивается формированием пользующейся доверием конкурирующих партий избирательной комиссии; использованием независимых, в том числе международных, наблюдателей; независимым параллель­ным подведением итогов голосования, которое могут осуществлять совместно или раздельно представители партий, СМИ, авторитетные отечественные или международные наблюдатели.

Вопросы для повторения:

1. что представляют собой выборы как политическое явление?

2. чем отличаются выборы от голосования?

3. каковы принципы избирательного права?

4. каковы принципы демократической организации выборов?

5. в чем суть мажоритарной избирательной системы?

6. в чем суть пропорциональной избирательной системы?

Раздел 2. Право.

Человеческое общество является сложной социальной системой. Взаимодействия различных субъектов во многих ситуациях характеризуются противоречивыми интересами их участников. Одним из способов согласования интересов людей является правовое нормативное регулирование. Средствами регулирования являются так же нормы морали, религии и другие. Традиции, обычаи и иные неправовые социальные нормы до сих пор играют заметную роль в общественной жизни, но их возможности ограничены. Развитие цивилизации, усложнение общественных отношений потребовало введения более действенных социальных норм. Таким нормативным регулятором стало право.

Тема 2.1. Право в системе социальных норм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: