ИГРА «Наилучшее государство»

Вводная беседа: Зачем нужно государство? Чем плохое государство отличается от хорошего? Мы живем в хорошем государстве? Что такое Утопия? Государство и страна – одно и то же? Государство и отечество?

Отбор – вспомнить строчки из песен и стихов, где речь идет о государстве (стране и т.д.)

Тур 1. Мечта о наилучшем государстве.

Отборочный конкурс – назвать как можно больше определений (одним словом) к слову государство (например, идеальное, древнее, демократическое и т.п.)

Всем участникам раздаются карточки с описанием устройства идеального государства, как оно виделось разным авторам. Задание: кратко пересказать текст, придумать и разыграть сценку, иллюстрирующую один день жизни в таком государстве.

Тексты.

1. «На Утопии есть 54 города, все они большие и великолепные… Кто узнает об одном из городов, узнает о всех. Все дома красивые в три этажа. Каждые тридцать хозяйств выбирают себе должностное лицо, которое называется сифогрантом. Именно сифогранты, которых двести, тайным голосование определяют Правителя, одного из четырех, которых им назвал народ.

У всех мужчин и женщин есть общее занятие – сельское хозяйство. Помимо сельского хозяйства каждый изучает что-нибудь свое. Главное дело сифогрантов – следить, чтобы никто не сидел в праздности, чтобы каждый усердно занимался своим ремеслом, однако, не больше чем шесть часов в сутки. Свободное время большая часть людей посвящает наукам. Некоторых народ, движимый советом священников, по голосованию сифогрантов освобождает от работы, дабы они изучали науки. Если кто-нибудь из них обманывает надежды, его гонят назад к ремесленникам.

Так как все занимаются полезным ремеслом, у них всего вдоволь. Каждый город делится на четыре части. В середине каждой части есть рынок со своими товарами. Туда каждое хозяйство свозит свои изделия. Любой глава хозяйства просит все, что нужно ему и его близким, причем без денег. Ему никто не откажет, и он не попросит лишнего, т.к. товаров всегда вдоволь, никто не боится, что ему чего-то не хватит… Законов у них весьма мало, ведь людям с такими установлениям достаточно самых малочисленных законов». Томас Мор. «Утопия»

2. «На высокой обширной равнине возвышается высокий холм, на котором и расположена большая часть города…Верховный правитель у них – священник, именуемый Солнце, на нашем языке, мы бы назвали его «Метафизик». ОН является главой главою всех и в светском и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение. При нем состоят три соправителя: Пон, Син и Мор, или по нашему: Мощь, Мудрость и Любовь.

В ведении Мощи находится все касающееся войны и мира. Ведению мудрости подлежат свободные искусства, ремесла и возможные науки, а также учебные заведения. Число подчиненных ему должностных лиц соответствует числу наук: Астролог, Космограф, Геометр, Историограф, Поэт, Логик, Ритор, Грамматик, Медик, Физик, Политик, Моралист. И есть у них всего одна книга «Мудрость», где сжато и доступно изложены все науки. Ее читают народу.

Ведению Любви подлежит, во-первых, деторождение и наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство. Народ живет хорошо, у них все общее, включая жен и детей. Все сверстники называют друг друга братьями, а должностные лица внимательно следят, чтоб никто не нанес другому обиды. У них столько должностных лиц, сколько мы насчитываем добродетелей: есть должность называемая Великодушие, Мужество, Правосудие, Правдолюбие, Веселость и т.д. Мужчины и женщины у них носят почти одинаковую одежду, обучаются наукам совместно, а затем получают должности в области тех наук и ремесел, в которых преуспели. Они все принимают участие в военном деле, земледелии, скотоводстве: знать это полагается каждому, т.к. занятия эти полагаются наиболее почетными. А тот, кто знает большое число искусств и ремесел пользуется большим уважением. Каждое новолуние собирается Совет, где присутствуют все от 20 лет и старше, и всем предлагается по одиночке высказаться, какие в государстве есть недочеты… Должностные лица сменяются по воле народаю Будучи правильно умудрен в своих действиях, человек здесь всегда помнит: «ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ, НЕ ДЕЛАЙ ДРУГОМУ». Томазо Кампанела «Город Солнца»

3. «Частная собственность отчуждает друг от друга человеческие умы, служит постоянной причиной возникновения вражды в обществе», писал Роберт Оуэн. Он считал, что условия необходимые для искоренения общественных пороков (вражды, воровства, лжи) не могут быть созданы для отдельных лиц или семейств. Для создания таких условий необходимо объединение всех людей по предприятиям численностью от 500 до 1500 человек. Каждое такое поселение расположено в квадратах от 1000 до 1500 акров. Внутри каждого квадрата находятся общественные здания, в центральном здании находится общественная кухня и столовая, справа от него – школа для малолетних и помещение для богослужения, читальня; налево – школа для страших детей, комната для взрослых и библиотека. Три стороны квадрата будут застроены жилыми помещениями, в которых комнаты должны быть достаточно большими, чтобы в них могли жить мужчина и женщина, и их двое детей до трех лет. Дети старше трех лет будут ходить в школу и спать в общих дортуарах; родителям, конечно будет разрешено посещать их, беседовать с ними. При окончании школы дети должны обладать всеми необходимыми знаниями, чтобы включиться в общий труд. Трудиться обязаны все члены общества. Роберт Оуэн.

4. Платон считал, что самым справедливым, мудрым госу­дарством, может быть такое, которое правильно устроено. Все население должно делиться на три части: управителей – философов, воинов стражей и работников (ремесленников и землепашцев). Каждый должен «производить одно то, к чему его природа наиболее способна». Такой государство мудро мудростью философов, мужественно мужество стражей, трудолюбиво трудолюбием работников.

Работники живут семьями, сами воспитывают своих детей, приучая их к труду, имеют дом, скот и все остальное в своей полной собственности, их задача – обеспечить государство всем необходимым.

Стражи и философы не имеют собственности, живут сообща, посвящая все свое время занятиям искусствам и наукам. «Сторожа и сторожихи должны всем заниматься сообща. Все женщины должны быть общими всем мужчинам…, и дети, так, чтобы и дитя не знало своего родителя, и родителя своего дитяти… Иметь общих жен и детей – большое благо». В этом случае все взрослые будут любить всех детей, а все дети будут любить и уважать всех взрослых. Все дети воспитываются вместе, обучаются геометрии, арифметике, поэтике, военному искусству и многому другому. Если у работников родился ребенок, способный к учению, он сможет воспитываться с детьми стражей и стать стражем. Стражам запрещается пьянство, обжорство и все излишества, они обязаны следить за своим здоровьем ив всегда быть готовыми к защите государства и воинским походам.

Философы выбираются из числа стражей. Из числа 20-летних отбирают самых способных и обучают их до 30 лет, а затем отбирают самых способных из 30-летних и они постигают высшую мудрость до 35 лет. Затем в течение 15 лет они занимают главные должности в государстве – правят. Затем, занимаются обучением молодежи. Платон

Время на подготовку – 10 минут, высший балл – 10 флясиков.

Во время подготовки игра со зрителями – по одному предложению придумываем описание идеального государства, которое мы встретили на другой планете.

Тур 2. «Наилучшие формы правления»

Вводная беседа: Можно ли испытывать какие-то чувства к государству? Что имел в виду Людовик Четырандцатый, заявляя – «Франция – это Я»? Какие формы правления вы знаете?

Отбор – назвать как можно больше имен современных глав государств.

Всем участникам раздаются карточки с цитатой из «Политики» Аристотеля. Задание: опираясь на данную мысль составить таблицу правильных и неправильных форм правления, выбрать из них наилучшую и сочинить легенду ее появлении.

«…когда один человек, или немногие, или большинство правят, руководясь общественной пользой естественно, такие формы государственного устроения правильные, а те формы, при которых имеются в виду личные интересы или одного лица, или немногих - неправильные». Аристотель.

Формы правления:

Монархия Аристократия

Олигархия Демократия

Тирания Охлократия

Если участникам непонятны значения терминов, они должны обратиться к мудрейшим. Необходимо также пояснить в конце, после выполнения участниками задания, что Аристотель правильными считал – Монархию, Аристократию, Демократию.

Во время подготовки, со зрителями обсуждается фраза Лао-Цзы: «Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный – подданным, отец – отцом сын – сыном».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: