К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте

Статья была опубликована в ж. «Вопросы психологии» (1974, № 4) и восстановила в научных правах фундаментальное значение проблем периодизации, которые серьезно не обсуждались в нашей детской психологии почти 25 лет. В этой


статье Д. Б. Эльконин сформулировал оригинальное теоретическое понимание периодизации психического развития детей и особенностей каждого отдельного периода. Несколько положений своей теории он с определенной модификацией заимствовал из трудов П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и др. (о сущности психического развития ребенка, об историческом происхождении отдельных возрастов, о ведущей деятельности как основе их выделения и т. д.). Однако оригинальная психологическая характеристика двух систем отношений ребенка к действительности и, соответственно, двух основных типов его деятельности, приводящих попеременно к развитию у ребенка принципиально разных сфер психики, была дана именно в этой работе Д. Б. Эльконина.

Деятельность в системе отношений «ребенок — общественный взрослый» служит объективной основой развития у ребенка мотивационно-потребностной сферы, деятельность в системе отношений «ребенок — общественный предмет» — интеллектуально-познавательной сферы. Вслед за периодами, в которых происходит преимущественное развитие первой сферы, следуют периоды с преимущественным развитием второй сферы. Это положение — главное в теории периодизации Д. Б. Эльконина, благодаря которой он выделил в детском развитии фазы, периоды и эпохи (каждая эпоха включает два периода: первый связан с развитием мотивационно-потребностной сферы, второй — интеллектуально-познавательной). Эта теория имеет большое практическое значение для построения учебно-воспитательных систем, адекватных различным детским возрастам. Вместе с тем многие пункты этой теории нуждаются в углубленном экспериментальном обосновании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: